Конспект мастер класса Секреты невербального общения
Мастер-класс «Секреты невербального общения».
Мы говорим о силе слова
На протяжении веков.
Но не всегда порой готовы
Понять, почувствовать без слов.
Добрый день, уважаемая аудитория! Очень рада приветствовать всех в этом зале. В настоящее время мы много говорим о необходимости воспитать инициативную, всесторонне развитую и творчески мыслящую личность в условиях общеобразовательной школы, личность, способную выжить в нашем конкурентном мире. Научив ребёнка мыслить, необходимо показать ему способы выражения своих мыслей. Мы каждый день общаемся на языке слов, но есть не менее интересный язык, которому порой не уделяется так много внимания, - это язык жестов, мимики, телодвижений. Сегодня мы поговорим о значении невербального общения.
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, в каких случаях мы обращаемся к этому языку? А как вы считаете, умение общаться с помощью невербальных средств важно для нас сегодня? (Микрофон в зал, высказывания людей)
Спасибо. Действительно, владение языком невербального общения необходимо современному образованному человеку, который может оказаться в различных жизненных ситуациях, для того чтобы сделать речь более выразительной. К тому же нам известно, что выступление, сопровождаемое жестами, запоминается на 80%. Конечно, это личное дело каждого – пользоваться языком невербального общения или нет, но мы сегодня попробуем убедиться в том, что очень многое можно выразить на языке жестов, мимики и телодвижений.
Мне потребуется шесть человек, прошу вас выйти на сцену.
Упражнение «Передача чувств»
Участники встают в шеренгу. Друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен «передать» третьему это же чувство, третий – четвертому и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он «получил». И сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале, и как каждый участник понимал «полученное» им чувство.
2.Упражнение «Говорящее тело»
Участники присаживаются на стулья. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник. Время 3-4 минуты.
(К упражнению «Говорящее тело»:
- Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман
- Изобразите позу человека, читающего сложный учебник
- Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал
- Изобразите позу человека, пишущего письмо другу
- Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога
- Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе
- Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди
- Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею)
А я попрошу зал посмотреть на экран. Вы увидите кадры из фильмов, давайте попробуем определить, что обозначает каждый жест (слайды). Ответы публики
Спасибо. А теперь посмотрим, что у нас получилось:
Спасибо, уважаемые коллеги. Я думаю. Мы все понимаем, как важно знать язык жестов и телодвижений. От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди.
Упражнение «Продолжи искренне»
Участники сидят на стульях, обращены к аудитории. Каждый по очереди вытягивает карточку (см. приложение), читает текст, и, не раздумывая, продолжает мысль, стараясь быть при этом максимально искренним. Остальные участники решают насколько искренним было это продолжение: те, кто считает его искренним, молча, поднимает руку, если таких большинство, то говорившему разрешается придвинуть свой стул на один шаг ближе к центру круга. Обмен мнениями при этом запрещен! Когда все участники высказались искренне, ведущий предлагает каждому сделать выдох, затем – медленно глубокий вдох, задержать дыхание, по команде «Вперед!» на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, или издать резкий звук.
К упражнению «Продолжи искренне»
- В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…
- У меня немало недостатков, например…
- Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты. Например…
- Чего мне по-настоящему хочется, так это…
- Когда меня обижают, я готова…
- Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда…
- Честно говоря, эта работа мне совсем…
Благодарю вас за участие!
А может, совсем отказаться от жестов? Ну их… К тому же говорят, что наличие жестов – это признак низкой культуры оратора – у оратора не хватает слов, вот он и пытается заменить их движениями рук…
Вопрос спорный… Если отойти от теоретических конструкций – то на практике 90% успешных ораторов (те, которые собирают стадионы…) жесты используют, и используют еще как активно.
- Уважаемые коллеги, выскажите своё мнение по данному вопросу. Да или нет!
Благодарю вас за участие. Спасибо. Пройдите пожалуйста в зал.
Скажите, а человек можем оказаться в такой ситуации, когда придётся воспользоваться только невербальными средствами общения. Когда это может произойти?
Да, в том случае, если мы оказались в той стране, в которой говорят на незнакомом для нас языке. В условиях диалога культур нам необходимо знать, что порой одни и те же жесты в разных странах имеют совершенно противоположное значение. Отправляясь в путешествие, мы стараемся как можно больше узнать о пункте нашего назначения. Просматриваем сводки погоды, новости о политической обстановке, берем с собой разговорник, но, даже подготовившись, приходим в замешательство, когда наши жесты истолковываются неверно.Одни и те же жесты у разных народов могут иметь разные значения.
И чтобы случайно не оказаться в неловкой ситуации, давайте попробуем прикоснуться к языку жестов разных стран.
Посмотрите на экран, как вы думаете, что обозначает этот жест?
Например, жест, известный нам по голливудскому кино как “о`кей” (сложенные колечком большой и указательный пальцы), во Франции означает “ноль”, в Японии – “деньги”, а в Тунисе (приблизительно) – “До тех пор ты и жил...”. Например, в Германии в суде был прецедент связанный с этим, казалось бы, безобидным жестом. Некий водитель, мимоходом оскорбил полицейского, показав ему из окна машины большой и указательный пальцы руки, сомкнутые колечком. Но немецкий полицейский обиделся и подал в суд. Судья, основательно изучив соответствующую литературу и расспросив психологов, пришел к выводу, что в Германии приняты оба значения этого сигнала, а как его понимать - ваше личное дело. Водитель был оправдан.
Еще один распространенный жест - оттопыренный вверх большой палец. Применять его можно по -разному. Так, у автостопщиков всего мира он служит для остановки попутного транспорта, подняв перед собой руку, будет означать «Все нормально», дернув руку вверх показывая большим пальцем за плечо означает оскорбление. Так в основном он применяется в Европе. В мусульманских странах же этот жест является неприличным, а в Саудовской Аравии, совершив вращательные движения выставленным вверх большим пальцем, вы говорите «катись отсюда».
"Рога", образованные из указательного пальца и мизинца, служат итальянцам для того, чтобы "отвести дурной глаз". Попробуйте пожестикулировать так перед французом - и он посчитает, что его хотят обозвать рогоносцем.
Если англичанин намерен кого–то проучить, он поднимает два пальца, сложенные вместе, что означает “Ну я тебе покажу!”. А в США тот же жест воспримут как “Мы с тобой хорошая команда” или “Нас с тобой водой не разольешь”!
Типичный жест итальянцев - ладонь в форме лодочки - означает вопрос, призыв к объяснениям. А аналогичный жест в Мексике - призыв заплатить за информацию: "Ничего тебе не скажу бесплатно". Так покачивание головой из стороны в сторону,
означающий в России и большинстве стран Европы «нет», в Болгарии, Греции и Индии означает одобрение, в то время как кивок головой - несогласие.
Здороваться и прощаться в разных странах принято тоже по-разному.
Во многих государствах, включая Китай и Японию, при знакомстве принято сначала называть фамилию. В Японии имя практически не используется, даже при неформальных встречах, а официальный поклон является необходимым ритуалом при знакомстве. В Лапландии, приветствуя друг руга, трутся носами. Европейцы, прощаясь, машут ладонью, поднимая ее вверх и шевеля пальцами. Американец воспримет этот жест как призыв «иди сюда». Прощаясь, американцы держат ладонь горизонтально, лишь слегка ее приподнимая, как будто похлопывают кого-то по голове или по плечу. Русские при прощании обычно машут рукой не вперед-назад, а из стороны в сторону, правда, латиноамериканец воспринял бы это как жест приглашения. А жители Андаманских островов на прощанье подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонько дуют на нее.
Каждый человек сам решит для себя, использовать или не использовать жесты.
Уважаемые коллеги! В какой бы ситуации и в какой стране мы не оказались, давайте не забывать везде и всюду брать с собой улыбку! Поэтому сегодня мне хочется попрощаться с вами по Латино-Американски: они помахивают ладонью так, как мы это делаем, когда зовем кого-нибудь к себе, как будто хотят сказать “Мне жаль расставаться, надеюсь, что мы ещё увидимся”.
"V", "Рожки", "2 пальца вверх"
Весьма распространённый жест, символизирующий "Мир". Часто его можно увидеть на фотографиях, как в качестве импровизированных "рожек", так и в качестве символа, не несущего особой смысловой нагрузки. Итальянцы используют данный жест , как мы, скрещенные пальцы или "фигу" - "для отведения дурного глаза". Если вы решите по жестикулировать двумя поднятыми пальцами вверх перед Французом, он решит, что вы обзываете его "рогоносцем".
"Класс!", "Большой палец вверх"
В странах Ближнего Востока, Западной Африки и Южной Америки не стоит пользоваться для выражения своих эмоций таким, жестом, как поднятие вверх большого пальца руки, при согнутых остальных. Этот жест является очень не приличным, означающим явное неуважение к человеку, особенно негативно отреагируют родители, если вы вдруг решите жестами сказать "Класс!" их ребёнку. Скандала не избежать.