Групповое занятие Предотвращение конфликтов в подростковой среде

Групповое занятие для подростков

Тема: «Предотвращение конфликтов в подростковой среде»

Цели: выработать у детей умение предотвращать конфликты. Закреплять навыки поведения в проблемной ситуации. Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
Оборудование: бумага, ручки, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?», доска, мел.
Ход занятия:
1. Разминка.
Игра «Снежный ком»
2. Работа по теме
Обсуждение домашнего задания.
Ведущий: кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
Вспомните, какие барьеры мешают позитивному общению людей?
Пусть поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил, чтобы не допускать конфликтных ситуаций.
Игра «Перетягивание каната».
Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.
Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Предлагаются конфликтные ситуации, каждый участник самостоятельно подбирает свои варианты выхода из них и записывает на листе бумаги
Предлагаются следующие ситуации:
Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
Мама, придя с работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.
Одноклассник, не разобравшись в ситуации начинает тебя оскорблять.
Игра «Петухи»
Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на обе ноги.
Ведущий: сравните понятия «слышать» и «слушать». Чем они отличаются? Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?
Важно ли, чтобы тебя слышали?
Подумайте, что для вас является самым ценным и самым главным в жизни? (ответы записываются на доске).
Далее психолог задает вопросы для обсуждения:
Когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают).
Когда человека понимают? (Когда его слушают).
Умеете ли вы слушать?
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Каждый участник получает бланк с вопросами:
Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
Ты часто перебиваешь собеседника?
Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?
Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: «Что мешает нам слушать других?»
Ответы детей обобщаются.
Игра «Испорченный телефон»
Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с края участнику. Затем каждый из них говорит пословицу, которая передана ему с другого конца.
3. Релаксация
Упражнение «Понимание»
Ведущий: Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение.
Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет...
Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе.
Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его.
Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно?
Каждый из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым...
Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Что бы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее?
А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам.
Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы откроете глаза.
Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!
4.Анализ занятия
Рефлексия.
Трудно ли было оценивать себя?
Что вы при этом чувствовали?
Что нового узнали о себе?
15