Методические рекомендации для учителей начальной школы
Методические рекомендации
«Использование опорных схем
на уроках окружающего мира
младшими школьниками»
АННОТАЦИЯ
Окружающий мир – один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, природа и общество рассматриваются здесь в неразрывном единстве.
Чаще всего ученики начальных классов не любят уроки ознакомления с окружающим миром. Они кажутся детям скучными и неинтересными. Поэтому я поставила одной из основных задач в своей работе сделать занятия разнообразными, увлечь ребят этими уроками, чтобы дети сами стремились узнать больше того, что написано в учебнике.
В данном методическом пособии предложены различные виды схем по организации анализа погоды, фенологических наблюдений младших школьников и планы описания объектов живой и неживой природы, позволяющие сформировать у учеников умение рассуждать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главное в материале каждого урока; освободить детей от неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.
Методические рекомендации разработаны на основе собственного опыта работы. Автор опыта преподает уроки окружающего мира в трех классах с различными системами обучения. Кабинеты оснащены аудиотехникой, оформлены сменными стендами по предметам. Автором собран необходимый дидактический материал по окружающему миру, который соответствует современным требованиям.
Данные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов любой школы. Опыт универсален и вписывается в любую систему обучения.
Автор
Сулацкова Елена Павловна,
учитель начальных классов
Квалификационная категория
высшая
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
4-5
1. Гуманизация процесса обучения
6-8
2. Опорные схемы на уроках окружающего мира
9
2.1. Схемы-чертежи
9-12
2.2. Схемы-блоки
12-20
2.3. Схемы-таблицы
20-23
Заключение
24
Список литературы
25
Приложения
26-44
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе все сильнее заметно противоречие между обществом и природой. В настоящее время большую роль играет работа школы по формированию экологической культуры у младшего школьника, усвоению прочных теоретических основ. Практически каждый учитель начальных классов в своей практике испытывает следующие затруднения:
происходит потеря познавательного интереса на уроках окружающего мира;
у младших школьников возникают затруднения в наблюдении, сравнении, анализе и обобщении полученных знаний;
дети плохо усваивают материал, не могут объяснить причинно-следственные связи;
учащиеся лишь констатируют сведения, полученные из учебника, или опираются на собственный опыт;
дети не умеют выстраивать логические цепочки взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
учащиеся не стремятся самостоятельно узнать что-то новое по изучаемой теме;
младшие школьники привыкают работать в типовых ситуациях и не осознают значение получаемых знаний для дальнейшего использования в жизни;
у детей отсутствует умение оценивать себя и товарищей по классу.
Данные методические рекомендации составлены с целью оказания методической помощи учителям начальных классов. В представленных методических рекомендациях решаются следующие проблемы:
на основе организации процесса обучения с ориентацией на зону ближайшего развития у ребенка исключается формальное заучивание содержания материала;
обеспечивается рассмотрение учебного материала с разных точек зрения, что позволяет обучающимся освоить главные и существенные признаки изучаемого материала;
формируется умение адекватно оценивать себя и товарищей по классу.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций:
развивается умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
формируются не просто точные образы, а простейшие понятия и даже система этих понятий с разнообразными взаимосвязями;
создаются ситуации моделирования конкретных понятий, их анализ на основе выявления частных или общих характерных свойств;
обеспечивается наиболее разносторонняя проверка содержания каждой учебной темы окружающего мира;
разработана система средств «активного» контроля, позволяющая в сжатые сроки получить наиболее достоверные результаты;
в процессе изучения родной природы у детей постепенно расширяется круг представлений о живой и неживой природе;
обеспечиваются условия, позволяющие младшим школьникам использовать имеющиеся знания в нетипичных условиях.
Новизна представленной работы в том, что в ней собрано большое количество примеров и условия их применения на практике различных видов схем: схема-чертеж, схема-блок, схема-таблица. Навыки мыслительной деятельности не появляются с рождением человека, не развиваются сами собой. Толчок к пробуждению мысли делается в семье, но расширение, усиление работы ума – задача школы. Развитие, как известно, совершается в деятельности, а значит, развитию интеллектуальных способностей открывает дорогу умственная деятельность. И в этом большую помощь оказывают природоведческие схемы.
Основное назначение схем - помочь сосредоточить внимание детей на главном, глубже понять логическую сущность понятий. Можно рекомендовать каждому учителю собирать своего рода схемотеку - это не только средство повысить эффективность обучения, но и само по себе увлекательное, творческое занятие.
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Гуманизация процесса обучения в качестве одного из важнейших условий предполагает осуществление на уроке индивидуального подхода. Его успешность зависит от знания учителем индивидуальных особенностей своих учеников и от его умения эти особенности постоянно изучать. В конечном счете индивидуальный подход в процессе обучения означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий. На уроке, где такой подход не осуществляется, цели являются общими для класса и адекватными прежде всего содержанию изучаемой темы. Формы, приемы, средства обучения тоже наилучшим образом соответствуют особенностям материала. При проверке знаний учителем планируются не ответы конкретных учеников в зависимости от их способностей и возможностей, а идеальные ответы, правильно раскрывающие сущность изучаемого. Вызовы учащихся на таком уроке отличаются экспромтом, в лучшем случае проводится дифференциация по принципу: слабому ученику - легкий вопрос и наоборот. Иными словами, на уроке без индивидуального подхода господствует учебный материал, его прохождение ради прохождения. Он не служит тем средством, при помощи которого развиваются потенциальные возможности отдельных учеников, не является в руках учителя мощным средством осуществления личностного подхода в обучении и воспитании.
Осуществление на практике гуманизации обучения предполагает хорошее владение педагогом технологией индивидуального подхода к учащимся. Поэтому в настоящее время в школах области решают проблему построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса через совершенствование педагогических технологий. Именно они призваны повысить эффективность урока, его результативность. Суть педагогической технологии заключена в идее полной управляемости учебным процессом. Технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, в ходе которого конструируется и осуществляется учебный процесс, а также гарантируется достижение поставленных целей. Педагогическая технология предполагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникающее педагогическое мастерство учителя.
Неизмеримо большие возможности для развивающего обучения таит в себе внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Ее главный признак - разделение учащихся на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости и работоспособности группы внутри класса во время учебного занятия. Причем, урок с этими группами проводится в соответствии с их учебными возможностями и осуществляется в формах фронтальной, групповой и индивидуальной работы. При такой организации учебного занятия учитель имеет возможность осуществлять принцип природосообразности через создание условий для самореализации личности ученика.
В последнее время плодотворно разрабатывается теория учебных стилей. Согласно ей педагог, организуя дифференцированное обучение, рассматривает класс не как единого обобщенного ученика, а как ансамбль учебных стилей. В основе концепции дифференциации обучения в соответствии со стилями учащихся лежит идея, что в целом все дети обучаемы. Единственное, на что они смогут оказаться неспособными, - это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником, учителем. В этом случае налицо конфликт между стилями ученика, учителя и ориентацией учебных материалов (программы, учебники, пособия и т.п.). Именно он мешает учащимся реализовать свою способность учиться. Дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и учителями, и многими другими параметрами. Чтобы помочь ребенку, его не надо приспосабливать к избранной системе методов, учебному материалу и методике учителя, а необходимо изменить учебную среду, задания, даже предмет обучения так, чтобы дети смогли реализовать собственный стиль обучения.
Учет на уроке разных стилей обучения позволяет учителю плодотворно решать проблему внутренней дифференциации и в конечном счете успешно обучать весь класс. Широкое использование различных форм дифференцированного обучения - объективный процесс обновления и совершенствования современного урока. В условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса необходимо критически осмыслить цели, принципы, идеи, лежащие в его основе, отказаться от тех из них, которые игнорируют индивидуальные особенности ребенка, и всемерно развивать то, что позволяет в процессе обучения и воспитания развивать его личность.
На уроках окружающего мира детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания - своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.
Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», «Дупла - квартиры лесных обитателей» и сделают соответствующий вывод - результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду - нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам.
Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений. Данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные методы работы в этом направлении.
Нужно помнить, что ребенок - это не столько объект, сколько деятельный субъект обучения. Поэтому он должен не только знать правила поведения, но понимать необходимость их выполнения. Нужно обоснованно подводить детей к выводу, почему именно так необходимо поступать, а не иначе. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций в беседах на темы «Гнездо», «Встреча с гадюкой», «Привал», «Весенние палы» важно, чтобы ребенок понял, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность на окружающий мир. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы.
2. Опорные схемы на уроках окружающего мира.
Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, а у некоторых учащихся с ЗПР - и наглядно-действенное, наблюдается низкий уровень развития памяти и внимания, учитель начальных классов может с успехом использовать на уроках окружающего мира схемы, которые позволяют лучше усвоить материал. Слабо успевающим детям схема также поможет при рассказе изученного материала, так как заключает в себе логическую последовательность излагаемой информации в виде рисунков и чертежей. Задача учителя, работающего со схемами, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создавать определенные представления, но и чтобы научить их мыслить: сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, - так как схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции для младших школьников. Методика работы со схемами необычайно разнообразна. Это конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями и т.д.
Уже на первом уроке ученики изучают объекты живой и неживой природы. Для более полного усвоения материала и дальнейшего его запоминания можно использовать соответствующую схему (Приложение 1). При изучении полезных ископаемых рекомендуем использовать схемы, позволяющие ученикам составить подробное и отчетливое представление о способах их добычи (Приложение 2). При изучении темы "Железная руда» учитель предлагает детям схему, которая в доступной форме объясняет процесс переработки руды (Приложение 3). Работая со схемой, учитель подробно рассказывает об этом процессе. Наиболее эффективным приемом на уроке со слабоуспевающими детьми будет последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске (Приложение 4). В процессе изучения окружающего мира могут использоваться самые различные схемы. Это могут быть зашифрованные блоки информации, содержащие иллюстрации и условные обозначения, экологические знаки, схематические рисунки, чертежи и другой графический материал (Приложение 5)
Как же можно использовать схемы в своей практике? Достаточно лишь знать их классификацию и уметь применять на практике.
Схема-чертеж
Уже к концу 2-го класса ученики имеют четкие представления о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в мире растений и животных, в жизни людей. Работа с использованием схем дает возможность установить связь предметов и явлений природы, выявить и объяснить закономерности. В этой работе можно использовать такие методические приемы, как выявление основных признаков явлений и предметов природы, их сравнение, формирование выводов. А это, в свою очередь, приводит к активизации у учащихся таких мыслительных операций, как синтез, анализ, дедукция, индукция.
Изучение взаимосвязей, существующих в окружающем мире, играет огромную роль в формировании экологической культуры школьников, в становлении ответственного отношения их к природе. Это долгий и сложный процесс. Его суть не только в овладении знаниями и умениями, но и в развитии мышления, эмоций детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды. А с воспитания любви к природе начинается воспитание любви к Родине, о чем мы так редко вспоминаем в последнее время.
Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатство, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет важную роль в воспитании этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которые он видит вокруг себя.
Кроме того, с помощью схем выполняется и контрольно-оценочная функция. Учитель имеет возможность оценить уровень и прочность знаний учащихся и, если это необходимо, исправить и дополнить эти знания.
Схемы позволяют создавать поисковые, проблемные ситуации. Дети с большим увлечением «делают открытия», решают проблемы, что развивает их мышление, стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
Схемы-чертежи отражают определенные цепи природных связей. Как правило, они опираются на содержание текста, иллюстраций, проведенных практических работ, выполненных наблюдений и т.п.
Роль схем-чертежей велика. Систематическая работа по раскрытию отдельных цепей, связей приводит ребенка к пониманию единства и целостности природы. Схемы-чертежи помогают более глубокому пониманию и систематизации естественнонаучных знаний, формированию важного навыка учебного труда – умению обобщать знания, выделять в них главное; играют важную роль в развитии творческих способностей, логического мышления, воображения, оказывают большую помощь в создании проблемных ситуаций. Кроме этого схемы-чертежи служат хорошим основанием для развития монологической речи, являясь как бы планом ответа. Схема с пропущенным объектом, с нарушенной последовательностью, помогает развивать мышление, чтобы учащийся, подумав, построил правильную схему.
Схемы-чертежи стимулируют самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную.
Функции природоведческих схем различны. Некоторые помогают из единичных закономерностей выводить общие, позволяющие легко объяснять причины сложных природных явлений. Как же работать со схемами.
Сентябрь – месяц суточных температурных контрастов, поэтому именно его избираем для исходных наблюдений. Дети устанавливают высоту солнца на небосклоне холодным утром и теплым днем, измеряя при этом длину тени от гномона и температуру воздуха. Затем анализируют содержание схемы, делая важные выводы: если тень от гномона коротка, значит, солнце находится высоко над горизонтом и хорошо прогревает землю. К этой же схеме возвращаемся при изучении темы «Осень в неживой природе», а позднее при рассмотрении зимних и весенних явлений. Измерение длины тени от гномона 20-го числа каждого месяца и соотнесение результатов измерений со схемой позволяют натолкнуть детей на мысль: закономерность, отмеченная сентябрьским днем, характерна для всех сезонов года. Теперь слово «утро» и «день» можно заменить названиями изучаемых сезонов, а причины похолодания осенью или потепления с наступлением весны школьники обоснуют с научной точки зрения.
Это средство наглядности я часто использую на своих уроках. Так, на уроке по теме "Облака", обучающиеся для закрепления полученных знаний о разнообразии облаков выполняют модели кучевых, слоистых и перистых облаков из ваты, бумаги, клея и помещают их на "небо". На уроке, посвященному земноводным делают модели лягушек из бумаги и заселяют ими "пруд".
Из простых моделей капельки, снежинки, облака, стрелок, водоемов моделируем процессы испарения, замерзания, конденсации, таяния воды на уроке по теме "Превращение воды". Эти же модели использую при объяснении круговорота воды в природе. Обучающиеся сами составляют эти динамические модели.
Попробуем составить схему путешествия капельки воды в природе. Обозначим условными знаками известные нам процессы.
- Испарение в природе происходит?- Откуда может испаряться вода, и во что превращается?Вода все время испаряется с поверхности водоемов, луж, листьев растений, с мокрого белья и превращается в водяной пар. Водяных паров в воздухе очень много, но мы их видеть не можем. Покажем на схеме процесс испарения.Молекулы воды испаряются с поверхности моря, и теплый воздух поднимает их вверх.
- Что произойдет в воздухе с водяным паром?Водяной пар конденсируется.- А что значит конденсируется?Молекулы воды сцепляются и образуют капельки воды.- Как мы это увидели?Появилось на небе облачко. Оно показало, что там собрались капельки воды.- Какой процесс произошел?Конденсация.
Покажем на схеме процесс конденсации. Высоко над землей молекулы воды встречаются с холодным воздухом. Водяной пар конденсируется, образуются кучевые облака из мельчайших капелек воды.- Что может произойти с облачком дальше? Оно может переместиться.
Покажем на схеме. Ветер переносит облака на большие расстояния. Облака могут превращаться в тучи, где маленькие капельки воды становятся все больше и больше. Когда капельки воды в туче становятся такими крупными, что не могут в ней удержаться и туча может пролиться на землю дождем, а зимой снегом. Покажем на схеме.- Каков дальнейший путь капелек?- Куда они могут попасть?В море, речку, почву, на грядки, на растения, на улицы города.-А могут ли капельки воды попасть снова в море, с которого начали свой путь?- А могут ли опять, потом испариться?Обратите внимание, у нас образовалась схема - круг. Угадайте название процесса превращения воды в природе.
Схема-блок
Важным средством развития действенного отношения учащихся к природе служит проблемное обучение. Включение схемы в условие проблемной задачи помогает не только зримо ощутить характер задания, но и определить с научных позиций направление его решения.
При изучении понятий неживая и живая природа очень хорошо помогла схема, которую составляли сами дети:
ПРИРОДА
| |
ЖИВАЯ
НЕЖИВАЯ
| | | | |
растения
животные
вода
земля
воздух
Для выяснения различий между живым и неживым тоже помогает схема:
Различия
| |
ЖИВОЕ
НЕЖИВОЕ
| |
Растет
Развивается
Воспроизводит потомство
Не растет
Разрушается
Не воспроизводит потомство
При изучении комнатных растений необходимо вспомнить части растений и определить основные функции каждого из органов. Дети делают вывод, что любое растение есть хрупкий живой организм, которому необходимы определенные условия.
И здесь помогает схема.
тепло
|
свет
__
растение
__
воздух
| |
вода
питание
В разрешении проблемной задачи «как создать растительному организму все условия для жизни и развития» схема пополнится правилами ухода за комнатными растениями и приобретет следующий вид:
правильное размещение
__
тепло
удаление пыли рыхление
| | |
свет
__
растение
__
воздух
| |
вода
питание
|
|
полив
подкормка
Как видим, каждое правило ухода за растениями приобретает при этом убедительные обоснования.
Значительная часть схематических средств наглядности служит для того, чтобы проследить важнейшие связующие звенья среди компонентов неживой природы, а также цепи единства неживого и живого в окружающем нас мире. И если схема «Осенние изменения в неживой природе» строится учителем преимущественно на основе детских наблюдений в природе, то схему о весенних явлениях дети конструируют сами, объясняя причины появления проталин, ледохода и половодья на реках, а также весенних дождей и гроз.
Солнце ниже
Дни короче
| |
ПОХОЛОДАНИЕ
| | |
Почва замерзает
Водоемы
остывают,
замерзают
Дождь
сменяется
снегом
При сравнении летних и осенних дождей хорошо видно следующее:
ДОЖДИ
| |
ЛЕТО
ОСЕНЬ
| |
Теплые
Кратковременные
Тучи не заволакивают небо
Холодные
Идут долго
Тучи закрывают все небо
В схемах природных взаимосвязей школьники легче заметят важнейшие экологические механизмы адаптации живых организмов к изменению среды. Например, в схеме «Жизнь диких животных зимой» прослеживаются как физиолого-морфологические, так и поведенческие особенности приспособления животных к новым условиям.
зима
| |
пушистая шерсть
___
морозы
снег
___
изменение окраски
|
Нет корма
|
спят
___
используют запасы
___
ищут
корм
При изучении птиц, обитающих на территории нашей страны, очень хорошо помогает такая схема:
ПТИЦЫ
| |
Зимующие
Перелетные
| |
оседлые
кочующие
Учащиеся 1 классов с большим вниманием работают на тех уроках, где используются схемы. Им очень важен сам процесс участия в составлении схемы. Каждый стремиться ответить правильно, быстро и оригинально.
Важным дополнением к беседам о закаливании, охране и укреплении здоровья в разные времена года служит короткая по объему, но емкая по содержанию схема, моделирующая образ жизни и поведения здорового человека. В схеме заключены четыре основных правила сохранения здоровья, которые приемлемы всегда, независимо от сезонов. Поэтому с ней можно работать в течение года, лишь дополняя из урока в урок арсенал приемов укрепления организма.
ЗДОРОВЬЕ
| |
Режим
дня
Закалива
ние
Правильное питание
Выбор
одежды
Для составления блок-схем к теме «Природные зоны» в данном опыте использована технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова. В основе построения урока по новой технологии лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся. Основу стереотипа учебной деятельности представляют, по словам В.Ф. Шаталова, опорные конспекты (блок-схемы), в которых закодирован учебный материал.
Схема-блок – это схема-рисунок, где с помощью условных знаков, определенных слов, черточек, символов и иногда отдельных предложений передается главное содержание материала. Схема-блок составляется и строится так, чтобы направить детскую мысль в нужное русло, благодаря алгоритмам, заложенным в нее, дает возможность активизировать умственную деятельность учащихся, развивать их творческую и познавательную активность, логическое мышление, речь. Блоки обычно составляют стержень, вокруг которого выстраивается урок с применением разнообразных приемов и средств обучения.
Структура урока с применением схемы-блока становится более гибкой. Урок может идти по схеме, возможен обмен впечатлениями, главное работают все учащиеся: анализируют, группируют, классифицируют, обобщают. При изложении материала блок служит опорным планом рассказа учителя и учащегося, позволяет легко и быстро построить рассказ, не забывая главного в нужной последовательности, избавляет от необходимости держать план рассказа в уме. Изложение материала проводится большими блоками (природная зона), что позволяет лучше его осмыслить, осознать. Блок дает шанс ученику хорошо отвечать, избавляет от слов-паразитов, помогает в развитии речи.
Это хорошо можно показать при изучении второклассниками раздела «Природные зоны» по программе «Школа 2100», используя современные технические средства обучения, успешно развивать познавательные интересы детей, делая тем самым более продуктивным процесс их обучения. По данному разделу разработаны уроки, графические опорные схемы-блоки, опирающиеся на описание природных зон. Они достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства представления материала, формы организации работы и используемые методические приемы имеют ряд существенных особенностей, обусловленных использованием новых информационных технологий на уроках и на этапе подготовки к ним учителя. Тем самым обеспечивается высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, развивает у них интерес к учебе.
Схемы-блоки могут использоваться на всех этапах решения учебной задачи. Освоение такой моделью позволяет быть более активными участниками учебного процесса.
1 этап. Изучение нового материала.
Схема-блок может выполняться учителем на доске (мелом) по ходу объяснения или открываться после объяснения (та же схема, но приготовленная заранее на компьютере, на плакате).
Леса умеренного пояса
умеренный пояс север
/ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / юг
Зима сезонность Лето
- t° + t°
холодная недолгая тёплое незасушливое
* > река
· >
К. ЛЕС
север (тайга) хвойный лиственный юг
смешанный
пища
укрытие
ЛЕС древесина
лекарство
место для отдыха
чистый воздух
Е.
Растительноядные: заяц, белка, лось,
Всеядные: медведь, ёж,
Хищные: волк, лиса, тигр,.
Насекомоядные: (зимующие) воробей, дятел,.
(перелётные) скворец, ласточка, утки,.
М. Грибы, черви, почвенные клещи, микробы.
В отличие от обычного урока вместо традиционного закрепления (фронтально) учитель повторно сжато излагает материал по опорной схеме, обращая внимание на важнейшие моменты (в схеме они могут быть выделены другим цветом или подчеркнуты). В это время у детей активно работает зрительная память и идет запоминание по ассоциации.
Учащиеся после рассказа учителя по опорному плакату зарисовывают блок в рабочих тетрадях, что служит также закреплением, где работают зрительная и моторная память. Выполнять схему нужно быстро, аккуратно, так как времени мало. Далее идет совместная работа учителя и учащихся:
чтение теоретического материала в учебнике (чтение по главам или выборочное чтение);
выделение в опорной схеме важных моментов;
озвучивание, расшифровка закодированного с помощью условных знаков, слов, основных понятий;
продолжение (самостоятельное) модели по данному началу;
конструирование моделей путем расширения (обогащения) содержания входящих в его состав данных.
Очень часто после изучения нового материала для его закрепления проводится тестовая работа. Учитель раздает каждому учащемуся листы с незаконченными предложениями. Задача учащегося состоит в том, чтобы дописать предложения, используя знания об изученной зоне, пользуясь опорной схемой.
В зоне лесов.
Зона лесов приходит на смену... (тундры).
В лесной зоне растут.(хвойные) и .(лиственные) деревья.
«Едоков» можно разделить на 4 группы:(хищные, всеядные, растительноядные, насекомоядные).
В этой зоне много «мусорщиков»: (грибы, черви, почвенные клещи, микробы).
5. Дуб, ясень, клен, орешник растут в... (лиственном) лесу.
Так же при проверке знаний учащегося по изученным темам используются графические утвердительные диктанты. Это средство моделирования имеет своей целью обобщить полученные знания в единой модели, удобной в использовании. Каждый диктант охватывает всю изученную тему (блок). Задача учащихся согласиться или нет. Учитель читает предложение. Если учащиеся согласны, то ставят знак "
·", если не согласны, то ставят знак «__».
Лесная зона
Целая армия «мусорщиков».
Суровая зима, короткое лето.
Смешанные и хвойные леса.
Карликовые деревья.
Вечная мерзлота.
Много корма, есть надёжное укрытие.
Хорошо различается сезонность.
Лето знойное, жаркое, сухое.
Выращивают мандарины, лимоны.
Большое количество «едоков».
Ответ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Еще из природоведческих диктантов я использую буквенные и цифровые диктанты.
Природные зоны
1 вариант 2 вариант
1
Зона ледяных пустынь
2
2
Тундра
4
3
Зона лесов
6
4
Степи
7
· 5
Пустыни умеренного пояса
3
6
Пустыни жаркого пояса
8
7
Саванны
5
8
Тропические леса
1
Вопросы:
Поверхность земли покрыта многочисленными озёрами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра.)
Хозяин зоны - белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Зона ледяных пустынь.)
Кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. (Зона ледяных пустынь).
4. Корни растений уходят глубоко в почву на 20 метров. У некоторых растений вместо листьев колючки. (Пустыни умеренного пояса.)
5. Самое крупное животное - северный олень. Любимая еда - ягель. (Тундра.)
Ответ:
вариант: 2,1,1,5,2. 2 вариант: 4,2,2,3,4.
Опрос по тестам занимает не более 2-3 минут. Проверить правильность ответов можно несколькими способами:
на экране появляется готовая схема-ответ;
взаимопроверка в парах.
Проверка тестов проводится более сильными учащимися.
Это «дублеры» учителя, которые наиболее ответственно относятся к урокам окружающего мира.
2 этап. Работа ученика дома.
Дома учащиеся, повторив материал по учебнику, пересказывают его, опираясь на схему. Готовить материал и пересказывать можно по частям-блокам или целиком, как удобнее ученику, но пересказ в целом обязателен по готовности.
Кроме того, ученик должен уметь зарисовывать схему по памяти, для чего он и проводит соответствующую тренировку (так как это придется делать на уроке).
3 этап. Проверка домашнего задания.
Опрос домашнего задания на уроке с использованием блок-схемы ведется по двум направлениям: устно («тихий» опрос) и письменно. К доске вызываются от 1 до 3 учеников к учителю для «тихого» опроса и те поочередно отвечают материал, пользуясь схемой. Все остальные должны по памяти воспроизвести схему на листах. На воспроизводство схем отводится до 10-12 минут, смотря по объему материала. Схема должна выполняться быстро, простым карандашом, по возможности аккуратно. Помогает этому бумага в клетку. Допускается использование цветной пасты для подчеркивания или выделения особо важных мест.
Выполнение схем и «тихий» опрос идут одновременно. За 10-12 минут вполне опрашивается 3-4 ученика, так как по схеме они отвечают быстро.
На первых уроках по этой технологии можно вначале выслушивать устный ответ у доски, а затем все приступают к воспроизводству схемы. Вариантов достаточно. После 2-3 уроков с применением блок-схем для устного «тихого» опроса можно привлекать «дублеров», которых лучше назначить заранее, перед объяснением нового материала. Это гарантирует их предельное внимание и добросовестную подготовку дома. Не следует назначать «дублерами» одних и тех же детей, ими должны побывать все. Дети быстро привыкают к новой технологии и в классе формируются более здоровые отношения. По мере успехов в обучении следует шире использовать взаимоконтроль устных ответов, сокращая его письменное воспроизводство. Дети охотнее отвечают устно и по мере развития речи охотнее идут отвечать.
Подобному моделированию подчиняется каждый урок окружающего мира, что придаёт логическую стройность и четкость познавательной деятельности учащихся. Такой процесс способствует развитию и самовыражению личности детей, формированию у них чувства уверенности и достоинства, расширяет кругозор, словарный запас, развивает речь.
Схема-таблица
Быстрые темпы развития современных наук требуют от учителя поиска методов и приемов, позволяющих обучать школьников на высоком научном уровне. В начальной школе ученики получают первоначальные умение и навыки, позволяющие успешно учиться в среднем звене школы. Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления. Систематическая работа в этом направлении позволит учителю сформировать у ребят умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главное в материале каждого урока, в прочитанной книге; освободит детей от неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.
Формированию логического мышления младших школьников способствует постепенное усложнение заданий. С этой целью надо, прежде всего, научить школьников наблюдать за объектами природы, работать с текстом учебника, по плану описывать растения, животных, полезные ископаемые, реки, горы. Это позволяет ученикам с большей долей самостоятельности и осмысленно усваивать учебный материал.
Немного сложны в исполнении, но прекрасно систематизируют полученные знания, схемы-таблицы, которые вывешиваются учителем на доске и помогают в поэтапной работе при изучении нового материала или закреплении полученных знаний. Обязательно сочетание работы с таблицами – схемами и наблюдений объектов живой и неживой природы, проведение опытов, исследовательской работы самостоятельно или под руководством учителя. Методика использования таблиц-схем такая. Опорные схемы для проведения анализа погоды и фенологических наблюдений младших школьников могут быть использованы учителем при организации и фиксации наблюдений в классном календаре, ведении дневников наблюдений в начале каждого урока природоведческого характера. По длительности этот этап урока может занимать до 5 минут и включаться с первого урока. Уровень развития наблюдательности может служить показателем общего развития учащихся.
В первом классе учитель может предложить детям для характеристики погоды сегодняшнего дня воспользоваться словами-прилагательными и выбрать те, которые больше подходят, обосновать свой выбор. Важно добиваться развернутой характеристики описания погоды.
Когда учащиеся на уроках окружающего мира познакомятся с термометром, его использованием, предлагается схема, позволяющая зафиксировать конкретные наблюдения учащихся. Если у младших школьников сформирован навык ведения наблюдений за объектами неживой природы, схему можно усложнить и предложить установить причинно-следственные связи между положением солнца, продолжительностью дня и температурой воздуха, характером облачности и осадками. Учащиеся не только фиксируют, но и сравнивают продолжительность дня и ночи по временам года (Д >Н, Д< Н, Д=Н)
Для того чтобы правильно учитывать продвижение в развитии наблюдательности школьников, учителю целесообразно знать о характерных чертах развитой деятельности наблюдения. К показателям развития наблюдательности можно отнести следующее: полнота, тонкость, планомерность, осмысление воспринятых наблюдений . Провести фронтальную беседу о тех явлениях и изменениях, которые произошли в природе за определённый период времени, поможет схема. Чтобы учащиеся смогли составить короткий рассказ-описание, может использоваться схема, помогающая начать свой рассказ.
В третьем классе младшие школьники не только должны знать времена года, их характеристику, но и периоды времён года. Использовать указанные таблицы уместно в сочетании с проблемными вопросами и анализом реальных изменениях в природе своей местности, выявлением фенологических показателей наступления какого-либо периода.
Помогут проследить график прилёта и отлёта птиц родного края схемы, важным является проанализировать и установить, почему грачи и скворцы прилетают весной первыми, а улетают глубокой осенью, с чем это связано; почему гуси и утки прилетают в период наступления весны воды.
Можно сделать вывод: применение опорных схем для анализа погоды и фенологических наблюдений в природе в сочетании с проблемными заданиями помогут младшим школьникам лучше познать окружающий мир.
Аналогичны в использовании схемы-таблицы для описания объектов природы, которые помогут ученикам избежать механического запоминания знаний из жизни растений и животных, логически выстраивать фактическую информацию о реках, горах, полезных ископаемых. Работать со схемами-таблицами следует в сочетании с живыми объектами, таблицами, физической картой, гербарием, организацией опытов и наблюдений.
Ценным методическим пособием является план работы со статьёй учебника, план написания реферата, позволяющие сформировать умение организовывать учебную деятельность младших школьников, довести её до уровня самостоятельности. Напечатанные в брошюре схемы-таблицы могут быть вырезаны из неё по указанной сверху пунктирной линии, увеличены с помощью ксерокса и вывешиваться на классной или магнитной доске.
Так при изучении плана местности и карты родного края очень хорошо сравнивать их именно в схеме-таблице.
План
Карта
Небольшая местность
Большая территория
Масштаб крупный
Масштаб мелкий
Направления по сторонам горизонта указаны стрелкой.
Направления по сторонам горизонта показаны параллелями и меридианами (линиями).
Предметы обозначены условными знаками.
Предметы обозначены условными знаками, условными цветами.
При изучении природных сообществ именно схемы-таблицы играют основную роль (Приложение 6). Практические работы так же очень хорошо проходят, если в объяснениях учителя присутствуют схемы (Приложение 7). При изучении объектов неживой природы дети лучше усваивают темы, если все сопровождается схематическим изображением объектов.
Это лишь некоторые из обучающих схем. Задача учителя, работающего с ними, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создать определенные представления, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Методика работы со схемами очень проста и разнообразна. Конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями или отрывками из прочитанного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в периодической педагогической печати появилось очень много описаний учительских находок. Развитие компьютерных технологий не стоит на месте: большое количество иллюстративного и демонстрационного материала помогает учителю работать хорошо и творчески. На подготовку к уроку уходит меньше времени, что способствует реализации личности педагога. Работа приносит радость. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся, опора на самостоятельность ребенка, его умение сотрудничать, сопереживать являются приоритетными в моей работе.
Единственным условием проведения таких уроков должна быть совместная деятельность учителя и учащихся. Однако стоит учитывать возраст младших школьников. В первом и втором классах учитель постоянно помогает своим ученикам, моделирует схемы, а дети дописывают необходимые звенья. В третьем классе педагог направляет деятельность детей в нужное русло, частично предлагая свои модели, но основную работу оставляет учащимся. В четвертом классе учитель выполняет функции наблюдателя, дети сами моделируют схемы, предлагают способы решения различных проблем. Учитель лишь умело наталкивает их на ту или иную идею, организовывает взаимодействие учащихся между собой в процессе учебной деятельности. Все дети индивидуальны по своему характеру и стилю общения. Необходимо учитывать это. Дети должны поверить в свои силы и тогда уроки будут проходит ярко, насыщенно и результативно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.cross-kpk.ru/ims/00108/html/20.htm
Сухарев Ю.В. Природоведение. – Чапаевск, 1996.
Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 1994.
Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М., 2001. С. 13.
Приложение 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Освещенность Земли Солнцем:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Характер земной поверхности:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Охрана воздуха:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 6
Конспект урока
окружающего мира в 3 классе
Тема: «Луг – природное сообщество».
Тип: урок введения нового знания.
Цели:
познакомить детей с новым природным сообществом – луг;
расширить и обогатить знания учащихся об окружающем их животном и растительном мире;
развивать наблюдательность, мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи;
воспитывать у учащихся бережливое отношение к природе.
Цели урока, направленные на достижение учащимися
- личностных результатов:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
- метапредметных результатов:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умений отличать насекомых от других животных (познавательные УУД);
формирование умения выстраивать речевые высказывания;
формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
- предметных результатов:
усвоят, что луг – это природное сообщество;
узнают о разнообразии животного мира и необходимости бережного отношения к нему;
научатся приводить примеры пищевых связей
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I этап.
Самоопределение к деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:
- подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- помочь принять правильную рабочую позу;
- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы:
- словесные, объяснительно-иллюстративные.
1.Стихотворение
Внимание! Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Готовятся к началу урока, проверяют наличие необходимых предметов
2. Самопроверка домашнего задания: (Таблица 1)
- Какое задание вы получили добавочно?
Разбить грибы по группам на съедобные и несъедобные
- Все согласны?
Обсуждение
- Дома вы разбили грибы на две группы по их ценности для человека. Но ведь эти же грибы можно распределить и по месту обитания? Какие природные сообщества мы уже знаем?
Хвойный и лиственный лес
- А как бы вы назвали леса, в которых произрастают деревья разных пород.
Смешанный лес
- Вы приготовили дома сообщения о грибах, познакомьте нас с ними
- Сообщения о грибах:
Белый гриб – боровик, беловик, буравик, коровка, глухарь, печура,- это все названия белого гриба. Растет он в еловых, сосновых, березовых, дубовых лесах.
Подосиновик – бывает желто-бурый и красно-бурый. Растет в основном под осинами. Но может разместиться и под березами, елями, соснами.
Лисички – растут в хвойном и смешанном лесу. Самый урожайный и распространенный вид.
Дождевики – известно много разновидностей: жемчужный, гигантский, грушевидный, умбровый, шиповатый. Для питания используются только молодые грибы. Произрастают в различных лесах, на полянах, на навозных кучах, в садах, на лугах.
Опята осенние – Широко распространены по всей территории страны, где есть леса. Растут на стволах, корнях лиственных и хвойных деревьев.
Мухомор красный – произрастает в хвойных, смешанных, лиственных лесах, особенно березовых рощах.
Бледная поганка (другое название мухомор белый) – в основном растет в смешанных, лиственных, реже в хвойных лесах.
- Посмотрите на таблицу. Что интересного вы заметили? (Таблица 2)
Грибы растут практически везде. Шампиньон обыкновенный не поселили никуда
- Вы много нового узнали о грибах? Идем дальше и по ходу урока мы сможем определить место обитания этого гриба.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Вы заметили, что грибы растут в разных природных сообществах. А что такое природное сообщество?
Все растения, животные, грибы и микроорганизмы, совместно населяющие участок суши или водоёма
Цель:
-обсудить затруднение
Цель для учащихся:
-повторить изученные знания о природном сообществе
Цель для учителя:
-организовать работу по повторению знаний о природном сообществе, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Методы:
-побуждающий к проблемной ситуации диалог
- Как связаны между собой животные, грибы и растения в природном сообществе?
В цепи питания или составляют пищевые связи
- Приведите пример, используя схему:
Растение – растительноядное животное – насекомоядное или хищное животное.
Работают в парах
- Какие природные сообщества вы изучили?
Хвойный лес, лиственный лес
- Расселите растения, животных и грибы (используйте в помощь таблицу) по природным сообществам: хвойный лес и лиственный лес. Сосна, папоротник, черника, соболь, дятел, белка-летяга, белый гриб, дождевик, лисица, тетерев, пеночка, осина, малина, береза, калина, зверобой, одуванчик, клевер, божья коровка, мышь-малютка, пчела, стрекоза, шампиньон обыкновенный (Таблица 3)
Работают парами
По итогам работы таблица заполнена, дети зачитывают свои ответы, но остаётся несколько наименований, не распределенных по столбцам
- Какие трудности возникли?
Не смогли распределить несколько растений, гриб и животных: зверобой, одуванчик, клевер, божья коровка, жаворонок, мышь-малютка, стрекоза, пчела, шампиньон обыкновенны
III этап. Постановка учебной задачи
Цель:
-сформировать цель урока
Цель для учащихся:
-повторить изученные знания о природном сообществе
Цель для учителя:
- создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Методы:
-побуждающий к проблемной ситуации диалог
- В чем причина затруднений?
Не знаем, куда поселить эти растения, животных и гриб
- Тогда послушайте, какую загадку вам приготовила Катя.
Шампиньон обыкновенный имеет несколько названий: коровий гриб, навозник, печерица. Любит унавоженную почву. Обитает только на ровных участках, покрытых травяной растительностью
Какую важную информацию вы услышали, что это за поверхность?
Если дети не сразу ответят на вопрос, то можно провести беседу о том, что гриб не случайно называю навозником, а что такое навоз, какие животные его производят, где обычно пасутся такие животные. В общем, подвести к названию – луг.
– Попробуйте сформулировать тему урока.
Природное сообщество – луг
Выставляется таблица «Природное сообщество – луг».
- Запишите тему урока в тетрадях.
- Какую цель поставим себе на уроке?
Познакомиться с этим сообществом
IV этап
Открытие нового знания.
Цель: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
- Луг – это уникальное природное сообщество. Только здесь можно встретить разнообразие трав. Многие растения прекрасные медоносы. И именно поэтому пчеловоды обустраивают пасеки недалеко от лугов.
– Луга по своему назначению бывают заливные и суходольные. Как вы думаете, какие это луга?
Предположения детей по названию: разбираем по составу слова заливные и суходольные и даем пояснения: заливные – значит, заливаются водой, суходольные, т. е. сухой дол – сухая долина, удлиненная впадина по берегам рек
Немного позже вы узнаете, правы ли вы в своих предположениях. Многие луга сейчас распахивают и засевают зерновыми культурами, кормовыми травами. Так получаются поля. Поле – тоже природное сообщество, только искусственное, созданное человеком.
- Как вы думаете, это плохо или хорошо, что человек распахивает луга?
Две точки зрения
- Да, из-за деятельности человека многие растения попали в Красную книгу (Показываю книгу).
Физминутка
Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища
Цель для учителя:
мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе
V этап
Первичное закрепление во внешней речи
Цель для учащихся:
учиться находить различия между луговой и лесной растительностью
Цель для учителя:
создать условия для формирования умения находить различия между луговой и лесной растительностью ,развивать устную речь
Методы:
репродуктивные, наглядные,
методы мотивациии
(эмоциональные)
- Подумайте, в чем различия между луговой и лесной растительностью?
- Можем ли мы назвать луг природным сообществом?
Ответы детей могут быть разнообразны, если они придут к выводу, что нет, так как не установлены цепи питания, то это будет наметками следующего урока. Могут составить первичную цепь питания: клевер – пчела - птица
VI этап
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель для учащихся:
-уметь применять полученные знания на практике
Цель для учителя:
-выявить пробелы, коррекция
Методы:
-словесные, наглядные
– Прочитайте учебник на стр. 151-152 и выпишите информацию:
1 вариант – о заливных лугах, 2 вариант – о суходольных. (сами растения можно увидеть на стр. 152)
Фиксируют результат в тетрадях:
Проверьте то, что у вас получилось, и зачитайте.
Отвечают на вопрос учителя
-Кто не согласен с данными утверждениями? (Таблица 4)
- Вы были правы в предположениях, когда устно описывали луга?
- А как вы думаете, почему клевер растет на заливных лугах, а лютик едкий – на суходольных? Сравните растения по внешнему виду и объясните, в чем разница?
дискутируют
Показывает гербарий.
- Определите на каком лугу произрастает лютик едкий.
Отвечают на вопрос
Почему вы так думаете?
Отвечают на вопрос
VII этап
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель для учащихся:
учиться применять полученные знания на практике
Цель для учителя:
создать условия для формирования умения применять полученные знания на практике Методы:
репродуктивные, наглядные,
методы мотивациии
(эмоциональные)
- Какое значение имеют луга в жизни человека?
Отвечают на вопрос
- Как человек использует луговые травы?
Отвечают на вопрос
- Как вы думаете, почему нельзя сжигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
Отвечают на вопрос
VIII этап
Рефлексия деятельности.
Рефлексия
Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Оцените, как вы сегодня работали?
Отвечают на вопрос
- Какую задачу перед собой ставили?
Познакомиться с природным сообществом – луг
- Решили поставленную задачу?
Отвечают на вопрос
- Какую информацию не услышали?
Какие животные обитают на лугах
- Попробуйте сформулировать тему и цель следующего урока
Животные луга. Изучение животных луга
IX этап
Домашнее задание:
Подготовить сообщение о любом лекарственном растении.
Таблица 1
Съедобные грибы
Несъедобные (ядовитые) грибы
Белый гриб
Мухомор красный
Подосиновик
Бледные поганки
Лисички
Дождевики
Опята осенние
Шампиньон обыкновенный
Таблица 2
Хвойный лес
Лиственный лес
Смешанный лес
Белый гриб
Белый гриб
Подосиновик
Подосиновик
Лисички
Лисички
Дождевики
Дождевики
Дождевики
Опята осенние
Опята осенние
Мухомор красный
Мухомор красный
Мухомор красный
Бледные поганки
Бледные поганки
Бледные поганки
Таблица 3
Хвойный лес
Лиственный лес
Сосна, папоротник, черника, дятел, соболь, белка-летяга, белый гриб, дождевик
Лисица, тетерев, пеночка, осина, малина, калина, белый гриб, дождевик.
Таблица 4
ЛУГ
Заливной
Суходольный
Расположен в речных долинах. Весной в половодье заливается водой.
Растения:
ценные кормовые травы: мятлик, тимофеевка;
цветущие: тысячелистник, клевер, мышиный горошек, василек, чина луговая.
Расположен на равнинах и на склонах речных долин. Весенними водами не заливаются. Влагу получают от выпадающих дождей.
Растения: лютик едкий, Иван - да - Марья, погремок, одуванчик, нивяник (ромашка), колокольчик, зверобой.
Приложение 7
Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе.
«Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное».
Цель:
1. познакомить детей со свойствами воды;
2. развивать наблюдательность, мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи;
3. учить работать в группах.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I этап.
Самоопределение к деятельности.
Цель, которая должна быть достигнута учениками:
- подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую хочет достигнуть учитель:
- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- помочь принять правильную рабочую позу;
- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы:
- словесные, объяснительно-иллюстративные.
1) До урока дети получают карточки с цветными кружками и рассаживаются в соответствии со своими цветами. Так происходит деление на 3 группы.
- Проверьте свои рабочие места. Оставьте только самое необходимое.
2) Самопроверка домашнего задания:
Дополните предложения:
1.Все предметы, все живые существа, в том числе и человека, называют
(телами)
2.Все тела состоят из
(веществ).
3. Вещества бывают в каких состояниях.
(твердом, жидком и газообразном)
Сверьте ответы с образцом. (На доске) Оцените себя.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
-обсудить затруднение
Цель для учащихся:
-повторить изученные знания о природном сообществе
Цель для учителя:
-организовать работу по повторению знаний о природном сообществе, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Методы:
-побуждающий к проблемной ситуации диалог
3)- Какое вещество самое распространенное на земле? Оно составляет 65 % от всего тела человека?
- (Демонстрируется учебный фильм «Вода»).
Если дети отвечают: «Вода», то см. далее. Если ответить не смогут, то необходимо их подвести к данному ответу наводящими вопросами
Я предлагаю вам посмотреть учебный фильм о воде.
III этап. Постановка учебной задачи
Цель:
-сформировать цель урока
Цель для учащихся:
-повторить изученные знания о природном сообществе
Цель для учителя:
- создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Методы:
-побуждающий к проблемной ситуации диалог
4) - Какую информацию вы получили, посмотрев фильм?
Отвечают на вопрос
– Попробуйте сформулировать тему урока.
Вода.
- Какие цели поставим перед собой?
познакомиться со свойствами воды
- И еще сегодня мы попробуем поработать в группах.
- Запишите тему урока в тетрадях.
Вы будете изучать химию с 8 класса, там вода представлена в виде формулы НО. Это соединение 1 части кислорода и 2 частей водорода
IV этап
Открытие нового знания.
Цель: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
На партах у каждой группы стоят стаканы с водой, снегом и льдом. В процессе работы учащиеся должны будут заполнить таблицу о свойствах воды. Инструкция перед работой.
- Посмотрите внимательно на воду, снег, лед и опишите их основные свойства, занося данные в таблицу.
По итогам работы мы проверим все, что вы вывели (несколько минут группам дается на выполнение задания).
Второй столбик пока не заполняйте. (Таблица 1)
На доске - таблица. Обсуждая свойства, обнаруженные наглядно, дети заполняют строки.
Попробуем заполнить общую таблицу?
- Скажите, все ли свойства мы описали?
Да, их три
- Вы уверенны? Заполним второй столбик.
- Я предлагаю вам продолжить просмотр учебного фильма. (Описывается три состояния воды)
Смотрят фильм
- Так какие состояния описаны в фильме?
Твердое, жидкое и газообразное
- Как авторы назвали газообразное состояние?
пар
7) - Я предлагаю вам закончить заполнение таблицы.
- Ребята, на самом деле пар невозможно увидеть. С научной точки зрения, мы видим туман. А когда обычно появляется туман?
Утром
- А что происходит с травой после исчезновения тумана?
Появляется роса
- Почему? Хотите узнать причину?
8) Учитель демонстрирует опыт с кипящей водой. Только на учительском столе в стакан наливается кипяток и все накрывается металлической крышкой.
Крышка снимается и сразу же ставим сверху крышки стакан со льдом. Пар превращается в капельки воды.
- Теперь понятно, почему появляется роса?
При соприкосновении с холодом, туман превращается обратно в воду
- Кто уже слышал, как называется переход из жидкого состояния в газообразное?
Испарением
- А только ли на траве можно увидеть росу. В повседневной жизни, где можно увидеть испарения? А ваш пот? Это тоже результат испарения воды из организма.
9) - Я предлагаю вам посмотреть продолжение фильма о воде (Круговорот воды в природе)
- Какую новую информацию получили?
Отвечают
Более подробно с круговоротом воды в природе мы познакомимся через урок.
V этап
Первичное закрепление во внешней речи
Цель для учащихся:
учиться находить различия между различными состояниями воды
Цель для учителя:
создать условия для формирования умения находить различия между различными состояниями воды, развивать устную речь
Методы:
репродуктивные, наглядные,
методы мотивациии
(эмоциональные)
10) – В каких состояниях встречается вода в природе?
Сообщения о трех состояниях воды
- Переходит ли вода из одного состояния в другое?
Отвечают
- Исчезает ли вода с поверхности земли или же ее цикл непрерывен?
Отвечают
VI этап
Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель для учащихся:
-уметь применять полученные знания на практике
Цель для учителя:
-выявить пробелы, коррекция
Методы:
-словесные, наглядные
11) - Как вы думаете, любую воду можно пить безбоязненно?
Объясняют
- А где вы чаще всего встречаетесь с водой?
На кухне
- А сырую воду из под крана можно пить?
Да
- Не буду с вами спорить, а предлагаю поработать над этой темой самостоятельно. После чего мы продолжим беседу.
Работают с книгой «Экологическая азбука», стр.14. Тема «Вода» 1,2 абзацы
- Так все же, стоит ли очищать воду, попадающую в наш водопровод? Почему?
Отвечают
12) – Вы сами можете познакомиться с процессом очищения воды, прочитав дополнительный материал на ваших партах
(«Экологическая азбука», стр.14. Тема «Вода» 3 абзац
- Попробуйте составить схему очистки воды.
Работают парами
- Сравните свою схему со схемой в учебнике на стр. 18-19. Похожи ли ваши схемы?
Анализируют
13) - А почему родниковую воду можно пить сырой?
Если дети отвечают, хорошо. Если нет – сама говорю: «Она проходит через природный фильтр: слой почвы, песка, глины. И поэтому кристально чистая. Но более подробно об этом мы узнаем на следующем уроке»
VII этап
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель для учащихся:
учиться применять полученные знания на практике
Цель для учителя:
создать условия для формирования умения применять полученные знания на практике Методы:
репродуктивные, наглядные,
методы мотивациии
(эмоциональные)
14) - Какое значение имеет вода в жизни человека?
Отвечают
- Как человек использует воду?
Отвечают
- Как вы думаете, почему нужно беречь воду?
Отвечают
VIII этап
Рефлексия деятельности.
Рефлексия
Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
15) - Оцените, как вы сегодня работали?
Отвечают
- Какую задачу перед собой ставили?
Познакомиться с тремя состояниями воды
Решили поставленную задачу?
Дискутируют
- А теперь поиграем. Закончите цепочку
на доску вывешиваются таблички и дети должны их сложить в следующем порядке: ключ – ручеек – река – море – океан
- Как вы думаете, какой будет тема следующего урока?
Отвечают
IX этап
Домашнее задание:
16) Домашнее задание: прочитать книгу «Моря и реки», стр. 3-6
Таблица 1
вид
состояние
запах
цвет
прозрачность
вода
-
-
+
лед
-
-
+
снег
-
белый
-
Таблица 2
вид
состояние
запах
цвет
прозрачность
вода
жидкое
-
-
+
лед
твердое
-
-
+
снег
твердое
-
белый
-
Таблица 3
вид
состояние
запах
цвет
прозрачность
вода
жидкое
-
-
+
лед
твердое
-
-
+
снег
твердое
-
белый
-
пар
газообразное
-
-
+
13PAGE 15
13PAGE 144415