Тренинг «Работа над художественным текстом – один из важнейших факторов развития коммуникативности и творчества учащихся».
Методико-практический семинар учителей русского языка и литературы (национальная школа)
«Работа над художественным текстом – один из важнейших факторов развития коммуникативности и творчества учащихся».
Подготовила: Ливицкая Ж. Ю., учитель русского языка и литературы
II-дидактическая категория
Цели:
Определить этапы и методы работы с текстом.
Расширить знания по видам работы с художественным текстом на уроках русского языка.
Формирование учителем на уроках русского языка коммуникативных и творческих способностей учащихся при работе с текстом.
Этапы деятельности Дидактическое содержание Дидакт. формы Дидакт. методы Дидакт. ресурсы
1. Вызов (Evocare) Зачитывается эпиграф: «Когда я читаю текст, мои ребята воспринимают звуки. Понимая смысл их сочетаний, они выходят на уровень текста. Через понимание текста они могут понять писателя, его произведение, его эпоху, людей, её населяющих» А. Е. Фартухов.
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращённом варианте. Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот одна из важнейших задач учителя в школе.
Специфика литературы заключается в словесной образности, осмысление действительности в художественных произведениях происходит на основе мышления образами, а не понятиями. Поскольку слово – это общедоступный бытовой материал общения, требуются специальные усилия со стороны учителя для формирования чувства удивления перед красотой слова перед его разнообразием и способностью создавать неповторимые художественные образы.
И здесь уместно обратить внимание на систему Е. Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», основой которого является преподавание литературы как искусства. Для него урок литературы – это:
- урок-общение, а не просто работа;
- это искусство, а не только учебное занятие;
- это жизнь, а не предмет в расписании.
Особенностью наших уроков литературы должно быть строгое следование закону «Трёх О»:
- Очаровать книгой;
- Окрылить героем;
- Обворожить писателем. Индивидуальная Модель Лист А4
Слайды №1, №2
Слайд №3
2. Реализация смысла (Realizarea sensului) Вспомним определение текста:
Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, местоимений, частиц и др.
Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.
Смысловые типы текста:
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описательный текст может быть в форме любого стиля.
Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им.
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Рассуждение строится по следующему плану: тезис, аргументы, доказывающие его; вывод.
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стиля.
Основные виды заданий по тексту (рекомендации):
Определите стилистическую принадлежность и функционально-смысловой тип текста. Приведите аргументы.
Сформулируйте тему и микротемы текста, его идею. Выпишите связанные с темой ключевые слова.
Составьте план текста (простой, сложный, номинативный, вопросник, цитатный и др.).
Продолжите текст своим описанием (рассуждением, повествованием).
Определите стилистическую роль языковых средств (звуков, морфем, лексики – синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и др., устаревших и новых слов, заимствованной лексики, диалектных слов, частей речи, членов предложения, знаков препинания и др.).
Выделите в тексте изобразительно-выразительные средства (тропы, стилистические фигуры). Какова их роль в данном художественном тексте?
По словарям определите значение слов, изменение в значении слов, происхождение слова, его морфемный состав. Свяжите свои наблюдения с постижением смысла произведения.
Проанализируйте произведения других видов искусств, сюжетно, тематически, культурологически связанных с анализируемым текстом (живопись, музыка, театр, кино, скульптура, архитектура и др.). найдите сходство и различие интерпретаций. Сравните экранизации литературного произведения и сделайте вывод о возможных интерпретациях анализируемого текста.
Напишите эссе или рассуждение по всему тексту или его части, используя ключевые слова текста.
Пользуясь дополнительной литературой (в том числе и мемуарной), дайте биографический комментарий к тексту.
Сформулируйте несколько проблемных вопросов по тексту, имеющих отношение к стилю, смыслам, выразительным средствам и образам.
Подготовьте несколько вариантов выразительного чтения стихотворения (прозаического отрывка).
Дайте историко-культурный комментарий анализируемому тексту. Проанализируйте художественное время текста и определите его роль.
Проиллюстрируйте текст своими рисунками (средние классы) или произведениями живописи.
Угадайте пропущенные в поэтическом (прозаическом) отрывке слова или словосочетания. Объясните ваш выбор. Сравните с авторским текстом. Определите смысловую роль данных слов в произведении. Работа в группах
Работа в группах 1 гр. – метод «Пазлы»
2 гр. – метод «Восстанови правила»
GPP Лист А4
Слайд №4
Слайд №5
Лист А4
Слайд №6
3. Рефлексия (Reflecţia) Комплексный анализ текста – это упражнение, раскрывающее учащимся единство формы и содержания текста как речевого произведения, позволяющее реализовать богатейший обучающий, воспитательный и развивающий потенциал текста как единицы обучения.
Работа по тексту стихотворение А. Дементьева:
«Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –
Ведь всё порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо – научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена». Фронтальный
Работа в группах 1гр. -метод «РАФТ»
1гр. -метод Синквейн Лист А4
Слайд №7
4. Экстензия (Extinderea) Формирование языковой личности ученика – важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе.
Известно, что русский язык в школьной практике выступает в различных аспектах, обеспечивающих формирование лингвистической, коммуникативной, культорологической языковой культуры учащихся. Поэтому современный урок письменной речи, навыков грамотного письма, культуры речи. Хорошо, если на уроке имеют место вопросы истории языка, этимологии слова, часто звучат образцы художественной речи как памятники духовной культуры народа.
Комплексный подход к обучению не позволит «засушить» русский язык, превратив его в скучную систему трудных правил. И обращение на уроке прежде всего к художественному тексту даёт возможность почувствовать «живой язык», осознать его неограниченные возможности.
Таким образом, активные методы и приёмы позволяют на уроке:
Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций.
Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать проявлять свою индивидуальность. Слайд №8
Пожелание коллегам:
«Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить».