Рабочая программа курса по выбору «ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ДОКУМЕНТОВ В MS WORD»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БРАТСКА


РАССМОТРЕНО
Заседание педагогического совета
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 17
от « 30 » августа 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Заседание НМС
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 4
от «29» августа 2014 г.
Зам. директора по НМР
Т.В. Уварова _________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № 151
от «05» сентября 2014г.
Директор
МБОУ «СОШ № 35»
____________М.В. Лебедева





РЕКОМЕНДОВАНО
Заседание ШМО учителей математики и информатики
МБОУ «СОШ № 35»
Протокол № 1
от « 28 » августа 2014 г.
Руководитель ШМО
О.В. Куневич ________





Рабочая программа
курса по выбору
«Технология создания комплексных документов
в MS Word»
для обучающихся 8А класса
на 2014-2015 учебный год



Предметная область: «Информатика»


Разработала: Куневич О.В.
учитель информатики,
первой квалификационной категории





Братск, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа специального курса «Технология создания комплексных документов в Microsoft Word» для обучающихся 8А классов составлена на основе авторской (комбинаторной) педагогической разработки, учителя МБОУ «Лицей № 3» Мазитовой М.А., рекомендованной ЭМС МАУ «ЦРО» г. Братска (приказ № 52 от 13.05.2013г.), соответствии с ФК ГОС 2004г. федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (работа по ФГОС нового поколения обусловлена методической темой школы «Педагогические условия формирования универсальных учебных действий», а также работой школы в пилотных площадках опережающего введения ФГОС ООО, ФГОС СОО), основной образовательной программой основного общего образования (ФКГОС 2004г) МБОУ «СОШ № 35» на 2013-2018 учебные годы и учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 2014-2015 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. В содержание и распределение часов в данной рабочей программе изменения не вносились.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного возраста и класса характеризуются:
- бурным характером развития, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
- сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;
- изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Результаты обучения данного класса по итогам 2012-2013 учебного года следующие: успеваемость 100%, качество – 31,67%. Уровень мотивации низкий - 58,20%).В основном преобладает мотив «учение по необходимости» (средний балл 1,5), что соответствует достаточному уровню. Мотив «ситуативный интерес» находится на границе между низким и достаточным уровнями (средний балл 1,2). Мотивы «интерес к учебе» (средний балл 1,1) и «познавательный интерес» (средний балл 1,1) находятся на низком
Обучающиеся приучены выполняют требования, активны, внимательны, умеют рассуждать, логически мыслить.
Цели и задачи курса:
формирование и отработка навыков создания на компьютере тематических документов и материалов для школьных дисциплин;
привитие информационной культуры работы с документами и материалами;
расширение технологических навыков;
подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
выработка знаний о правилах оформления документов;
освоение прикладных программных средств, не являющимися типовыми для школьного курса информатики.

Общая характеристика курса
Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение в сети Интернет и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники обучающимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы; табличные процессоры – создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнообразные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получают с помощью специализированных аппаратных средств, например сканеры или цифровые камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Для учеников особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов – математика, физика, химия, так как большое количество учебного времени отводится на изучение именно этих предметов. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики, обучающие могут на спецкурсе «Технология создания комплексных документов в Microsoft Word» Полученные знания, умения и навыки пригодятся им как в школе, так и после поступления в высшие учебные заведения или на работу.
Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.
Учитель, ведущий курс, тесно сотрудничает с учителями-предметниками, корректирует как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.
Среди используемых программ в наличии имеется текстовый процессор Microsoft Word, табличный процессор Excel, программа обработки графической информации Microsoft Paint, программа сканирования и распознавания материала, редактор математических формул Microsoft Equation.
Формы организации учебного процесса
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерный практикум. На лекциях речь идет о возможностях прикладных программных средств компьютера по созданию документов и материалов, объясняются способы работы с теми программными средствами, которые не изучались школьниками в основном курсе информатики. Практикум направлен на отработку и формирование навыков создания на компьютере тематических документов и материалов.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии рассматриваются правила техники безопасности при работе с компьютером, предлагается материал и о возможностях различных прикладных программных средств применительно к созданию тематических документов и материалов, определяются основные направления работы.
Сам курс начинается с лекции, в которой раскрывается специфика и особенности оформления документов и материалов, перечисляются используемые программные средства, выдаются сведения о правилах работы с этими средствами. На практике отрабатываются навыки создания тематических документов и материалов по образцу. Заканчивается курс отчетным занятием, на котором обучающиеся демонстрируют самостоятельно созданные рефераты и защищают их, готовя тезисы для устного выступления. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений, обучающихся перед прохождением курса:
имеют представление о правилах работы с компьютером;
владеют работой с окнами, файлами и папками;
иметь представление о текстовом процессоре Microsoft Word и его назначении.

Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы у обучающихся формируется следующая система ценностей:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность науки ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Описание места курса в учебном плане
Курс по выбору «Технология создания комплексных текстовых документов в Mictosoft Word» реализуется через компонент образовательного учреждения учебного плана МБОУ «СОШ № 35» 2013-2014 учебный год, предназначен для обучающихся 8А класса. Курс рассчитан на 17 часов, который проводится в течение учебного года по 0,5 часу в неделю. Список группы сформирован в соответствии с заказом обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название разделов
Кол-во часов
В том числе:




Теория
Практика

1
Введение
2
2


2
Текстовый редактор и его возможности
12
1,5
11,5

3
Выполнение творческого задания
3

3


Итого:
17
3,5
14,5


Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
Учебная исследовательская деятельность (УИД)
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение (2 ч.)
Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами. Реферат как изложение материала в форме комплексного текстового документа. Разнообразие комплексных текстовых документов. Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ. Основные требования к структуре и оформлению школьных исследовательских и реферативных работ. Общие правила оформления титульных листов для рефератов.
2. Текстовый редактор и его возможности (12 ч.)
Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты. Ввод и форматирование специальных и и произвольных символов. Списки. Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания. Редактор формул Microsoft Equation.Работа с таблицами. Размещение в документе графики. Фигурный текст. Стили. Сноски. Оглавление текста. Шаблоны документов. Документы личного характера. Служебные документы. Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов.
3. Выполнение творческого задания (3 ч.)
Выбор темы проектного задания. Оценка вопросов, раскрытие которых необходимо для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Разработка идеи выполнения проект. и оформление документации. Защита проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов нформационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
оределение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования
В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Действие нравственно-этического оценивания
Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера.
Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Универсальные учебные действие планирования и целеполагания
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию УУД планирование. Это задания типа «Составь алгоритм», «Заполни пропуски в алгоритме». Содержанием этих заданий является:
планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.

Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе изучения курса учащиеся приобретают опыт:
умения ставить учебные цели;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
прогнозировать результат;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
саморегулировать процесс поиска и осуществления способа действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата и ранее поставленной цели;
осознанно выделять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а также практических работ, выполняемых группой.
Большое значение для развития коммуникативных навыков имеют внеурочные мероприятия. В школе проводятся компьютерный фестиваль, который представляет собой командные соревнования. Задания связаны с материалом как учебника, так и энциклопедическими и формируемыми универсальными учебными действиями.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические действия, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в инструментов ИКТ и источников информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики представляется учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде.Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики
· научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение.
Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у обучающихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

Формирование читательской компетентности,
стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
Работа с текстом: оценка информации
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После прохождения курса обучающиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знают специфику оформления документов и материалов школьных дисциплин;
знают основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин с помощью прикладных программных средств компьютера;
владеют навыками работы в редакторе математических формул;
умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
умеют иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
умеют структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения;
просматривать, создавать, редактировать, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
соблюдают правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
владеют способами продуктивной деятельности.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
технология проектного обучения позволяет формировать приемы продуктивной деятельности учащихся (видение проблемы, перенос знаний, структурирование, рефлексия), формирует умение публичного выступления, целеполагания, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументировано доказывать свою точку зрения и т.д. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого ученика, развивает командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать, развивает у учащихся умение искать пути поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Образовательные пространства реализации программы
Первым образовательным пространством обучения является урок.
Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки рефлексии;
3. Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Вторым образовательным пространством, где осваивается учебное предметное содержание являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических работ. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся они начинают осознаваться самим школьником.
И, наконец, практики «полигон» для опробования найденных учащимися способов действия, необходимое условие их проверки и использования.
По своему месту в учении практики можно разделить на:
а) «готовящие», закладывающие некоторый опыт практического действия для уроков;
б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса к системе уроков, дающих новые знания;
в) «результирующие», опирающиеся на найденный на уроках способ действия.
По своей преобладающей направленности практики можно разделить на:
а) практики, направленные на объект;
б) практики взаимодействия (направленность на других людей),
в) практики проживания (направленность на себя).

Типология учебных ситуаций
ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД, ключевых компетентностей используются следующие типы задач:
Личностное развитие: на личностное самоопределение; смыслообразование; мотивацию; нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативная деятельность: на учёт позиции партнёра; организацию и осуществление сотрудничества; передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков.
Познавательная деятельность: задачи и проекты сравнение, оцениваниезадачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение.
Регулятивная деятельность: на планирование; рефлексию; целеполагание; оценивание; принятие решения; самоконтроль; коррекцию.
Развитию регулятивных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Рефлексивная деятельность
Также одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого обучающегося, его постоянная работа над собой, которая требует постоянной рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем стал».
В подростковом возрасте происходит развитие рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе. Результатом рефлексивной деятельности является развитие и изменение учащегося, смена позиции, занимаемой им в учебной деятельности, активизация его как субъекта деятельности.
Рефлексия может осуществляться на любом этапе занятия.
Наиболее оптимальной является классификация, основанная на функциях рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися и в конце деятельности. С этой целью применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) и т.д.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Дя этого используются приемы: «Лестница успеха», «Оценочные линеечки» «Дорога к «5», «4», «3», «2», «Сажаем Дерево целей», «Лента правил» и др.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективны приемы: незаконченное предложение, тезис, подбор афоризмов (высказывания Я не знал - Теперь я знаю), кодированный диктант (вместо слова «да» ставим - 1, вместо слова «нет» ставим - 0).Приемы анализа субъективного опыта«Синквейн» и «Диаманта», помогают выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Цель контроля в данном спецкурсе - не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.
Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным работам, оценка работ с учетом их участия в конкурсах и конференциях. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и публичную защиту, включающую: 1) рассказ о технологии создания данного продукта, 2) анализ теоретического материала данной темы по любому предмету.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.
Планируется выдача сертификата, куда заносится «Общая аттестационная оценка».



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методический комплект
Информатика и ИКТ: учебник для 5, 6, 7 класса / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И.. Практикум по информатике и информационным технологиям. Создание текстовых документов в текстовом редакторе MS Word.
Рейнгольд Г.Б. Советы ученику пишещему реферат. Методические рекомендации для учащихся общеобразовательного учреждения. Рекомендовано ГУДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», 2006.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (1 шт.);
персональный компьютер для обучающихся (10 шт.)
сканер;
принтер лазерный;
фотокамера цифровая;
3. Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература, использованная при подготовке программы
Программа «Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice» MicrosoftCorporation (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений для 2-11 классов: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г).
Информатика и ИКТ: учебник для 5, 6, 7 класса / Л.Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И.. Практикум по информатике и информационным технологиям. Создание текстовых документов в текстовом редакторе MS Word.
Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –тМ:. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Литература, рекомендованная для обучающихся
Рейнгольд Г.Б. Советы ученику пишущему реферат. Методические рекомендации для учащихся общеобразовательного учреждения. Рекомендовано ГУДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», 2006.
Юркова Т.А., Ушаков Д.М. Путеводитель по компьютеру для школьника. – СПБ.: Издательский Дом «Нева», 2006.
Фигурнов В.Э. IBM PС для пользователя. Издательский дом «ИНФА-М»

Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лаборатория информатики МИОО
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сеть творческих учителей информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методическая копилка учителя информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Педагогическое сообщество
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарные сроки
№ уроков

Раздел/тема
Кол-во часов
Планируемые результаты

Виды контроля





Предметные
Универсальные
учебные действия



02.09

1
Реферат как изложение материала в форме комплексного текстового документа. Разнообразие комплексных текстовых документов. Правила ТБ и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
1
Знать: структуру реферата, понятие комплексного текстового документа, правила ТБ.
Уметь: работать с комплексным текстовым документом
Регулятивные УУД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества
Умение использовать различные средства самоконтроля (дневник, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
Познавательные УУД:
Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (формы представления информации, информационные прцессы).
Умение объяснять взаимосвязь информационных процессов.
Формирование способности выполнять разные виды чтения.
формулировать гипотезу по решению проблем.
Коммуникативные УУД:
Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.
Личностные УУД:
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.


Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе.

09.09
2
Основные требования к структуре и оформлению школьных исследовательских и реферативных работ. Общие правила оформления титульных листов для рефератов.
1
Знать: структуру и общие правила оформления исследовательских и реферативных работ
Уметь: применять полученные знания.

Текущий

16.09
3
Ввод и редактирование текста. Работа с фрагментами текста.
1
Знать: правила ввода и редактирования текста.
Уметь: работать с фрагментами текста.

Текущий

23.09
4
Форматирование страницы. Форматирование абзацев. Шрифты.
1
Знать: способы форматирования страниц, абзацев, шрифтов.
Уметь: форматировать текст.

Текущий

30.09
5
Ввод и форматирование специальных и произвольных символов. Списки.
1
Знать: способы форматирования специальных и произвольных символов.
Уметь: вставлять специальные и произвольные символы. Создавать и работать с маркированными и нумерованными списками.

Текущий

07.10
6
Поиск и замена текста в документе. Средства автозамены текста. Средства автоматизации проверки правописания.
1
Знать: способы поиска и замены текста в документе.
Уметь: искать и производить замену текста в документе, проверять правописание.

Текущий

14.10
21.10
7-8
Редактор формул Microsoft Equation.
2
Знать: способы вставки формул в редакторе Microsoft Equation. Уметь: работать с редактором формул Microsoft Equation

Текущий

11.11
18.11
9-10
Работа с таблицами. Размещение в документе графики.
2
Знать: виды таблиц.
Уметь: создавать, форматировать таблицы, вставлять графические объекты.

Текущий

25.11
11
Фигурный текст. Стили. Сноски.
1
Знать: что такое стили, сноски.
Уметь вставлять фигурный текст, работать со стилями и сносками.

Текущий

02.12
12
Оглавление текста. Шаблоны документов.
1
Уметь: создавать шаблоны документов.

Текущий

09.12
13
Документы личного характера. Служебные документы.
1
Знать: отличие личных документов от служебных документов.
Уметь: работать с данными видами документов.

Текущий

16.12

14
Работа с диаграммами. Внедрение и связывание объектов.
1
Знать: типы диаграмм.
Уметь: создавать диаграммы, внедрять и связывать объекты.

Текущий

23.12
ещё

15-16
Индивидуальная работа над рефератом.
2
Уметь: работать с заданными критериями оформления реферата.

Текущий

20.05
17
Защита проекта.
1
Уметь: предоставлять отчет о проделанной работе.

Отчет

ИТОГО
34













13PAGE 15


13PAGE 142215




гђ Заголовок 315