Отчет по теме самообразования «Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средства повышения качества и результативности обучения»
Отчет по теме самообразования
Кошкиной Галины Федоровны, учителя английского языка
МБОУ СОШ сельского поселения «Посёлок Токи»
за 2016-2017 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средства повышения качества и результативности обучения»
Данную тему по самообразования я осваиваю уже третий год с 2014-2015 учебного года.
Условия возникновения данной проблемы.
В условиях непрерывной компьютеризации современного мира в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно - коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
Актуальность проблемы.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Ведь использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Постановка проблемы.
Причиной постановки данной проблемы явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности и незаинтересованность работы во внеурочное время. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с различными источниками информации. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения необходимых навыков и умений при изучении английского языка, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, к саморазвитию.
Были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
2) повысить качество преподавания английского языка на основе внедрения новых информационных технологий;
3) усилить интенсивность урока с помощью использования ИКТ;
4) использовать ИКТ как средство повышения мотивации учащихся в изучении английского языка;
5) применять разнообразные формы работы на уроке с использованием ИКТ;
6) формировать у учащихся навыки в использовании ИКТ, развивать их творческий потенциал.
Ожидаемым результатом в моей работе , которые планировалось достичь:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядности, создание электронного комплекта педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, ШМО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
Теперь хотелось бы описать наиболее значимые мероприятия по реализации плана.
Прежде всего, за этот период я присоединилась к Современному Учительскому Порталу http://easyen.ru, где получила возможность с помощью видео уроков и мастер-классов коллег научиться создавать интерактивные презентации с помощью различных технологических приёмов в программе Power Point 2010. Мною было создано более 30 новых интерактивных презентаций разных видов с использованием различных технологических приёмов: интерактивных тестов, дидактических игр, тренажеров и учебных презентаций.
Также было создано на Google около 10 интерактивных Рабочих листов (Worksheets) на различные темы, для разных возрастов школьников и с использованием разных видов деятельности (Listening, Reading, Speaking, Writing), которые можно использовать как на уроках, так и для индивидуальной работы дистанционно.
Своими авторскими разработками я поделилась в сообществах Современный Учительский портал и опубликовала их http://easyen.ru/load/0-0-23680-0-17 и Pedsovet.su http://pedsovet.su/index/8 .
Вместе с учащимися 8 класса в течение учебного года работали над исследовательским проектом по английскому языку «Велокультура Великобритании как экокультура». Этот проект вместе с продуктом в форме плаката на английском языке «Use of Bike» был представлен на III школьной научно-практической конференции «Наука. Творчество. Исследование» и занял первое место. Как победитель школьной НПК, проект был рекомендован на участие во второй районной научно-практической конференции школьников «На пороге открытий». Юным исследователям был вручен Диплом призёра НПК. На школьном сайте http://toki.edu.27.ru даны подробности.
В течение учебного года прошла дважды дистанционные курсы повышения квалификации: «Разработка урока иностранного языка по технологии АМО (Технология активны х методов обучения и модерации – современная образовательная технология новых ФГОС) в условиях внедрения ФГОС» 108 часов» в марте 2017 года и курсы «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС» 72 часа.
Приняла участие в работе 11 вебинаров (всего 19 часов). Практическим результатом прохождения дистанционных курсов стали две разработки «Программа развития одаренного ребенка» и конспект урока английского языка по технологии АМО в 5 классе (УМК English Favourite автора С.Г. Тер-Минасова).
Участие в педагогических конкурсах является важной составляющей методической работы. Я приняла участие в следующих 8 педагогических конкурсах: «Классный час-2016-2017» (Сертификат участника), III Всероссийская интернет-олимпиада по английскому языку для педагогов (Сертификат участника), «Диссеминация педагогического опыта» (Сертификат участника), Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Дидактические игры» Номинация «Дидактические игры для учащихся 2-4 классов» (Диплом II место), Конкурс «Эстафета разработок» (Сертификат участника), Международный творческий конкурс для учителей «Олимп успеха -2017»
Номинация «Презентация к уроку» (Диплом II место), Тест ИКТ-компетентность педагога (Диплом I место).
На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла 23.01.2017 года обменялась опытом по теме «Эффективные способы визуализации урока с использованием презентаций в программе Microsoft Power Point-2010», на заседании Р МО учителей английского языка 31.11.2016 года «Актуальные проблемы обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС» выступила по теме «Повышение мотивации изучения английского языка в условиях внедрения ФГОС», 16.12.2016 года приняла участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2016» в качестве эксперта.
Итак, использование ИКТ помогает мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышает мотивацию ученика, ускоряет подготовку к уроку и приносит удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании английского языка является важным средством для формирования личности, его языковой компетентности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности. Рост качества знаний учащихся является прямым показателем качества работы учителя.
В течение года я работала над повышением своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе, стремилась повысить качество обучения с использованием ИКТ и научить учащихся применять ИКТ в своей учебной и внеурочной деятельности. В дальнейшем я буду продолжать работать над своей темой, стремиться к саморазвитию и раскрывать творческий потенциал своих учащихся.