Занятие Агрессия, способы её проявления, причины и последствия (с использованием ИКТ)
9017039370
Подготовила педагог-психолог
МОУ СОШ №8 г.Моздока РСО-Алания:
Джанаева Татьяна Львовна
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ.
АГРЕССИЯ, СПОСОБЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
Материалы и оборудование: Мягкая игрушка, бланки с заданием по количеству участников, карточки с изображением персонажей, выражающих различные эмоции (агрессия, недовольство, страх, гнев и т.д.), компьютер.Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Напоминаются основные правила занятия.
Упражнение "Вдоль по радуге"
Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения, обучение приему регуляции собственного эмоционального состояния.
Ход упражнения: участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки и произносят "ХА!". Повторяется 4-5 раз. Желающие делятся своими впечатлениями. Учащимся указывается назначение этого упражнения.
Презентация
«Агрессия, способы ее проявления, причины и последствия».
Упражнение "Найди предложение"
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости зрительного внимания, способности обобщать материал, навыков аналитического мышления.
Материалы и оборудование: 3 вида бланков, в каждом - часть пословицы "Посеешь поступок - пожнешь привычку (1 бланк), посеешь привычку - пожнешь характер (2 бланк), посеешь характер - пожнешь судьбу (3 бланк)", ручка. (См. приложение)
Ход упражнения: Учащимся раздаются бланки с заданием, и предлагается в каждой строчке выбрать лишь те буквы, которые не повторяются и составить из них предложение. Первым, правильно выполнившим задание, присуждается поощрительный балл. Затем необходимо собрать полученные предложения в такой последовательности, чтобы получилась пословица. Первому, правильно выполнившему задание - поощрительный балл.
(Если участники затрудняются выполнять задание, можно провести демонстрационный пример.)
"Портрет агрессивного человека"
Цель: развитие умения дифференцировать признаки агрессии от других чувств и эмоций, формирование потребности в необходимости умения контролировать себя.
Материалы и оборудование: карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции, например, недовольство, агрессия, страх, радость, печаль и т.д. (Можно использовать "Азбуку настроений", либо фотографии людей из журналов, газет.)
Ход упражнения: участникам раздается по 3 карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции и чувства, необходимо найти персонажи, выражающие агрессию, за правильный ответ дается поощрительный балл. (Участники разбиваются на группы у каждой группы имеется набор карточек)
Обсуждение:
Как вы догадались, что именно на этой карточке изображена агрессия?
С помощью, каких деталей вы определили, что это персонаж, испытывающий чувство агрессии, а не другое чувство?
Почему были неправильные ответы?
Что общего у всех персонажей, испытывающих агрессию?
Есть ли различия?
Каким образом выражает данное чувство каждый персонаж?
Какие способы вы еще знаете?
Как живется агрессивному человеку?
После обобщения всех ответов составляется общий портрет агрессивного человека и делается вывод, что существует 2 вида агрессии - словесная и физическая, в зависимости от способов выражения. (Используются слайды из презентации).
Обсуждение ситуации.
Цель: Выявить причины возникновения агрессивных реакций, показать опасность гневных, агрессивных реакций.
Ход проведения: Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они испытывали агрессию, и каждому определить причины ее проявления, и последствия. После высказывания участников, делается вывод, о том, что причин много, но чаще всего хочется ответить агрессией на агрессию другого человека.
Игра в кругу "Огонь, воздух, вода, земля"
Цель: развитие произвольного контроля, внимания, способности выполнять задание по инструкции, активизация мыслительных операций.
Материалы и оборудование: мячик, или мягкая игрушка (Например, мы использовали мягкую игрушку - собачка, которая, на протяжении всего цикла занятий была активным нашим помощником и участником).
Ход упражнения: Учащиеся сидят в кругу. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из участников, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь", "воздух". Если ведущий сказал "земля", то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное, на слово "вода" участник отвечает названием рыбы, на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны встать и помахать руками. Ошибающийся выбывает. (Время должно быть ограничено - 4 мин.)
"Сказка"
Цель: активизация механизмов бессознательной сферы, развитие творческой активности, поиск необходимых средств решения проблемы.
Инструкция: Участникам предлагается сочинить сказку, где начало задает ведущий, далее каждый по очереди продолжает сказку, придумывая одно или несколько предложений, так чтобы последний участник придумал окончание. В результате должна получиться законченная история, которая имеет свое начало, середину, конец. Затем все вместе выводят мораль. Начало сказки: "Жила-была Канцелярская кнопка, однажды она попала в руки к злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал их своим товарищам на стулья, и когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды.... " Подведение итогов занятия.
Предлагается вспомнить пословицу и применить ее к сегодняшней теме занятия.
(Ожидаемый результат: Делается вывод, что у человека бывают единичные вспышки агрессии, но если они проявляются часто, то могут перейти в агрессивность - черту характера, и тогда ему будет сложно жить и общаться. Соответственно, нужно знать способы борьбы с собственной агрессией - тема следующего занятия). Ритуалы прощания.
Приложение
1 карточка
ПНМВГУОУНСВДЕНДМГ
ЕЯАШЖАЬКРПОЯЖСКРТ
ЫЮУРИПЫИЮОЫИРКЮ
ПОБФЭЖФЙНУЁЭБШЙУ
ЗЬАПЧХРШЧАИХЕВШЕЗ
ЖГЫЦРЧЦГКЖРЦГРЖУ
2 карточка
ПДМОВУМСВМДЕДУМ
ЕАЯШТЬКТЯПКТРАЯИВ
ФЖЫГЦФЧЦЮФКЖУЮГ
ЗПИЙОХИЖХЧИНЗЙЁЧ
ТЭШМЬОУМХЭАТОРУ
3 карточка
ПНМВГУОУВСНДЕМДГ
ЕЖЯШТЬКТЯХКЯАТЖР
ФЖАЦКЮФЮТЖЕЦРП
ЗОИЙХЖИЗНЧИЗЁЙЧХ
ТЭШМЬОЭБСМАТОУБ
АЫРЕДРЕЫЬАРБУРЫЕ
НБСНАСБКЯБТЕНСЯБР