Сообщение Коммуникативная и эмоциональная культура педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

Коммуникативная и эмоциональная культура педагога, работающего с детьми с ОВЗ.

Проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ является сегодня в России очень актуальной, что в значительной мере обусловлено большим числом этих детей.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных организаций во многом зависит от личности педагога.
Одна из основных проблем работы с детьми с ОВЗ - это кадры. Для такой работы педагогов специально не готовят. Воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен обладать определенными качествами (в частности коммуникативными и эмоциональными), так как анализ специфических личностных особенностей таких детей показывает, что их деятельность более эмоционально зависима, чем деятельность нормально развивающихся сверстников. И что успешность обучения детей с ОВЗ гораздо больше зависит от взаимодействия их с учителем.
Педагог, воспитатель в своей работе постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие коммуникативной культуры у педагога нередко приводит к возникновению конфликтных состояний, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом, что отрицательно сказывается на развитии детей с ОВЗ.
Коммуникативная культура, как профессионально значимое качество личности, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, так как ни одна из его функций, ни один из видов его деятельности не могут осуществляться вне педагогического взаимодействия.
Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует повышению познавательной активности школьников, развитию эмоционально-волевой сферы, что особенно важно при работе с детьми с ОВЗ.
Коммуникативная культура, по определению А. В. Мудрика, - это система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, в котором человек живет, и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [7].
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
Весомой составляющей коммуникативной культуры педагога является его эмоциональная культура. Проблема эмоциональной саморегуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем. Психологические нагрузки, получаемые педагогом, приводят к развитию у него профессионального стресса, возникновению синдрома «эмоционального выгорания», способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности [8].
Эмоциональная культура педагога - целостное личностное образование, представленное богатством эмоционального опыта, владением системой механизмов управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, педагогической целесообразностью проявления эмоций, стремлением к совершенствованию эмоционального опыта на основе рефлексии. Структура эмоциональной культуры представлена компонентами: мотивационный, интеллектуально-содержательный, поведенческий [3].


Литература.

Артеменко О.Н. Коммуникативная культура как фактор определяющий эффективность педагогического общения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 119-120.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.
Кулеба О.М. Эмоциональная культура как компонент профессионально-педагогической культуры вузовского преподавателя//Теория и практика физической культуры. – 2007. - №2. – С.57-59.
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. 365 с.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно практическое руководство. – СПб., 2004. – 352 с.
Мудрик А.В. Коммуникативная культура учителя // Мир психологии. –1996. – № 3. С.42-45.
Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2006. – 304 с.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М., 2002. – 224 с.