Предотвращение конфликтов в системе «подросток – педагог» — как способ обеспечения психолого-педагогической безопасности образовательной среды.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Предотвращение конфликтов в системе «подросток – педагог» - как способ обеспечения психолого-педагогической безопасности образовательной среды.
(выступление на секции педагогов-психологов
Кукморского муниципального района РТ в рамках августовской конференции)
Составила:
Педагог-психолог
I квалификационной категории
МБОУ« СОШ№3п.г.т. Кукмор»
Аблаева М.В.
Кукмор-2015
«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника»
Далай Лама
По данным государственной статистики более 60 % всех самоубийств
несовершеннолетних связано с семейными конфликтами, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями и родителями. Сама по себе конфликтная ситуация может спровоцировать у ребенка психологическую травму и привести к необратимым последствиям в процессе формирования его личности. А конфликт в школе ежедневно мешает ему общаться, получать знания, реализовывать свои способности. К сожалению, достаточно часто школьные конфликты реализуются в системе «подросток-педагог». Поэтому учителю необходимо научиться использовать весь арсенал педагогических приёмов, чтобы предотвратить конфликт и сохранить равновесие в зоне психологической безопасности школьника.
Как себя вести, когда подросток «хамит» на уроке, кидает по классу различные предметы (пенал, ручки, портфель, тетради и т.д.), проявляет вербальную и физическую агрессию к одноклассникам? Я думаю, каждый из нас не раз сталкивался с подобными проблемами и пытался подбирать ту или иную модель поведения, дабы не допустить разрастания ситуации до размеров критической. Ведь ни один из нас не планирует конфликтной ситуации с учащимся, скорее наоборот, даже самый неопытный учитель старается любым способом предотвратить конфликт. Так почему же так часто мы оказываемся втянутыми в процесс, требующий дополнительной работы нашего ума, эмоций, душевных сил? А порой не обойтись и без помощи старших коллег и специалистов-психологов.
Выбирая тот или иной способ разрешения конфликтной ситуации, следует учитывать сразу несколько факторов:
личные особенности ребёнка;
специфику сложившейся ситуации;
особенности отношений педагога и ученика;
возрастные особенности.
Принимая во внимание каждый фактор, важно грамотно выбрать способ разрешения конфликта:
уход от проблемы
сглаживание
компромисс
сотрудничество
конфронтация
Исходя из сложившихся факторов, педагогу следует выбирать подходящий способ разрешения конфликта. Неэффективными, на мой взгляд, способами разрешения конфликта «ученик-учитель» являются способы ухода, сглаживания, конфронтации. Хотя в жизни именно эти способы используются учителями для быстрейшего разрешения острой ситуации. Путём ухода мы лишь откладываем решение проблемы на более дальний срок, что часто приводит к более тяжёлому выходу из конфликта. Сглаживание возможно только в исключительных случаях, так как успокаивающие слова типа «подожди, скоро всё уладится» чаще всего воспринимаются как равнодушие или обман. Конфронтация же и вовсе не допустима в школе, так как возможна лишь при полном разрыве отношений конфликтующих сторон, что, конечно, не может произойти между учеником и его учителем. Таким образом, в нашем распоряжении остаются принуждение, компромисс и сотрудничество.
Одним из важнейших факторов в выборе способа разрешения конфликта является учёт возрастных особенностей ребёнка. Так, способ принуждения годится только в начальной школе и младших классах средней школы, когда авторитет учителя воспринимается большинством школьников как абсолютный. Слова «Ты будешь это делать, потому что я так сказал» на данном этапе могут послужить выходом для завершения конфликта. Однако с подростком, который уже не готов во всём принимать наши слова на веру, этот способ не работает. На первый план здесь выходит способ компромисса. С подростком можно договориться, если умно подойти к выбору обоюдовыгодных уступок с обеих сторон.
Представим себе ситуацию:
Урок татарского языка. Класс делится на группы. В одной из групп в
этом году поменялся учитель. При проверке домашнего задания новый преподаватель, не познакомив учащихся со своими требованиями, попросила ответить тему наизусть. Ученица N. сказала учителю, что раньше им разрешалось пересказывать текст, передавая его основной смысл; что она не знает эту тему наизусть, а желает пересказывать его, используя синонимы, смысловые обороты и т. д. За пересказ учитель снизила оценку ученице, поставила «удовлетворительно». Ученица грубо настаивала на том, что свободный пересказ данного текста свидетельствует не о незнании темы, а, наоборот, о ее понимании, а также о свободном владении английским языком. Учитель категорически отказалась исправлять оценку, объясняя это несоблюдением ученицей требований. На следующий урок восьмиклассница пришла без выполненного домашнего задания (хотя всегда была прилежной ученицей, училась на «4» и «5»). Преподаватель начала опрос класса с ученицы N. и, когда та отказалась отвечать, поставила «2» сразу в журнал. Следующее занятие девочка попыталась сорвать, подговорив учеников своей группы прогулять урок. Учитель заметила убегающих детей и попросила их всех вернуться в класс. На этом уроке ученица N. отказалась выполнять задания учителя. После урока она обратилась к классному руководителю с просьбой перевести ее и подругу в другую группу по английскому языку.
Можно было разрешить ситуацию, не доводя до разрастания конфликта.
Учитель мог пойти на компромисс, не снижая оценку за ответ или не поставив её вовсе, но пообещав спросить ученицу на следующем уроке с учётом новых требований.
Но самым эффективным способом разрешения конфликта был и остаётся метод сотрудничества. В старших классах он, пожалуй, является единственно продуктивным.
Проанализируем ситуацию: Ученик вступил с учителем в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию, спор, переходящий в ссору.
Возможная реакция педагога:
1. Просто скажите: «Паша, мы обязательно закончим обсуждение этого
вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Паша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.
2. Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше о теме дискуссии не говорите, просто продолжайте урок. Предлагайте ученикам выбор. Когда мы говорим ученику, что он «должен немедленно что-то сделать» — мы тем самым усиливаем его сопротивление. Более эффективным будет дать ему возможность выбора: «Петя, что тебе больше нравится - сидеть спокойно, не приставая к Ольге, или пойти посидеть в 7-й «Б»? Выбирай». Если Вася согласится вслух вести себя прилично, но будет продолжать свое, учитель может сказать: «Я вижу по твоему поведению, что ты выбрал 7-й «Б». Пожалуйста, отправляйся». Никаких вторых шансов! Пришло время действий, а не слов. Этот прием всегда прекращает конфронтацию, потому, что мы не командуем, не требуем и не ругаем. Мы просто производим обязательные специфические действия, чтобы прекратить нежелательное поведение.
Но, наверное, самый лучший способ борьбы с конфликтами – это способ их предотвращения. Порой сами того не замечая, мы провоцируем учеников на конфликт своим поведением, несдержанностью, нежеланием выслушать, предоставить право выбора. А ведь всё, что от нас требуется как от профессионалов, это:
доброжелательность, четкое понимание того, чего требуешь, радушная и дружественная обстановка, сдержанность, чёткая речь, индивидуальный подход к каждому
нужно признавать чувства ребёнка. Учителю нужен контроль над собственными негативными эмоциями, а именно, не повышать голос; нельзя
демонстрировать власть через агрессивные позы и жесты (например, сжатые
челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»); не нужно угрожать ребёнку наказанием.
Жестами, позой, мимикой, речью учитель должен излучать уверенность в своих действиях, поступках, решениях. Вместе с этим быть готовым к диалогу, свою позицию в каком – либо спорном вопросе не навязывать, аргументировать, доказывать. Уважать мнение учащихся, с достоинством уметь признавать свои ошибки. Дети, даже самые конфликтные это всегда ценят. На мой взгляд, главное в любой ситуации не терять терпения и стараться соблюдать спокойствие при этом, не забывая проявлять свои чувства и разумные твердые и последовательные требования к ученикам. А ещё очень помогает чувство юмора, практически в любых ситуациях
Таким образом, создание психологического комфорта для учащихся – это ещё одна непростая задача учителя. Но, только реализовав её, мы сможем передать знания и привить любовь к предмету, которому учим своих учеников.
Рассмотрев аспекты выше представленной проблемной ситуации и компоненты безопасности в сфере образования, укажем основные пути решения проблемы:
1. Необходимо расширить вопрос защиты детей от информации наносящей ущерб их здоровью и развитию до понятия психолого-педагогической безопасности. Психолого-педагогическая безопасность - состояние защищенности образовательной системы и ее элементов, а также психического здоровья участников учебно-воспитательного процесса от опасностей (угроз) психологического и педагогического характера.
2. Применение понятия психолого-педагогическая безопасность позволит ликвидировать двойственность подходов, при этом понятие информационная безопасность остается в своих исходно рациональных рамках – рассматривается с позиции защиты информации.
3. Следует четко определиться, кто должен заниматься информационной безопасностью в образовательном учреждении. В качестве рационального предложения, хотелось бы предложить модель, в которой вопросы информационной безопасности курируют заместитель руководителя по безопасности и специалист в информационной сфере (системный администратор и (или) учитель информатики).
Подводя итог всему вышесказанному необходимо отметить, что в настоящее время вопрос безопасности в сфере образования находится в стадии становления. Свидетельство этому небольшое количество авторских определений и соответственно научно обоснованных трудов. Несмотря на низкую разработанность, различные проблемы безопасности в сфере образования является стратегическим вопросом, и требует к себе более пристального внимания.
Литература:
1. Барыбина Т.В. Статья «Внеклассное мероприятие по теме «Конфликт», 2005.
2. Вишнякова Н.В. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.- Минск,1996.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста,2005.