«Работа учителя по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. ФГОС».


«Работа учителя по формированию универсальных учебных действий у младших школьников. ФГОС».
Над данной темой для самообразования я работаю шестой год. Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования УУД у младших школьников. Для ее осуществления поставила следующие цели: продолжить изучать литературу на заданную тему, внедрять изученные технологии формирования УУД у младших школьников в условиях ФГОС на уроках и во внеурочной деятельности, работать в союзе с родителями учащихся.
Главную роль в обучении и воспитании ребенка играет начальная школа. . В чем заключается роль современной начальной школы? Здесь мы говорим о деятельностном подходе. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя – принцип такого подхода в современной школе. Основной целью школьного образования на сегодняшний день становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения - формирование умения учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий . Овладение ими дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет легко учиться  на других этапах.
Действия учителя, помогающие формировать универсальные учебные действия.
 1. Дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
 3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
 4. Учитель на уроке обучает и детей, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
 5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
 6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.
 7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.
 8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
 10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
 11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
 12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.
 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
 14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания.
 15. Учитель учит детей планировать свою работу.
 Таким образом, работа учителя по формированию универсальных учебных действий у младших школьников – процесс трудоёмкий, но интересный и нужный. Если мы хотим вырастить грамотного, умного и полезного обществу гражданина, нужно не останавливаться на достигнутом , а продолжать формировать у детей необходимые универсальные учебные действия.
Использованная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Кезина Л.П. - М.: Просвещение, 2009.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой.– М. : Просвещение, 2009.