Тема: С. МАРШАК «АВТОБУС НОМЕР ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ» 1 класс
Тема: С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»
Цель деятельности педагога: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знание основ смыслового чтения художественного произведения.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение формулировать ответы и задавать вопросы старшим, сопоставлять полученные ответы.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: алфавит; карточки-ребусы; карточки с загадками; фотографии и рисунки с изображением животных; кроссворд; энциклопедия о животных.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса и стремления хорошо учиться; умение оценивать своё отношение к учёбе.
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока.
II. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Отработка техники чтения.
– Прочтите чистоговорку:
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
– Прочтите слоги на одном выдохе:
на-ня-ла-ля
са-ся-за-зя
ба-бя-да-дя
III. Изучение нового материала.
Личностные УУД: оценка своих поступков, действий и слов; диагностика базового уровня сложившихся навыков.
1. Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».
– Кто автор этого произведения?
– Как называется это стихотворение?
– Рассмотрите иллюстрации к произведению.
– Предположите, о чём или о ком стихотворение.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
ав-то-бус – автобус
верб-люд – верблюд
гип-по-по-там – гиппопотам
дель-фин – дельфин
вполз-ти – вползти
на-воз-ный – навозный
про-вор-ча-ла – проворчала
за-спо-ри-ла – заспорила
по-ссо-рил-ся – поссорился
про-жуж-жал – прожужжал
– Прочтите самостоятельно стихотворение.
Далее учащиеся читают стихотворение вслух цепочкой по одной строке.
2. Беседа по вопросам.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, принимать и сохранять учебную задачу.
– Что необычного в этом автобусе?
– О ком это стихотворение?
– Прочтите обращение автора к читателям.
– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?
– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.
– Какой секрет вы открыли?
– Какие буквы алфавита не использовал автор?
– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?
Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.
Физкультминутка
На носочки поднимайся.
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны и вкось,
Ножки вместе, ножки врозь.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест, –
Это успех!
3. Игра «Назовите буквы».
Познавательные УУД: ументь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.
Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.
– Какие буквы вы видите? Назовите!
Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.
– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?
– Нарисуйте и вы сказочные буквы.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Личностные УУД: положительное отношение к учебному труду и умение оценивать своё отношение к учёбе; ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Регулятивные УУД: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учётом характера сделанных ошибок; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.
Загадки:
1. От цветка к цветку порхает, 2. Рыжая, с пушистым хвостом,
Утомится – отдыхает. (Бабочка.) Живет в лесу под кустом. (Лиса.)
3. Узнать его и просто и легко: 4. У меня ходули – не страшит болото:
Высокого он роста и видит далеко. Лягушат найду ли – вот моя забота.
(Жираф.) (Цапля.)
5. Кто зимой холодной 6. Вот иголки и булавки
Ходит злой, голодный? (Волк.) Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
7. Кто на себе свой домик носит? Молока они хотят. (Ёжик.)
(Улитка.)
Ключевое слово: алфавит.
– Что такое алфавит?
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Какой совет дает С. Маршак читателям?
Внеурочная деятельность: перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жили-были буквы».
Дополнительный материал к уроку
Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964).
Мар-шак, Мар-шак Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.
Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одарённых предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII в.
Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Родители же занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали; отец без конца искал работу.
В край далёкий, незнакомый
Едет вся моя семья.
Третьи сутки вместо дома
У неё одна скамья.
Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. Было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не счастлив?..
Года четыре был я бессмертен,
Года четыре был я беспечен...
А вот как переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Одиннадцатилетним гимназистом он по заданию учителя перевел оду Горация.
Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.
Но, как оказалось, невероятные истории случаются и в жизни. Летом 1902 г. в жизни Маршака произошло чудо. Он, выросший на грязной окраине захолустного городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди людей, чьи имена знала вся Россия. Талант и счастливый случай привели Маршака к Владимиру Стасову – знаменитому исследователю культуры и художественному критику. И здесь, у «седовласого старика-богатыря», «маленький мальчишка в слишком коротких панталонах» читает свои стихи Репину, Горькому, Шаляпину. Он пишет слова к сочинению композиторов Глазунова и Лядова, и это сочинение исполняется в одном из великолепных залов Петербурга.
Стасов открыл мальчику другой мир и помог в нем обосноваться. Но когда Владимира Васильевича не стало, старые проблемы подступили вновь.
Гимназии Маршак не кончил. В университет поступить не мог. И должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями. С 1907 г. они постоянно появлялись на страницах разных газет и журналов. Писал он и стихи, но на них не очень-то обращали внимание.
В 1911 г. Маршак впервые отправился в заграничное путешествие, на Ближний Восток. Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 г. Маршак едет учиться в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию «с мешком за плечами и палкой в руках». Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего – к детской: первый ребёнок в семье, ребята из «Школы простой жизни» и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца своих дней. Путь Маршака к детской книге был долгим и извилистым. В первые десятилетия нового века Самуила Яковлевича не оставляла забота о детях-беженцах, о тех, кто остался без дома, без родителей, о тех, кто голодал. А было таких в годы Первой мировой войны, а потом Гражданской – тысячи и тысячи.
Сам Маршак говорил: «Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920-е гг. в Краснодаре вместе с поэтессой Е. И. Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Пьесы ставились в местном театре, потом – в «Детском городке». В 1922 г. они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались детские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.
C 1923 г. Маршак – редактор журнала «Воробей», затем – редактор отдела издательства. Это был не просто отдел, это был «редакционный оркестр», где Маршак «был и дирижером, и первой скрипкой». Под управлением этого дирижера рождались стихи, рассказы, сказки, написанные специально для ребят «бывалыми» людьми: Житковым, Бианки и многими, многими другими. Ох, как пригодилась тут Маршаку его «нетерпеливая» энергия! Он «советовал, читал вслух, ссорился, требовал, настаивал и уговаривал». Суровый, подчас жесткий критик, Самуил Яковлевич никогда не был добреньким покровителем начинающих авторов. Что ж, таким и должен быть дирижер разноголосого оркестра, который представляло собой замечательное издательство, выпускавшее детские книжки.
За свою работу Маршак не раз получал различные награды, не раз бывал председателем важных комиссий. И оставался поэтом. В 1923 г. вышли его «Детки в клетке», «Дом, который построил Джек» и «Пожар». Все самые знаменитые детские книжки были написаны поэтом в 1920–1930-е гг.
«Люди пишут, а время стирает...» К счастью, стирает не всё. Кто не знает почтальона «с толстой сумкой на ремне» или «рассеянного с улицы Бассейной». Уж никто и не помнит, что такое гамаши, которые он натягивал, а книжка живёт. Такой он обаятельный и запоминающийся с первой же строчки – этот рассеянный.
А как хочется, услышав слова:
Мой
Весёлый,
Звонкий,
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь? –
бросить всё и убежать играть в этот самый мяч!
Стихотворные строчки Маршака запоминаются сразу же. Кажется, будто поэт их не сочинял – просто они были всегда.
Самуил Яковлевич долго работал над каждым произведением. Так, пьеса-сказка «Кошкин дом» из пятистраничной выросла в целое большое представление, а «Мистера Твистера» он исправлял раз тридцать. Его отличала безукоризненная честность в работе. Он всё делал на совесть, касалось ли это заказной агитационной подписи на коробке с макаронами для армии в годы войны или осуществления заветного замысла. Для него всегда было «искусство строго, как монетный двор». Несмотря на неважное здоровье, он прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом – от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.
Рисунок 9Рисунок 815