ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗРЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Восстановительная медиация как средство в разрешении школьных конфликтов Цель педагогического совета: Ознакомление с таким средством разрешения школьных конфликтов как восстановительная медиация Задачи педагогического совета: раскрыть понятие «конфликт»рассмотреть способы разрешения конфликтных ситуацийдать понятие восстановительной медиациипознакомить с принципами работы школьной службы примирения рассмотреть этапы работы медиатора в программах восстановительной медиации Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями Способы разрешения конфликтных ситуаций ШКОЛА Разрушительные последствия для подростков Решение принимается педагогом, воспитателем, администрацией Вертикальный способ разрешения конфликтов (цель: поддержание дисциплины) Способы разрешения конфликтных ситуаций ШКОЛА Разрушительные последствия для подростков Совместное принятое решение Горизонтальный способ разрешения конфликтов Медиация — это процесс, посредством которого третья сторона оказывает помощь двум или более сторонам, с согласия последних, в деле предотвращения, регулирования или разрешения конфликта, помогая им с этой целью разработать взаимоприемлемые соглашения. Цель восстановительной медиации Восстановление способности к пониманию, осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу и совместному принятию решения Цель работы ведущего (медиатора) - организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений Школьная служба примирения Приоритет административных и силовых способов в школе, потеря управления детскими сообществами и тем самым кризис воспитания. Расширение возможностей криминализации молодежи Приоритет восстановительных способов, восстановление управления детскими сообществамичерез реализацию новых воспитательно- образовательных технологий Этапы работы ведущего (медиатора) в программах восстановительной медиации Восстановительные действия и совместное принятие решений Ситуация стороны Ситуация стороны Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог Основные принципы восстановительной медиации добровольность участия сторонСтороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации. информированность сторон Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. нейтральность медиатора Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. конфиденциальность процесса медиацииМедиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. конфиденциальность процесса медиацииМедиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены. ответственность сторон и медиатораМедиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. Этап индивидуальных встреч 1 фаза «Создание основы для диалога со стороной». Задача: установление контакта и создание безопасной атмосферы для диалога.2 фаза «Понимание ситуации»Задача: Помочь сформулировать стороне различные аспекты ситуации, важные с точки зрения человека и принципов восстановительной медиации. Этап индивидуальных встреч 3 фаза. Поиск вариантов выхода. Задача: Поддержка принятия стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.4 фаза. Подготовка к встрече.Задача: поддержка осознания стороной своей роли на встрече. (Процесс подготовки к примирительной встрече может занять от 10 дней до 3 месяцев). Фазы совместной встречи 1 фаза. Создание основы для диалога между сторонами.Задача: создание безопасной атмосферы для диалога между сторонами.2 фаза. Организация диалога между сторонами.Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога. Фазы совместной встречи 3 фаза. Обсуждение и фиксация вариантов решения ситуации. Задача: выработка решений. (В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве)4 фаза. Заключение соглашения.Задача: Четкая фиксация достигнутых результатов и договоренностей Участники конфликтной ситуации Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Восстановительные действия и совместная выработка решения медиатор «Лестница» восстановительной медиации Разработать положение о школьной службе примиренияСоставить план работы ШСПВнедрить способ восстановительной медиации в практику разрешения конфликтных ситуаций Восстановительная медиация как средство в разрешении школьных конфликтов