Урок по физике для 8 класса «Температура плавления. Удельная теплота плавления».
Урок по физике для 8 класса «Температура плавления. Удельная теплота плавления».Цели урока:
Образовательные:
ввести понятие удельной теплоты плавления;
формировать умение стоить график зависимости температуры кристаллического тела от времени нагревания;
продолжить формирование навыков:
- работы с таблицей;
- планирования ответа;
- ведения расчётов;
-оформления задач по физике.
Развивающие:
развивать умения решать задачи на расчет количества теплоты необходимого для плавления вещества и выделяемого при кристаллизации;
развивать навыки работы с формулами;
развитие навыков счета;
развитие речи учащихся.
Воспитательные:
развитие общей компетентности учащихся при решении физических задач;
развитие учебной мотивации учащихся, создание ситуации успешности.
аккуратность в составлении графиков, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Формы контроля: фронтальный опрос, самостоятельная, тестирование, индивидуальная работа, игра, решение задач на оценку.
Методы обучения: Наглядный, практический, частично-поисковый.
Оборудование урока: презентация; демонстрация плавление льда с графиком; карточки с задачами и вариантами работыХод урока:
Организационный момент.
Постановка темы и целей урока.
Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос)
1) Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называется (Тепловым движением)
2) Энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется (Внутренней энергией)3) Внутреннюю энергию тела можно увеличить. (Совершая работу или теплопередачей)
4) Процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы над ним самим называется(Теплопередачей)5) Перенос энергии самими струями газа или жидкости называется (Конвекцией)6) Перенос энергии от более нагретого тела к менее нагретому в результате теплового движения и взаимодействия частиц, называется (Теплопроводностью)7) Энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, называют (Количеством теплоты)8) Единица измерения удельной теплоемкости вещества. (Дж/кг Ч °С)
9) Количество теплоты, которое необходимо передать 1г воды для нагревания ее на 1 єС называется(Калория)
10) Какова удельная теплоемкость воды? (4200 Дж/кг Ч °С)11) Какой буквой обозначается удельная теплота сгорания топлива? (q)
12) Как подсчитать количество теплоты Q, выделившееся при полном сгорании топлива любой массы m?(Q = qm)13) Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется (Плавлением)
14) Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется (Кристаллизацией)
15) Температура кристаллизации воды. (0 °С)16) Температура кипения воды. (100 °С)17) Температура кипения молока. (100 °С)
III. Изучение нового материала. а) Демонстрация«Плавление и кристаллизация твердого тела»
1. При нагревании увеличивается температура тела.
2. Скорость колебания частиц возрастает.
3. Увеличивается внутренняя энергия тела.
4. Когда тело нагревается до температуры плавления,
кристаллическая решетка начинает разрушаться.
5. Энергия нагревателя идет на разрушение решетки кристалла.б)Построение графика изменения агрегатного состояния тела. в) подробный анализ графика с разбором каждого отрезка графика изучение всех физических процессов происходящих на том или ином промежутке графика.
1. При охлаждении уменьшается температура жидкости.
2. Скорость движения частиц уменьшается.
3. Уменьшается внутренняя энергия жидкости.
4. Когда тело охлаждается до температуры плавления, кристаллическая
решетка начинает восстанавливаться4. Формирование понятия «удельная теплота плавления», физический смысл, единицы измерения, обозначение. 5. Работа с таблицей: - Назовите самый тугоплавкий металл. Ответ: вольфрам (нити накала в электрических лампочках).
- Назовите легкоплавкие вещества? Ответ: лед, цезий, калий, натрий.
- Есть ли металл, который можно расплавить в руке? Ответ: цезий.
- А в кипящей воде? Ответ: еще натрий.
- Можно ли расплавить серебро в алюминиевой ложке? Ответ: нет, т. к. tпл серебра больше tпл алюминия.
- Можно ли расплавить янтарь в цинковом сосуде? Ответ: да, т. к. tпл янтаря меньше tпл цинка.
- Для обогрева небольших помещений используют металлические печки. Температура в печи достигает 1100 єС. Можно ли сделать эту печку из алюминия? из стали? Ответ: из алюминия – нет (tпл алюминия 660 єС); из стали – да (tпл стали 1500єС).
- Почему на Севере для измерения низких температур пользуются не ртутными, а спиртовыми термометрами? Ответ: t отвердевания ртути – 39єС, спирта – 114єС. На севере температура может быть ниже – 39єС.
- Галлий плавиться при температуре 30єС, кипит при 2300єС. Его используют для замены ртути в термометрах. Уже изготовлены термометры для температур до 1500єС.
6. Тест (проверка знаний).
Ответы записывают на заранее подготовленных бланках.
ВАРИАНТ № 1
ВАРИАНТ № 2
1. В каком состоянии вещества при одинаковой температуре скорость движения молекул наибольшая?
А. В газообразном.
Б. В жидком.
В. В твердом.
Г. Одинакова во всех состояниях вещества.
2. В каком состоянии вещества - жидком или твердом, силы притяжения между молекулами меньше?
А. В твердом.
Б. В жидком.
В. Одинаковы во всех состояниях
3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое называют
А. Плавлением.
Б. Диффузией.
В. Отвердеванием.
Г. Нагреванием.
Д. Охлаждением.
4. Чугун плавится при температуре 1200 0С. Что можно сказать о температуре отвердевания чугуна?
А. Может быть любой.
Б. Равна 1200 0С.
В. Выше температуры плавления
Г. Ниже температуры плавления.
5. Можно ли в медном сосуде расплавить алюминий?
А. Можно.
Б. Нельзя.
6. Во время полета температура наружной поверхности ракеты повышается до 1500 – 2000 0С. Какие металлы используют для наружной обшивки?
А. Железо.
Б. Платина.
В. Цинк.
Г. Вольфрам.
Д. Чугун.
7. Какой отрезок графика характеризует процесс нагревания твердого тела?
Т, 0С А. АВ.
D Б. ВС.
В С В. СD.
А
0 t, мин
1. В каком состоянии вещества расстояние между молекулами наименьшее?
А. Одинаково во всех состояниях вещества.
Б. В газообразном.
В. В жидком.
Г. В твердом.
2. В каком состоянии вещества – жидком или газообразном, сила притяжения между молекулами больше?
А. В газообразном.
Б. В жидком.
В. Одинаковы во всех состояниях.
3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое называют
А. Охлаждением.
Б. Отвердеванием.
В. Диффузией.
Г. Нагреванием.
Д. Плавлением.
4. Олово отвердевает при температуре 232 0С. Что можно сказать о температуре его плавления?
А. Выше температуры отвердевания
Б. Может быть любой.
В. Равна 232 0С.
Г. Ниже температуры отвердевания
5. Можно ли в цинковом сосуде расплавить свинец?
А. Можно.
Б. Нельзя.
6. Из сопла реактивного самолета вылетает газ, температура которого 800–1100 0С. Какие металлы можно использовать для изготовления сопла?
А. Медь.
Б. Свинец.
В. Алюминий.
Г. Цинк.
Д. Сталь.
7. Какой отрезок графика характеризует процесс плавления?
Т, 0С А. АВ.
D Б. ВС.
В С В. СD.
А
0 t, мин
Взаимоконтроль.
Обменяйтесь листочком с соседом по парте, проверьте правильность выполнения теста – открыть ответы (поставьте + или – напротив ответов. А теперь поставьте оценку – соответственно количеству правильных ответов. Открыть оценки.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Существут металл, так называемый, сплав Вуда, который можно запросто расплавить даже в теплой воде ( +68 градусов Цельсия). Так при размешивании сахара в стакане металлическая ложка из этого сплава растает быстрее сахара!
Самое тугоплавкое вещество - карбид тантала ТаС0-88 плавится при температуре 3990°С.
В 1987 году немецкие исследователи смогли переохладить воду до температуры –700С, сохраняя ее в жидком состоянии.
Задание: (Игра) «Найди ошибку».
Как обозначена физическая величина?
количество теплоты m
удельная теплота плавления Q
масса тела 13 EMBED Equation.3 1415
В каких единицах измеряется физическая величина?
m Дж
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Q кг
Сдайте тесты.
ІІІ. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке вы познакомились с процессами плавления и отвердевания; узнали, что такое температура плавления и отвердевания, что температура не меняется, пока вещество плавится или кристаллизуется. А почему так происходит, вы узнаете на следующем уроке. Запишете домашнее задание.
ІV. Домашнее задание.
читать § 14, 15
V. Оценка деятельности учащихся.
Root Entry