Доклад на тему: «Система работы по развитию речевого общения, как один из важнейших факторов социализации глухого школьника.»
Система работы по развитию речевого общения, как один из важнейших факторов социализации глухого школьника.
Эпиграф.
«Нет необходимости доказывать, что работа над речью, сведённая к урокам, не может рассчитывать на достаточно высокий результат, если всё остальное время дети не будут пользоваться языком».
С.А.Зыков
Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности, являясь одним из главных факторов психического развития ребёнка. Наиболее употребительным, удобным и экономичным способом общения между людьми является устная речь, которая служит одновременно носителем языка и важнейшим инструментом мышления.
На всех этапах развития сурдопедагогической мысли и в отечественной и в зарубежной науке в качестве центральной проблемы всегда выдвигалось обучение неслышащих детей языку (Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Выготский Л.С. и т.д.). Становление любого человека как существа социального, как личности, практически невозможно без овладения хотя бы одним из языков.
С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники….Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам. Дать глухому звуковую членораздельную речь – значит включить его в сообщество людей. Совершенствование системы обучения и подготовки к жизни глухих во многом зависит от содержания и методов обучения их языку и от достигаемых на каждом этапе обучения уровней речевого развития. Общим для всех этапов обучения является практическое накопление детьми запаса фразовых единиц, необходимых для любой коммуникативной ситуации и постепенное увеличение объема вариантов высказываний с целью развить смысловую сторону речи и сознательный отход от готовых штампов.
Сформированные у выпускников навыки устной коммуникации со слышащими людьми содействуют достижению более полноценного социального статуса, облегчают выбор профессии, трудоустройство, дальнейшее обучение.
Учебная программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:
1) принимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение;
2) обращаться к товарищу (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;
3) отвечать на вопросы и задавать их;
4) сообщать о выполненной и предстоящей работе;
5) участвовать в диалоге.
Важнейшая задача школы - это реальное повышение уровня социализации воспитанников с нарушением слуха информирование коммуникативных навыков и слухо -речевого общения воспитанников.
Задача воспитателя в работе по развитию речи заключается в управлении деятельностью воспитанников, в создании условий, достаточных для осуществления речевых действий, т.е. требующих общения . Одним из важнейших условий образовательно-коррекционного процесса в нашей школе-интернате является создание слухо-речевой среды. (Таблица)
В этом учебном году мы определили такие направления воспитательной деятельности:
Здоровье.
Интеллектуальные возможности.
Общение и досуг.
Нравственность.
Гражданин и патриот.
Семья и общество.
Самоопределение.
Я стараюсь использовать разнообразные формы работы в данных направлениях: это дискуссии, экскурсии, диспуты, беседы-практикумы, беседы-рассуждения, практические занятия, познавательные и интеллектуальные игры и т.д. Всем понятно какой ущерб развитию не слышащего ребёнка наносит отсутствие умения спрашивать. Ф.А. Рау отмечал: «Каждый опытный учитель глухонемых знает, что они не умеют спрашивать… неумение спрашивать лишает глухонемого возможности расширять свои познания.». Организация работы по развитию устной речи предполагает использование естественных и специально созданных ситуаций, требующих общения детей и взрослых
Подробнее остановлюсь на некоторых из направлений воспитательной работы.
1.Направление воспитательной деятельности –гражданин и патриот.
а) Решая основную коррекционную задачу школы- формирование устной речи глухих детей – на информационных часах читаем и обсуждаем события, происходящие в Татарстане, стране, мире. Мальчики читают спортивные новости, радуясь успехам и достижениям наших спортсменов. Девочек же интересует жизнь ровесников, творчество современных актёров, певцов.
Жизнь непрерывно движется вперёд, появляются новые слова, словосочетания: отставка, форум граждан, гражданская позиция, общественные организации, равноправие, управлять государством и т. д. Значения этих слов выясняли на занятиях, выбирали предложения с этими словами. Что бы лучше объяснить значение слов на своих занятиях использую презентации. По теме «Я живу в Татарстане» я предложила ребятам творческое задание « Я познакомился с другом из другой республики». Предварительная работа: вспомнили, что такое символы, что обозначает цвет на флаге, столицы России и Татарстана, строили фразы.
б) Одна из форм работы – это экскурсия. Мы посетили музей Бугульминского ОВД. Я спросила ребят: «Вы уже ходили в музей, который находится в полиции? О чём хотите узнать?», обсудили , какую работу выполняют полицейские.
Словарь обучающихся пополнился новыми словами и словосочетаниями. Очень радует, когда у ребят возникает потребность в общении. При посещении музея наши воспитанники обращались к экскурсоводу не только с вопросами, но и с просьбой. (Можно потрогать экспонаты? Померить?)
Большой эмоциональный отклик у наших ребят вызвала экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам. Считали сколько было лет героям, когда они погибли; на сколко лет наши мальчики младше их. Я старалась донести до воспитанников мысль о том, что они должны быть достойными сынами нашей Родины. Знать бывые и трудовые подвиги соотечественников.
2. Интеллектуальные возможности
а) Диалогическая речь строится на умении задавать вопросы по теме. Я использую интеллектуальные игры и творческие задания. Например,
« Представьте себе, что к нам пришел выпускник нашей школы. О чём ты его спросишь?»
По первой реплике придумать следующую.
К данной картинке(фотографии) придумать разговор.
б) Очень понравилась дидактическая игра «Модный магазин». В процессе игры закрепляли слова: верхняя одежда, аксессуары, головные уборы, сложившиеся обстоятельства. Ребятам были предложены задания: поговори с продавцом отдела «Обувь»; расскажи, почему ты выбрал именно эти вещи ( Я хочу пойти с друзьями на прогулку в парк (в музей)… Для учёбы я выбрала …)
3.Нравственность
Цель работы в данном направлении- помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила; формирование нравственного отношения к окружающим людям, осознание ценности человеческой жизни.
Операция «Забота»
Ко дню пожилых людей мы всегда готовимся заранее. Поговорили о бабушках ребят, о том как они работали и чем занимаются теперь. Уважительное отношение к пожилым людям и только к родственникам –это одна из задач воспитания.
В рамках операции «Забота» ребята готовили подарки для пожилых людей, мною был составлен план беседы при посещении подшефной пенсионерки. Дети проговорили вопросы и выучили поздравления. Общение со слышащими людьми вызывает у наших воспитанников тревогу, сразу появляется неуверенность в голосе, теряются. Ребята очень волновались, но я им объяснила, что эта женщина работала в нашей школе учителем в подготовительном классе.
Одна из традиций нашей школы – приглашение пенсионеров на общешкольные мероприятия, где ребята имеют возможность не только показать свои таланты, но и пообщаться с представителями старшего поколения.
4.Семья и общество -социальные вопросы.
Задачи: привитие правил речевого общения и культуры поведения в общественных местах, обсуждение вопросов экономии в семье
Магазин.1)Магазин- это самое интересное и любимое место у ребят. Я стараюсь использовать посещение магазинов в воспитательных целях. Прежде чем отправиться в магазин провожу предварительную беседу, что кому необходимо купить, сколько денег планируешь потратить, на сколько дней хватит купленного печенья. Непосредственное общение с продавцами – это и развитие речи и преодоление психологических барьеров. Ребята высказывают продавцу свою просьбу.
-Какие товары продаются в этом магазине? (В магазине «Зелёная роща» продают продукты. В магазине «Шифа» есть промышленные товары.)
2)Готовясь к ремонту в спальне мальчиков, мы посетили магазин «Версаль».
-«Версаль» - магазин строительных материалов. Что нам нужно для ремонта в комнате? В каком магазине сможем купить?
3) В каком магазине можно купить ручки, тетради, контурные карты?
5. Самоопределение
1) Сюда мы относим и трудовое воспитание. Общественно-полезный труд по уборке территории школы – это не только физический труд воспитанников, но и большая воспитательная работа. Я стараюсь каждый день поговорить с ребятами о погоде, обсудить сезонные изменения и подвожу к выводу о том, почему нам необходима уборка территории школы. Осенью, когда подметаем и убираем листья – чтобы было красиво, подготовка почвы на клумбах к будущей весне.
Зимой – для удобства самих ребят и проезда машин, которые привозят нам продукты. Подвожу ребят к мысли о том, что только трудолюбивый человек добьётся успехов в жизни. Подведение итогов работы - богатый материал для бесед о поведении.
-Почему не помог товарищам? Ты ушла раньше всех, что случилось?
Одно из направлений воспитательной работы - это профориентация.
Одна из задач специальной школы- интерната - помочь глухим обучающимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе среди глухих обучающихся. Неудачный выбор профессии отрицательным образом сказывается на формировании личности и нередко на всей последующей деятельности. Проведение профессиональной ориентации должно учитывать возможность дальнейшего трудоустройства. Расширение круга социальных контактов детей через организацию экскурсий и встреч со специалистами различных сфер деятельности способствуют успешной социализации и адаптации будущих выпускников школы в общество, помогает выбору профессии. В процессе экскурсий организуется словестное общение обучающихся с экскурсоводом.
1) При организации экскурсии на швейную фабрику была проведена большая предварительная работа. В сентябре в рамках Месячника Безопасности мы с девочками шили ватно-марлевые повязки. Я предложила посетить швейную фабрику, посмотреть, как специалисты справляются с большим объёмом работ. При подготовке к экскурсии выяснили, что ребята были на швейной фабрике. Я предложила продумать вопросы, которые можно будет задать сотрудникам.
(Как называется ткань? Что находится внутри куртки?)
2) Так же обучающиеся нашей школы посетили строительный колледж. Где не только познакомились с кабинетами колледжа, но и была возможность задать вопросы обучающимся. Мы наблюдали процесс приготовления блинов, посетили общежитие.
-Каким специальностям обучают в колледже?
-Как долго учиться?
Много вопросов было связано с общежитием. По сколько человек живут в комнате? Какие условия проживания? Как проводят свободное время студенты?
При посещении тира ребята пообщались с педагогом колледжа. Сами старались правильно построить фразы. В речи употребляли слова и словосочетания: винтовка, пистолет, мишень, меткий выстрел, перезарядить оружие.
6. Общение и досуг.
Общение со слышащими людьми-это цель обучения и воспитания детей с недостатками слуха, но одновременно и средство. Находясь дома, дети получают практику речевого общения, где они могут спонтанно применять свои умения, но этому предшествует специально организованный процесс общения со слышащими. Для того, чтобы глухой ребёнок мог получить больше знаний об окружающем мире, необходимо теснее связывать его со слышащими людьми. Воспитанники нашей школы-интерната получают практику общения в ходе спортивно-оздоровительных мероприятий с приглашением студентов учебных заведений города.
О приходе гостей в нашу школу я ребятам сообщаю заранее. Они должны быть готовы к общению в первую очередь психологически. Мы обсуждаем о чём можно спросить ребят, что вы можете рассказать, когда или на какое мероприятие пригласить ребят из других школ ( слышащих).
Летом в наш лагерь «Яблочко» приходили студенты из Бугульминской добровольческой организации «Инициатива». Они проводили совместные с нашими ребятами спортивные игры.
А на праздник Урожая к нам приходили ребята, активисты института Экономики управления и права г. Казань (Бугульминский филиал), члены КВН команды Бубыль-гумм.
После таких встреч я стараюсь узнать мнение воспитанников о мероприятии. Кто из ребят понравился? С кем познакомились, подружились?
В заключении хочу сказать, что внеклассная работа имеет огромные возможности для речевого развития глухих детей, и успехи в её проведении могут быть достигнуты лишь при дружных усилиях всего педагогического коллектива школы-интерната, и в первую очередь в результате тесной совместной работы учителей и воспитателей.
Пробить брешь в стене безмолвия - задача, не доступная только глухим. Лишь при активном и доброжелательном содействии слышащих глухой в состоянии стать полноценным членом общества.