План по самообразованию Использование ТРИЗ — технологии на уроках истории и обществознания в рамках введения ФГОС


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шайгинская основная общеобразовательная школа»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя истории и обществознания
Натальи Николаевны Петровой

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Образование: высшее, АГПИ им.А..Гайдара, специальность: русский язык и литература
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.
Курсы повышения квалификации:
- «Теория и методика преподавания истории и обществознания» НИРО, 108ч., 2003г.
- «Аспекты деятельности школьного музея» Нижний Новгород ГОУ «ЦДЮТЭ», 14ч., 2003г.
- «Интернет- технологии для учителя предметника» НИРО, 72ч., 2005г.
- «Теория и методика преподавания курса Религии России» НИРО, 108ч., 2008г.
- « Методические аспекты подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию» НИРО, 36ч., 2011г.
- «Теория и методика преподавания истории и обществознания (в условиях введения ФГОС)» НИРО, 144ч., 2012г.
- Программа Intel «Путь к успеху»
- Вебинар «Современные требования к подготовке учителя нового поколения в условиях реализации ФГОС» Москва, 3ч., 2012г.
- «УМК по истории и обществознанию издательского центра ВЕНТАНА-ГРАФ в свете педагогической идеологии новых образовательных стандартов» НИРО, 6ч., 2012г.
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. А для этого учитель должен самосовершенствоваться каждый день, он не должен отставать от современных тенденций.
Необходимо стремиться создать комплекс условий, способствующих непрерывному обеспечению роста уровня профессиональной компетентности учителей в едином социокультурном пространстве школы.
Методическая проблема ШМО:
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов».
Ведущие идеи:
-личностный подход;
-успешность и преемственность обучения и воспитания;
-гуманизация отношений;
-экологическое образование и воспитание;
-практическая направленность обучения;
-дифференциация обучения.
Цели:
-выявление и развитие способностей каждого ученика,
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения.
-обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования,
учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
-обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителей.
Задачи:
1) поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учителей и учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
2) совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по всем предметам;
3) улучшить качество нравственно-духовного, морального воспитания личности через систему
взаимодействия партнерского сотрудничества с семьей.
 
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Использование ТРИЗ - технологии на уроках истории и обществознания в рамках введения ФГОС».
 Работа над темой начата в 2015году
Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.

Цели и задачи:
1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4) повышение своего методического уровня.
Направления самообразования:
 
Основные направления Действия и мероприятия
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и
требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически выписывать журналы «Преподавание истории в школе» и «Обществознание ».
5. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания.
Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
 
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии.
3. Мастер-класс «Самостоятельная работа на уроках истории и обществознания».
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы Содержание работы Практическая деятельность
Диагностический Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО
3.Подписка на методическую литературу «Преподавание истории в школе», «Обществознание».
Прогностический 1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 1.Выступление на заседании школьного МО;
Практический 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме.
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 1.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
2.Мастер-класс «Использование ТРИЗ тезнологии на уроках истории и обществознания».
3.Консультативная помощь учителям и учащимся. 
Внедренческий Распространение опыта работы. 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», конкурсе «Учитель года».
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
 
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Изучить литературу по данной проблеме:
1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
9. В российском журнале “Школьные технологии” (издается в Москве, распространяется по СНГ) завершилась рубрика по ТРИЗ-педагогике, которую в течение шести выпусков подряд вели А. Гин и А. Камин.
10. Загадочная книга: Рабоч. тетрадь по Курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) / Сост. А.А. Нестеренко; Ассоциация “Педагоги-исследователи Карелии”. -Петрозаводск, 1996. - 11 с.
11. Изменения и превращения: Рабоч. тетрадь по курсу Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) / Сост. А.А. Нестеренко. - Петрозаводск, 1997. - 16 с.
12. Четвертая городская олимпиада “ТРИЗ-2001”: Сборник метод. материалов / Сост. Давыдова В.Ю., Котова А.А., Таратенко Т.А., Уральская В.Л. - СПб, 2001. - 35 с.
13. Тихоненко И.Г. Загадки для недовольных: Методы решения изобретательских задач. - Омск, 2001. - 41 с.
14. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып.6 / Лаб. образоват. технологий “Универсальный решатель”; Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-пресс. 2001. -80 с.
15. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. Вып.6 / Лаб. образоват. технологий “Универсальный решатель”; Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-пресс. 2001. -80 с.
16. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ “ТРИЗ-инфо”, 2001. - 150 с.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета .
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Открытый урок в рамках ШМО:
январь, история 5кл., тема: Боги и герои Эллады.
Утверждаю
Директор школы ___________ Л.И.Соловьева
План мероприятий недели ИСТОРИИ
Дата Мероприятие
23 ноября
понедельник Интеллектуальный марафон «Отечественная война 1812 года» 8 класс
24 ноября
вторник Игра «Именем Петра Великого» 7класс
Викторина «Хочу знать историю» 5-9класс
25 ноября
среда Историческая викторина «Рыцари: прошлое и настоящее» 6 класс
26 ноября
четверг Да-нет-ка «Древний Египет» 5 класс
27 ноября
пятница Исторический марафон « История государства Российское» 9 класс
В течении недели Конкурс «Мы рисуем нашу историю»
Конкурс «Разгадай загадку древнего художника»
Конкурс «Загадочная Россия»
Заочная викторина «Защитники земли русской»
Ответственный учитель Н.Н.Петрова
lefttop