Рабочая программа по предмету Основы рыночной экономики


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Основы рыночной экономики» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан, приказом № 1080 от 23.08.2012 г. и приказом № 150 от 24.04.2013г. по специальности «Парикмахерское искусство и декоративная косметика; парикмахер - модельер», сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Общий объём – 74 часов, из них:
теоретические занятия –70;
практические занятия – 4.
Назначение дисциплины – изучение основных экономических вопросов, концептуальных положений теоретической экономики, рыночной экономики и основ бизнеса.
При реализации Рабочей учебной программы рекомендуется использовать дидактические и наглядные пособия, характеризующие экономику, организацию и управление производством: плакаты, модели, учебники и учебно – методические пособия, электронные учебники.
Весь дидактический материал следует раскрыть на основе сравнительного подхода к решению экономических вопросов в различных странах, описывая проблемы современной трансформации экономики Казахстана, анализируя причины тех трудностей, с которым страна сталкивается при решении этих проблем. Важным также является развивать у обучающихся умения высказывать свое мнение, анализировать те или иные экономические ситуации, аргументировано защищать свою точку зрения.
Рекомендуется выполнение обучающимися рефератов на проблемные темы по ходу экономической реформы в Казахстане, по созданию рынка, по преобразованию отношений собственности, изменению структуры производства, совершенствованию управления экономикой.
В целях проверки знаний по темам дисциплины рекомендуется проводить контрольное тестирование обучающихся после изучения каждой темы. Контрольные работы и зачеты проводятся за счет времени, отведенного на изучение данной дисциплины.
С учетом особенностей и сложности содержания учебного материала рекомендованы следующие методы обучения: беседы, дискуссии, решение экономических ситуационных задач, анализ производственных ситуаций, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, презентация материала, работа в микрогруппах, тренинги.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе Результаты, запланированные в рабочей учебной программе
Обучающиеся должны обладать следующими компетенциями:
Базовыми компетенциями:
Проявлять способность к
обучению и самообучению – готовиться к неприрывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации. Знает: грамоту и счет, последовательность этапов повышения квалификации.
Умеет: использовать теоретические знания в практических целях, решать проблемы.
Приобретает навык: отвечать за качество труда и обучения.
Компетентен: в выборе способов и методов самообучения.
Общаться на формальном
и неформальном уровнях, сотрудничать, работать в команде. Знает: правила делового этикета; ролевое разделение труда при работе в группе.
Умеет: адекватно вести себя в различных производственных и жизненных ситуациях; отказаться от собственных предубеждений при принятии решений.
Приобретает навыки: планировать, организовывать и оценивать собственную деятельность.
Компетентен: в выборе ролевой позиции в общении.
Работать с различными
источниками информации – искать, обрабатывать, хранить и воспроизводить. Знает: основные справочные и периодические издания, в которых можно найти интересующую информацию; компьютерные программы, используемые при работе с информацией.
Умеет: пользоваться персональным компьютером и средствами оргтехники; составлять информационные базы (картотеку, электронную), находить необходимую информацию, пользуясь различными каталогами.
Приобретает навык: систематизации информации.
Компетентен: в выборе средств и способов поиска, сбора и применения информации.
Мыслить критически,
осуществлять целесообразную деятельность. Знает: методы, как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений.
Умеет: использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы; осуществлять планомерный поиск ответов; вскрывать причины и последствия фактов; вырабатывать точку зрения и отстаивать ее при помощи логических доводов; организовывать и осуществлять деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Приобретает навыки: мыслить логично, действовать быстро.
Компетентен: выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.
Вести себя эффективно в
конкурентной среде – искать работу, заключать договор с работодателем, строить профессиональную карьеру. Знает: способы поиска работы, источники информации о работе.
Умеет: составить резюме, пройти интервью с работодателем, заключить договор.
Приобретает навыки: общения.
Компетентен: в выборе способов поиска работы.
Профессиональными компетенциями:
Создавать благоприятную
для работы атмосферу. Знает: правила делового этикета.
Умеет: создавать благоприятную атмосферу.
Приобретает навыки: коммуникации, презентации.
Компетентен: в общении.
Осуществлять управление
персоналом. Знает: стимулировать и мотивировать себя и других к достижению целей.
Умеет: управлять трудовым коллективом.
Приобретает навыки: управление персоналом. Компетентен: управлять персоналом.
Осуществлять контроль над
качеством готовой продукции. Знает: критерии качества готовой продукции.
Умеет: определять качества готовой продукции.
Приобретает навыки: контроля над качеством продукции.
Компетентен: контролировать качество.
Осуществлять контроль над
расходами на труд. Знает: элементы системы управления; формы и этапы менеджмента.
Умеет: рассчитывать и контролировать расходы на труд.
Приобретает навыки: расчета расходов на труд.
Компетентен: организовывать безубыточное производство.
Контролировать
соблюдение техники безопасности. Знает: правила техники безопасности.
Умеет: осуществить безопасную организацию труда.
Приобретает навыки: безопасной организации труда.
Компетентен: контролировать соблюдение техники безопасности.
Специальными компетенциями:
1. Распределять задания и передавать полномочия по их выполнению в подразделения. Знает: методы оптимизации и организации труда, функции, структуру организации.
Умеет: делегировать полномочия, контролировать и регулировать процессы управления.
Компетентен: распределять задания.
Приобретает навыки: делегирования полномочий.
2.Предотвращать дисциплинарные нарушения.
Знает: методы контроля дисциплины на рабочем столе.
Умеет: управлять трудовым коллективом.
Компетентен: осуществлять контроль дисциплины.
Приобретает навыки: контроля дисциплины.
3. Решать вопросы премирования, поощрения и взыскания. Знает: принципы и методы мотивации труда.
Умеет: осуществлять мотивацию персонала; разрабатывать системы поощрения и взыскания.
Компетентен: принимать решения.
Приобретает навыки: мотивирования персонала.
4.Осуществлять набор и инструктаж\ обучение сотрудников. Знает: методы набора, инструктажи сотрудников.
Умеет: проводить собеседования, инструктаж сотрудников.
Компетентен: набирать и инструктировать персонал.
Приобретает навыки: работы в отделе кадров.
3. РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Бөлімдер мен тақырыптар атауы
Наименование разделов и тем Барлық сағат саны
Количество часов
Барлығы
Всего Теориялық сабақ
Теор. занятия Практикалық сабақ
Практ. занятия
Раздел 1. Основы экономической теории
6 6 1 1.1 Введение в экономику. 2 2 1.2 Экономика и ее роль в обществе. 2 3 1.3 Типы экономических систем. 2 Раздел 2. Товарно-денежная характеристика экономики 6 6 4 2.1 Основные формы организации хозяйства. 2 5 2.2 Товар и его свойства. 2 6 2.3 Понятие денег и их эволюция. 2 Раздел 3. Рынок 8 8 7 3.1 Рынок и условия его возникновения. 2 8 3.2 Рынок и механизм его функционирования 2 9 3.3 Спрос и предложение. 2 10 3.4 Рыночное равновесие. 2 Раздел 4. Конкуренция и монополия 8 8
11 4.1 Рынок совершенной конкуренции. 2 12 4.2 Монополия. 2 13 4.3 Рынок несовершенной конкуренции. 2 14 4.4 Антимонопольное регулирование экономики. 2 Раздел 5. Труд и заработная плата 6 5 1
15 5.1 Рынок труда. 2 16 5.2 Занятость и безработица. 2 17 5.3 Наемный труд и профессиональные союзы. 1 1
Раздел 6. Маркетинг 6 5 1
18 6.1 Сущность, цели и задачи маркетинга. 2 19 6.2 Товар как объект маркетинга. 2 20 6.3 Реклама. 1 1
Всего (за II курс):
40 38 2
Раздел 7. Производство и предпринимательство 10 9 1
21 7.1 Предприятие и фирма. 2 22 7.2 Производство. 2 23 7.3 Издержки производства и прибыль. 2 24 7.4 Организационно-правовые формы предприятий. 2 25 7.5 Малое предприятие. 1 1
Раздел 8. Рынок ценных бумаг
4 4 26 8.1 Понятие рынка ценных бумаг. 2 27 8.2 Виды ценных бумаг. 2 Раздел 9. Государство и экономика
6 6 28 9.1 Роль государства в развитии экономики. 2 29 9.2 Финансовая система государства. 2 30 9.3 Налоги и налогообложение. 2 Раздел 10. Менеджмент
14 13 31 10.1 Понятие «управление». 2 32 10.2 Менеджер – его роль и место в организации. 2 33 10.3 Типы менеджмента. 2 34 10.4 Принципы менеджмента. 2 35 10.5 Модели национального менеджмента. Контрольная работа. 1 1
36 10.6 Стиль руководства. 2 37 10.7 Этика делового общения.
Зачетное занятие. 2 Всего (за III курс):
34 32 2
Итого
74 70 4
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ Тақырып
Тема Мазмұны
Содержание
Раздел 1. Основы экономической теории
1 1.1 Введение в экономику. Возникновение и становление экономической теории. Основные школы экономической теории.
2 1.2 Экономика и ее роль в обществе Понятие об экономике. Для чего нужно изучать экономику. Потребности и их классификация. Пирамида потребностей по А. Маслоу. Факторы производства и их кругооборот. Основные экономические проблемы. Альтернативная стоимость.
3 1.3 Типы экономических систем. Проблема экономического выбора.
Экономические ресурсы и их виды. Типы экономических систем. Переходная экономика. Производственные возможности.
Раздел 2. Товарно – денежная характеристика экономики
4 2.1 Основные формы организации хозяйства. Понятие натурального хозяйства. Натуральный продукт. Признаки. Потребительная стоимость. Товарное хозяйство. Причины возникновения.
5 2.2 Товар и его свойства. Определение товара. Свойства товара. Теория предельной полезности о товаре. Особенности информации как товара.
6 2.3 Понятие денег и их эволюция. Деньги и их эволюция. Бартер. Качества денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

Раздел 3. Рынок
7 3.1 Рынок и условия его возникновения. Понятие рынка. Условия его возникновения. Функции рынка.
8 3.2 Рынок и механизм его функционирования. Структура рынка. Рыночная инфраструктура. Сущность рыночного механизма. Рыночная конкуренция.
9 3.3 Спрос и предложение. Сущность спроса и величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Кривая спроса. Характеристика спроса на рынке РК. Сущность предложения и величина предложения. Закон предложения.
10 3.5 Рыночное равновесие. Воздействие спроса и предложения на цену. Равновесие спроса и предложения. Государственное влияние на рыночное равновесие. Понятия дефицит и избыток.
.
Раздел 4. Конкуренция и монополия
11 4.1 Рынок совершенной конкуренции. Понятие рыночной структуры. Модели рынка. Совершенная конкуренция. Признаки. Выбор оптимального объема производства. Кривая краткосрочного и долгосрочного предложения.
12 4.2 Монополия. Понятие монополии и монопсонии. Виды монополии. Цена и предельный доход при монополии. Эластичность спроса при монополии. Монопольная власть.
13 4.3 Рынок несовершенной конкуренции. Понятие монополистической конкуренции. Признаки. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Олигополия и ее основные модели. Основные показатели концентрации рынка. Модель Курно (дуополия).
14 4.4 Антимонопольное регулирование экономики. Возникновение и развитие антимонопольного законодательства. Методы антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство РК.

Раздел 5. Труд и заработная плата
15 5.1 Рынок труда. Особенности товара «труд». Рынок труда в условиях свободной конкуренции. Монопсония на рынке труда. Монополия на рынке труда. Заработная плата. Функции заработной платы. Формы оплаты труда.
16 5.2 Занятость и безработица. Понятие безработицы. Формы безработицы. Причины безработицы. Закон Оукена. Кривая Филлипса. Уровень жизни и потребительские бюджеты. Социальная политика государства.
17 5.3 Наемный труд и профессиональные союзы. Экономически активное население. Типы профсоюзных объединений. Коллективный договор.
ПР: Изучение трудового и коллективного договоров, составление резюме.
Раздел 6. Маркетинг
18 6.1 Сущность, цели и задачи маркетинга. Понятие «маркетинг». Сущность маркетинга. Маркетинг в предпринимательстве. Маркетинговые исследования. Маркетинговый план. Правила маркетинга.
19 6.2 Товар как объект маркетинга. Определение товара и его характеристики. Классификация товара. Марка товаров. Упаковка товара. Товарный ассортимент и номенклатура. Жизненный цикл товаров.
20 6.3 Реклама. Понятие рекламы. Функции, виды и формы рекламы. Понятие цены и механизм ценообразования.
ПР: Составление рекламного буклета.
Раздел 7. Производство и предпринимательство
21 7.1 Предприятие и фирма. Понятия «предприятие» и «фирма». Источники формирования имущества предприятия. Право юридического лица. Формы собственности в РК. Формы предпринимательства.
22 7.2 Производство. Понятие производства. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба производства.

23 7.3 Издержки производства и прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Пути снижения издержек. Выбор факторов производства.
24 7.4 Организационно – правовые формы предприятий. Формы предпринимательства. Понятие индивидуального предпринимательства. Товарищество. Крестьянские хозяйства. Акционерное общество. Преимущества и недостатки.

25 7.5 Малое предприятие. Практическая работа 7: Деловая игра «Малое предприятие».
Раздел 8. Рынок ценных бумаг
26 8.1 Понятие рынка ценных бумаг. Специфические функции рынка ценных бумаг. Структура и инфраструктура рынка ценных бумаг. Индексы ценных бумаг.
27 8.2 Виды ценных бумаг. Свидетельства о собственности. Свидетельства о займе. Производные ценные бумаги.

Раздел 9. Государство и экономика
28 9.1 Роль государства в развитии экономики. Причины государственного вмешательства в экономику. Роль государства в рыночной экономике. Функции государства. Методы государственного регулирования экономики.

29 9.2 Финансовая система государства. Финансы, как экономическая категория. Субъекты финансовых отношений. Основные функции финансов. Понятие финансовой системы. Структура государственных финансов. Государственный бюджет. Государственный кредит. Фонды страхования.
30 9.3 Налоги и налогообложение. Понятие финансовой политики. Бюджетная политика государства. Возникновение налоговой системы. Сущность налогов и их функции. Принципы налогообложения. Виды налогов. Фискальная политика государства.
Раздел 10. Менеджмент
31 10.1 Понятие «управление». Виды управления. Составляющие управленческой деятельности. Обеспечение существования предприятия на рынке, обеспечение маркетинга.
32 10.2 Менеджер – его роль и место в организации. Деятельность менеджера, ролевые функции, требования к менеджеру, личностные качества.
.
33 10.3 Типы менеджмента. Организационный менеджмент. Стратегический менеджмент. Текущее управление. Управление производством. Управление финансами.
34 10.4 Принципы менеджмента.
Организационно – административные; экономические; социальные; психологические методы. Менеджмент персонала. Логистика.

35 10.5 Модели национального менеджмента. Японская, североамериканская, западноевропейская, латиноамериканская модели менеджмента.
36 10.6 Стиль руководства. Социально – психологический аспект групп. Типы формальных и неформальных групп. Влияние, власть. Теоретические подходы к проблемам лидерства. Стресс. Способы управления конфликтом.
.
37 10.7 Этика делового общения. Носители информации. Способы передачи информации. Структура коммуникации. Зависимость общения от восприятия партнера. Деловой этикет. Тактика делового общения. Переговоры. Подготовка к выступлению. Общение по телефону.
5.ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
5.1 Основная литература:
1. Гептинг В.Н. «Основы рыночной экономики» - Астана, 2007.
2. Гомола А.И., Кириллов В.Е. «Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля» - Москва, 2013.
3. камаев В.Д., Ильчиков М.З. «Экономическая теория (краткий курс)» - Москва, 2010.
5.2 Дополнительная литература:
1. Крымова В.Ж. «Экономическая теория» - учебное пособие в схемах. Алматы, 2008.
2. ЛысенкерЛ.Ш. «Основы рыночной экономики» - Алматы, 1997.
3. Садыков Е.Т. «Микроэкономика: основные положения» - учебное пособие. Алматы, 2008.