Опыт работы коррекционного общеобразовательного учреждения VIII вида по реализации программ АФК


Из опыта работы
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя» по реализации программ физической культуры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
Работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) спортивно-оздоровительной направленности является одним из приоритетных направлений деятельности нашего общеобразовательного учреждения.
Физкультурно-спортивная и спортивно-оздоровительная работа объединяет оздоровительный и образовательный процессы. Это, прежде всего, уроки физкультуры (2 обязательных - в спортивном зале и 1 урок - в тренажерном зале), где формируются первые спортивные умения и навыки обучающихся, и разнообразная внеурочная деятельность по физическому воспитанию, включая систему физических упражнений в течение учебного дня (физзарядка, физминутки) и подвижных игр, спортивных часов и секций, спартакиад и спортивных соревнований, Дней здоровья, где обучающиеся могут закреплять и совершенствовать свои умения и полученные навыки.
В нашей школе созданы все условия для эффективных занятий детей-инвалидов и детей с ОВЗ адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, есть необходимое спортивное оборудование и инвентарь: спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК, типовой набор спортивного инвентаря и оборудования, спортивная площадка на улице, где установлена полоса препятствий и комплекс уличных тренажеров. Совершенствование материально-технической базы школы, приобретение нового спортивного оборудования дают возможность активно заниматься адаптивной физической культурой и новыми видами спорта: флорбол, гандбол, фитнесс, степ-аэробика и др.
Вся внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении осуществляется в соответствии с разработанными адаптированными рабочими программами дополнительного образования инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: «Адаптивная физическая культура для учащихся 1-4 классов», «Логоритмика», секция «Мини-футбол», секция «Настольный теннис», секция «Волейбол», «Использование тренажеров и снарядов в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ», «Спортивные часы».
В учебном году ежедневно перед учебными занятиями для всех учащихся проводится утренняя зарядка: для начальных классов проводит учитель физкультуры в спортивном зале, для старших классов – учителя-предметники, ведущие 1 урок. Для учащихся начальных классов в течение года проходят уроки логоритмики, занятия по адаптивной физической культуре и спортивные часы.
Для учащихся старших классов работают спортивные секции, удовлетворяющие индивидуальные спортивные интересы обучающихся: по волейболу, мини-футболу, настольному теннису.
Вся физкультурно-спортивная и спортивно-оздоровительная работа в учреждении осуществляется согласно разработанному и утвержденному календарному плану спортивно-массовой работы. Ежемесячно проходят соревнования по одному из видов спорта: пионербол, волейбол, мини-футбол, флорбол, настольный теннис, соревнования по прыжкам в высоту, весной и осенью - общешкольные спартакиады, соревнования, посвященные Всемирному Дню здоровья, «Веселые старты».
Сборная команда школы систематически принимает участие в городских и краевых спортивных мероприятиях по различным видам спорта (настольный теннис, мини-футбол, флорбол), участвует в восхождении на гору Бештау.
На базе школы был создан и успешно функционирует ресурсный спортивно-оздоровительный центр. Рабочей группой разработана программа «Спортивно-оздоровительная работа с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта», разработан план мероприятий.
Комплексность и системность физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, слаженная работа всего педагогического коллектива даёт положительные результаты.
О результативности занятий адаптивной физической культурой можно судить по следующим данным:
охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;
87% учащихся школы считают урок физкультуры одним из любимых предметов;
увеличилось количество учащихся, желающих принять участие в спортивных соревнованиях;
сборная команда воспитанников на протяжении 5 последних лет занимает призовые места в ежегодной краевой спартакиаде среди обучающихся коррекционных образовательных учреждений;
учащиеся школы принимают участие в краевых соревнованиях по программе «Специальная Олимпиада России» по волейболу и мини-футболу и занимают призовые места.
Таким образом, реализация программ физической культуры для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта способствует улучшению физического здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их психического и физического состояния, приобщению их к физкультурной и спортивной жизни. И главное, адаптивная физическая культура и адаптивный спорт способствуют приобретению детьми данной категории навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в общество.
Список литературы:
А.А.Дмитриев Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.: Академия; 2002.
С.П.Евсеев Теория и организация адаптивной физической культуры /Под редакцией С.П.Евсеева - М.: Советский спорт. Том 1; 2005.
Аннотация
В статье рассматривается опыт работы по реализации программ физической культуры для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения. Раскрывается значение адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для детей данной категории.