Открытое занятие Использование приёма сказкотерапии в личностном и речевом развитии дошкольника
Развитие личности ребёнка средствами сказкотерапии.
В дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность использования сказкотерапии в том, что сказки - естественная составляющая повседневной жизни детей.
Задачи сказкотерапии:
Развивать речь детей с помощью:
пересказывания сказок;
рассказывания сказок от третьего лица;
группового рассказывания сказок;
рассказывания сказок по кругу;
сочинения сказок.
Выявить и поддержать творческие способности.
Снизить уровень тревожности и агрессивности.
Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Развить умение преодолевать трудности и страхи.
Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог».
Что такое сказкотерапия?.Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Имея в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказка ,наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым , сближает родителей и детей. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Ребенок ,находясь в сказке .взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни ,ищет пути решения проблем ,которые встают перед ним. Конечно , сказкотерапия -это еще и терапия средой , особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто неарелизованное.
Задачи ,решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей ,накопления их познавательного .эмоционального , жизненного опыта, для повышения самооценки детей ,снижения уровня тревожности ,что способствует и стимулирует речевую активность детей , развивает их индивидуальные способности.
Наблюдая за детьми в процессе игры ,на занятиях . на экскурсиях ,в свободной деятельности, можно заметить, что там ,где не надо мобилизовать свое внимание, память т.е.на непроизвольном уровне .дети раскрепощаются , легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок , любят фантазировать ,живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Сейчас на наших детей из многочисленных средств массовой информации окружающей жизни хлынул поток негативной и разрушительной информации. НЕ только взрослые но и дети уже устали от телевидения с его жестокостью и насилием .Люди утратили способность к сопереживанию и милосердию. И только дети остаются с чистой душой могут удивляться миру ,стремятся познать и изменить его.
Конспект
непосредственно организованной интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога по изобразительной деятельности
по развитию личностного потенциала ребёнка
на тему «Необычное в обычном»
в подготовительной группе
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Гареева Нелли Евгеньевна
Образовательные области: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание», «Физическая культура»
Задачи:
Обучающие:
Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов.
Упражнять детей в фантазировании.
Обучать составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что.
Закреплять речевые обобщения по лексическим темам.
Развивать связную образную речь.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, логическое, словесно-логическое мышление, фантазию, развитие умения подбирать названия к заданным объектам.
Развивать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать.
Развивать умение самостоятельно определять замысел, содержание своей работы, подбирать средства достижения замысла; добиваться выразительности своей работы, используя все знакомые методы и приемы.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков.
Развивать связную образную речь.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость при соприкосновении с животным миром.
Зрительный ряд: репродукция картины М. Башкирцевой «Осень», подборка картинок с изображением невиданных зверей, таблица – схема для составления описательного рассказа.
Литературный ряд: чистоговорка, загадки о животных,стихотворения Н. Самоний «Осенний листок».
Музыкальный ряд: звуки леса, спокойная инструментальная музыка, подбор музыкальных фрагментов разного характера.
Материал: д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй предложение», «Разрезная картинка», «На что похоже», «Помоги зайке найти друга»,
Мини – фланелеграфы на каждого ребенка, нитка для выкладывания фигур.
Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветные шариковые ручки, ½ альбомного листа разной расцветки, альбомы со схемами для самостоятельной работы.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Серия бесед на тему «Животный мир», д/и «Загадочные картинки», «Как растет живое», «Что перепутал художник», «Найди пару», «Животные и птицы: как говорят и что едят», «Кто как устроен». Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью, разучивание стихотворения Н. Самоний «Осенний листок», знакомство с цветовым кругом.
Цель и задачи Этапы занятия.
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Вводная часть.
Я предлагаю с вами отправимся в путешествие, путешествие необычное волшебное!!! Но отправится со мной только тот, кто назовет любой цвет или оттенок теплой цветовой гаммы. Дети называют цвета и заходят в зал.
Дети отвечают, педагог предлагает сесть на стулья.
Мы отправляемся в путешествие. Надевайте волшебные шапки – невидимки
«Ну-ка глазки закрывайтесь,
дети в гномов превращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять,
буду в гномов превращать!».
Вот мы и гномы. Дети показывают, как они «одевают» шапки.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Речевая гимнастика
Педагог: Хотите научится разговаривать на языке гномов? Повторяйте все за мной.
ЧистоговоркаОсь-ось-ось – ест осинку лось.
Оси-оси-оси – по берегу бродят лоси.
Зы-сы-зы-сы – хвост пушистый у лисы.
Ло-ло-ло – белка спряталась в дупло.
Молодцы, у вас отлично получилось. Дети повторяют
Развивать логическое мышление.
Обучать составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что.
Д/и «Четвертый лишний»
Педагог: А сейчас мы узнаем, куда же мы отправимся путешествовать…. для этого найдите лишний предмет.
Вы должны найти лишний предмет и объяснить, чем он отличается от остальных.
(деревья, животные, птицы, растительный мир средней полосы) Дети называют лишний объект и поясняют свой выбор
Развитие зрительного внимания, мышления,
звукового анализа и синтеза звуков речи. ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС (слайд)
Вы правильно выполнили задание и попали в волшебный осенний лес.
Слышен шум леса(инструментальная мелодия)
Педагог: Гномики, прислушайтесь…
Мне кажется, что волшебный лес нам хочет что-то сказать.
Фраза зашифрована. Вы должны переставить буквы в соответствии с цифрами под ними и прочитать получившееся предложение.
«Расшифруй предложение».
РАСКОЛДУЙТЕ
Р К Н И А Т У
3 1 6 5 2 4 7
Педагог: Какое задание нам дает Волшебный лес? (расколдовать картину). Попробуем?
Педагог: На нашем пути будут встречаться разные препятствия, которые мы будем преодолевать, за каждое правильно выполненное задание мы получим часть заколдованной картины.
В добрый путь друзья! Дети отгадывают фразу «Расколдуйте картину»по опорным цифрам
2. Основная часть.
Интеллектуальная зарядка – учить детей решать противоречия, развивать образное мышление, творческое воображение и фантазию.
Развитие речи. Отгадывание загадки
Интересно кто же нас первым встретит в лесу? Отгадайте загадку
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Вот как громко ревет медведь.
Он нас не пропустит до тех пор, пока мы не выполним его задание.
Д/и «На что похоже»
Задание 1.
Педагог:
Интересно в лесу наблюдать за деревьями или сучками. Они могут быть похожи на разных животных, птиц, человеческие лица и т.д. Назови как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурками людей.
Молодцы гномы, получаем первый символ. Дети отвечают.
Медведь
Дети находят сходство с предметами и называют их
Учить детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов,
развивать мелкую моторику рук.
Нас в лесу поджидает новый зверь. Кто же он? Послушаем…
Отгадайте загадку
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем – громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит…
Педагог: Что это за животное?
Правильно Лось.
Задание 2.
Игра «Облака – загадки»
Педагог: Интересно наблюдать не только за растительным миром, но и за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т.д.
Выложим веревочками, как можно больше облаков, которые похожи на животных, растения, фигурки людей.
Молодцы гномы, получаете второй символ. Дети: Лось
Дети находят сходство с предметами и называют их
Дети выкладывают ниточкой силуэт на бархатной бумаге
Укрепление мышц глаз Зрительная гимнастика
«Помоги зайке найти друга»
Педагог: Ребята подойдите, все ко мне. Обратите внимание на экран.
У нас в гостях веселый зайчик.
Он решил с вами поиграть, следите за зайкой глазами, куда он побежал?
Молодцы гномики, получаете третий символ. Дети следят за движениями зайчика
Развитие творческого воображения, развитие умения подбирать названия к заданным объектам. Отгадывание загадки
А нас встречает следующий зверь.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ...
Педагог: Послушаем как воет волк.
Волк придумал для вас необычное задание. Он привел с собой невиданных друзей. Нам необходимо придумать для них имена.
Игра «Придумай имя»
Педагог показывает рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного, и предлагает придумать ему имя.
Получили четвертый символ. Дети: Волк
Дети придумывают имена необычным животным
Развитие общей моторики и координации движений. Физкультминутка
«Пантомима дикие животные»
На полянке гномы - мины
всем покажут пантомиму.
Получили пятый символ. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение
Развивать умение самостоятельно определять замысел, содержание своей работы, подбирать средства достижения замысла; добиваться выразительности своей работы, используя все знакомые методы и приемы.
Упражнять детей в фантазировании, развивать невербальную креативность
Развивать словесно-логическое мышление,
образную речь.
Педагог: Вы слишите? Кто так громко ухает?
Отгадывание загадки
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ...
А вот и задание совы.
Творческое рисование
«Несуществующее животное»
Педагог: «Давайте посмотрим, как вы умеете фантазировать. Придумайте и нарисуйте такое животное, которого на самом деле нет, и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах и придумайте ему название».
По окончании предложить ребенку подойти к любому гостю и рассказать о своем животном.
Молодцы, получаем шестой символ. Дети: Сова
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Фон на выбор.
Изобразительный материал: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветные ручки.
Рассказы детей о своем придуманном животном
Молодцы, выполнили все задания, пора собрать картину, которую подарил нам волшебный лес. Дети собирают разрезную картину под музыкальный фон.
Давайте присядем и полюбуемся.
Рассматривание картины
Педагог: Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Воздух влажный сырой, холодный. На алее тихо. Птицы уже улетели. Насекомые исчезли. Только чуть слышно шелестят листья на земле.
Осенний листок
За окошком лист осенний пожелтел,Оторвался, закружился, полетел.Жёлтый листик подружился с ветерком,Всё кружатся и играют под окном.А когда весёлый ветер улетал,Жёлтый листик на асфальте заскучал.Я пошла во двор и листик подняла,Принесла домой и маме отдала.Оставлять его на улице нельзя,Пусть живёт всю зиму у меня.
Н. СамонийДети сидя на полу созерцают картину на экране под музыкальный фон.
Чтение ребенком стихотворения
«Осенний листок»
3.Заключительная часть. Возвращение из волшебного леса.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
– Сегодня в волшебном лесу нам повстречались животные и птицы...
– Какие испытания нам удалось преодолеть?
– Чьи идеи вам особенно понравились?
Пришла пора возвращаться обратно.
Предложить детям взяться за руки и сказать друг другу до свидания.
«Снять» волшебные шапочки.
Педагог:
Вами я, друзья, довольна!Смельчаки и храбрецы!Удаль, ловкость показали,Все сегодня молодцы. Дети отвечают на вопросы.