Проект Организация службы медиации как средство разрешения конфликтных ситуаций









ПРОЕКТ

на тему

«Организация службы медиации как средство разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова»













Разработан
Минасянц Н.А.
Учителем МОУ СОШ №1
Им.А.К. Просоедова города Георгиевска










ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Заказчик проекта
МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова

Руководители проекта
Минасянц Николай Арутюнович

Целевая группа
участники образовательного процесса

Партнеры-участники проекта
учащиеся

Продолжительность проекта
1 год


ВВЕДЕНИЕ
Образовательное пространство школы, где совмещены дети разных возрастов, взрослые (учителя и родители) из разных культур, социальных слоев, национальностей имеет потенциально конфликтную среду. В настоящее время случаи проявления детской агрессии, силового способа решения конфликтов не редкость. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций, привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, не меняется. Исходя из этого, можно говорить о неэффективности применяемых процедур для решения и профилактики конфликтных ситуаций во многих образовательных учреждениях.
В подобных условиях необходимость обучению позитивной коммуникации (межличностной, детско-взрослой) участников образовательного процесса, создание условий для разрешения конфликтов при сохранении партнерских отношений является важнейшей задачей.
Причины сложившейся ситуации в современном российском обществе многозначны: морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; усиление миграционных процессов; недостаточный уровень воспроизводства населения; снижение физического, социального и психического здоровья населения.
В последнее время для разрешения спорных и конфликтных ситуаций все чаще используется медиация. О необходимости и признании медиативных практик на государственном уровне свидетельствует появление Федерального закона от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и меры по реализации Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
Медиация - это альтернативный метод разрешения споров, в котором третья нейтральная сторона - медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор в поиске взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Основным отличием медиации от других видов споров с участием третьей стороны является отсутствие у него полномочий вынесения решений. Стороны в медиации совместными усилиями вырабатывают решение, которое отвечает их интересам.
В этой связи представляется целесообразным перенесение технологии медиации на школьную среду, использование её не только в качестве средства разрешения конфликта, но и как инновационной воспитательной технологии.
В результате работы я обозначила основные проблемы и провела системный анализ выявленных проблем, который включила три этапа:
количественный анализ: ранжирование проблем по степени их актуальности;
качественный анализ: анализ наличия взаимосвязи между исследуемыми проблемами;
графо-аналитическое моделирование: выявление проблем-причин, от решения которых зависит решение других проблем, или решение которых может способствовать, облегчить решение других задач.
В итоге основными проблемами, характерными для образовательного процесса школы явились:
увеличение количества межэтнических конфликтов среди обучающихся;
ослабление роли семьи как социального института;
социальное расслоение общества.

Вследствие чего, пришла к выводу о необходимости перенесения технологии медиации на школьную среду, использование её не только в качестве средства разрешения конфликта, но и как инновационной воспитательной технологии. Реализация проекта будет осуществляться на базе МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова
Содержание проекта
2.1. Актуальность темы проекта
2.1.1. Значимость решаемой проблемы
Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин. На сегодняшний день все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе, при этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2 - 3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек)-, а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.
На уровне государства данная проблема обозначена и получила свое оформление в ряде нормативных актов: Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы»; Федеральный Закон от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»; Региональная стратегия действий в интересах детей до 2017 года

2.1.2. Цели проекта
Разрешение и профилактика конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса

2.2. Задачи проекта
1. Разработка механизма деятельности школьной службы медиации.
2. Обучение педагогических кадров и подготовка учащихся-волонтеров.
3. Обеспечение материально-технической базы школьной службы медиации.

В современном обществе в результате ряда факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова не является исключением .Коллегиально педагогическим коллективом было принято решение: увеличить количество внеклассных мероприятий и внести изменения в ряд Положений о школьных конкурсах. Класс получал наибольший балл, если участвовал в конкурсе 100%. Через год такой работы количество детей, стоящих на учете уменьшилось, но основной проблемы не решило. В образовательной среде школы отсутствует культура разрешения конфликтов.
Конфликтные ситуации «взваливаливались» на плечи классных руководителей, их действия, как правило, не давали результатов и тогда собирали Совет профилактики. Работа Совета так же не была эффективной, это формальный орган, который не вел никакой профилактической работы и тогда подключали Комиссию по делам несовершеннолетних. Практически, любой конфликт сразу передавался в районный отдел.
Ситуация может измениться с созданием школьной службы медиации, задачами которой является не только разрешение конфликтов, но и их профилактика.
Руководителем службы может быть любой учитель, назначаемый приказом директора. В службу могут входить дети, учителя и родители, все должны пройти курс восстановительной медиации. Постоянными консультантами службы являются социальный педагог и уполномоченный по правам ребенка. Деятельность каждого регламентируется Положением о школьной службе медиации.
Далее все обученные медиаторы проведут практические занятия по медиации для желающих детей, родителей и учителей. В этом и будет состоять профилактика: медиативный подход в процессе обучения, а служба будет являться точкой взаимодействия всех субъектов.
Куратор службы собирает информацию о конфликтах из разных источников и в зависимости от ситуации выбирает Программу примирения и назначает медиатора, который будет вести программу. Процедура примирения может проходить лишь в том случае, когда все участники конфликта дали свое согласие в письменной форме. Примирение несовершеннолетних детей проводится при участии родителей, либо в присутствии уполномоченного по правам ребенка. В результате такого взаимодействия конфликты будут решаться конструктивно и «внутри школы».
По фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайним проявлением жестокости, Школьная служба медиации обязана передавать данные в Комиссию по делам несовершеннолетних. Если программа примирения проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, служба медиации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Такое общее взаимодействие будет способствовать развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции.







2.3. Ожидаемые результаты проекта
Сформированная база нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школьной службы медиации.
Положительная динамика решения конфликтов с использованием посреднических процедур.
Снижение случаев повторного участия в конфликтах лиц, прошедших процедуру примирения.
Сокращение числа учащихся, стоящих на внутришкольном учете.
Число учащихся, включенных в школьные мероприятия выше 50%.
Число родителей, включенных в школьные мероприятия выше 30 %.

2.4 Идентифицированные риски проекта
Риски систематические

Факторы риска
Мероприятия по снижению рисков

форс-мажор
действия согласно обстоятельствам

Риски несистематические

нарушение баланса интересов участников
проведение разъяснительной работы обеспечивающей заинтересованность всех сторон

несогласие участников по содержательным вопросам
определение регламентов взаимодействия, прав, обязанностей и ответственности участников проекта. Разработка нормативно-правовой базы

нежелание персонала осваивать новые технологии
разработка и внедрение системы моральной и материальной мотивации персонала

нежелание родителей и учителей сотрудничать
проведение разъяснительной работы для родителей

неполнота и неточность исходной информации
анализ имеющейся документации, проведения дополнительных работ по сбору и анализу исходных данных

совпадение режимов работы медиативной службы и других структур школы
анализ режимов работы всех структур, использование автоматизированных систем

2.5. Этапы, сроки реализации и ресурсное обеспечение проекта
Этапы
Сроки
реализации
Ресурсы



Вид ресурса
Объём ресурса

Этап 1. Организационно-подготовительный этап

Издание приказа об утверждении рабочей группы
1-ый месяц
директор
1 чел.

Разработка Положения о школьной службе медиации
1-ый месяц
рабочая группа
5 чел

Согласование Положения
1-ый месяц
педагогический совет
17 чел.

Утверждение Положения
1-ый месяц
директор
1 чел.

Согласование создания службы медиации Советом школы
1-ый месяц
совет школы
10 чел.

Утверждение приказом состава службы медиации
1-ый месяц
директор
1 чел.

Установление сотрудничества с партнерами
2-ой месяц
руководитель проекта
1 чел.

Выделение свободного кабинета для работы службы.
2-ой месяц
директор, заведующий хозяйством
2 чел.

Выделение необходимой мебели и техники
2-ой месяц
директор, заведующий хозяйством
2 чел.

Обучение куратора службы и двух учителей - медиаторов
3-ий месяц
педагоги
куратор
2 чел
1 чел

Обучение детей – волонтеров
3-ий месяц
дети волонтёры
4 чел.

Принятие документов, регламентирующих работу службы (заявки, регистрационные карты, договор)
3-ий месяц
школьная служба медиации
7 чел.

Выпуск информационного стенда
4-ый месяц
руководитель проекта, дети - волонтеры
5 чел.

Презентация школьной службы медиации педколлективу и родительской общественности
4 –ый месяц
руководитель проекта, дети -волонтеры
5 чел.

Проведение обучающих семинаров для инициативной группы родителей
4-ый месяц
помощь партнеров, дети - волонтеры, учителя- медиаторы
10 чел.

Проведение семинаров для педагогического коллектива
5-ый месяц
учителя- медиаторы, дети- волонтеры
6 чел.

Информирование о службе медиации на сайте школы и местных СМИ
5-ый месяц
руководитель проекта
1 чел.

Анонимное анкетирование на наличие в школе конфликтных ситуаций
5-ый месяц
руководитель проекта
чел

Этап 2. Этап реализации

Запуск и работа службы по разрешению конфликтов и профилактике конфликтных ситуаций
5 – 12-ый месяц
школьная служба медиации
9 чел.

Проведение коллективно-творческих дел

5 – 12 -ый месяц
классные руководители (не входящие в службу медиации)
чел.

Этап 3. Аналитический этап

Мониторинг работы службы

9-12 месяц
руководитель проекта, куратор, соц. педагог
3 чел.

Мониторинг проекта в форме фотосъёмки
1-12-ый месяц
руководитель проекта
1 чел

Мониторинг проекта в форме отчёта о реализации запланированных мероприятий
1-12-й месяц
руководитель проекта
1 чел.

Корректировка проекта
10-ый месяц
руководитель проекта
1 чел.

Мониторинг работы службы
ежегодно 9 месяц
куратор
1 чел.


2.6 План проекта
Продолжительность проекта: 12 месяцев
Временной период: 1 месяц
Этапы проекта

1 месяц
2 месяц
3 месяц
4 месяц
5 месяц
6 месяц
7 месяц
8 месяц
9 месяц
10 месяц
11 месяц
12 месяц


Издание приказа об утверждении рабочей группы































Разработка Положения о школьной службе медиации































Согласование Положения































Утверждение Положения































Согласование создания службы медиации Советом школы































Утверждение приказом состава службы медиации































Установление сотрудничества с партнерами































Выделение свободного кабинета для работы службы































Выделение необходимой мебели и техники































Обучение куратора службы и двух учителей - медиаторов































Обучение детей – волонтеров































Принятие документов, регламентирующих работу службы (заявки, регистрационные карты, договор)































Выпуск информационного стенда































Презентация школьной службы медиации педколлективу и родительской общественности
































Проведение обучающих семинаров для инициативной группы родителей































Проведение семинаров для педагогического коллектива































Информирование о службе медиации на сайте школы и местных СМИ































Анонимное анкетирование на наличие в школе конфликтных ситуаций































2.1. Запуск и работа службы по разрешению конфликтов и профилактике конфликтных ситуаций

































Проведение коллективно-творческих дел































3.1. Мониторинг работы службы































3.2. Мониторинг проекта в форме фотосъёмки































3.3. Мониторинг проекта в форме отчёта о реализации запланированных мероприятий































3.4. Коррекционные мероприятия



















2.8. Документационное обеспечение проекта

Проект приказа «О создании рабочей группы»;
Проект приказа «О создании школьной службы медиации»;
Проект Положения о школьной службы медиации;
Проект отчета работы школьной службы медиации;
Проект Примирительного договора.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА
Критерии оценки
Показатели

Отчет куратора школьной службы медиации «Срезовые данные о работе по реагированию на конфликты» (Приложение 7);
Количество решенных конфликтов за год

Анализ регистрационных карт конфликта (Приложение 11)
Количество случаев повторного участия в конфликтах лиц, прошедших процедуру примирения

Отчет социального педагога школы
Количество учащихся, стоящих на внутришкольном учете

Данные классных руководителей о количестве учащихся, включенных в проведение школьных мероприятий (Приложение 10)
Количество учащихся, включенных в школьные мероприятия

Данные классных руководителей о количестве родителей, включенных в проведение школьных мероприятий (Приложение 10)
Количество родителей, включенных в школьные мероприятия

Размещение на сайте школы информации о работе школьной службы медиации
Регулярность обновления не реже 1 раза в четверть

Фиксирование хода реализации проекта с помощью фотосъемки
Наличие поэтапного фотоматериала


Мониторинг проводится куратором в виде сбора отчетов классных руководителей, социального педагога один раз в год.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социализация подростков, освоение ими навыков общения, приобретения авторитета и формирование способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни, не всегда соответствуют социально-правовым нормам, принятым в обществе. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Поэтому, школьная медиация как способ, институт формирования конфликтной компетентности учащихся и педагогов на основе использования переговоров для конструктивного разрешения конфликтов среди участников образовательного процесса, профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, улучшения межличностных отношений учащихся в образовательном учреждении, является на сегодняшний день наиболее эффективным и, что немаловажно, обеспечено современной медиативной технологией. Основными направлениями школьной медиации являются: школьные службы медиации, школьные службы примирения, детско-взрослые общественные организации для посредничества в конфликтах, детско-взрослая экспертиза школьного уклада, институт уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса и др. Деятельность школьных служб медиации приводит к следующим результатам:
Для региона:
-формируется команда, практикующая программы восстановительной медиации в школах при взаимодействии с КДН и ЗП и социальными службами;
-снижается удельный вес репрессивных санкций реагирования на конфликты и криминальные ситуации с участием несовершеннолетних при одновременном возрастании ответственности семей и подростков за процесс возмещения вреда;
- появляются условия для цивилизованного взаимодействия между людьми в
образовательных учреждениях.
Для детей и подростков:
- в школьной среде признаются ценным не драки, а конструктивные переговоры, примирение, прощение, ответственности;
- в общении снижаются враждебность, эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов;
- многие конфликты не перерастают в правонарушения;
- дети получают новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества, участия в решении проблем, затрагивающих их жизненные интересы. При этом волонтеры, прошедшие специальную подготовку в качестве ведущего-примирителя, получают уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
- повышается показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей);
- участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами
правонарушений, получают удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды;
- дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах,
проявляют раскаяние, возмещают вред, который был причинен совершенным им правонарушением/преступлением, либо проявляют стремление посильно возместить такой вред;
- создаются условия для планирования позитивного будущего детей
правонарушителей;
- возрастает количество внутришкольных конфликтов, разрешенных с
использованием технологий примирительных процедур.
Для специалистов:
- специалисты получают новые знания и практические навыки в области
примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников;
- специалисты получают инструменты для разрешения трудных ситуаций и
конфликтов; снижается риск криминализации подростковой среды;
- расширяется спектр приемов и подходов, используемых специалистами для
поддержания порядка в детской среде; усилении роли детского самоуправления.
Предложенное проектной группой решение обозначенной проблемы через создания в образовательных учреждениях институтов восстановительной медиации (в частности, на базе МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова) жизнеспособно и готово к внедрению в других образовательных учреждениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Декларация прав ребенка (ООН от 20.11.1989).
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Федеральный закон от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) №ВК-844/07 от 18ноября 2013 года «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
Коновалов Антон «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство». /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. –256 с.
Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов./Под общей редакцией Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012. – 146 с.
Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90 с.
Образовательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2007. С. 24).
Коновалов А.Ю. Работа школьных служб примирения// Вестник ювенальной юстиции. 2009. № 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛОССАРИЙ ПРОЕКТА
Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Адаптация – процесс приспособление к требованиям окружающей среды.
Аддиктивное поведение – зависимое поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Аномия – отсутствие норм, безнормность.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не образующие состав правонарушения (преступления).
Антисоциальное поведение – 1. Поведение, противоречащее с социальными нормами, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. 2. Поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.
Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.
Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.
Виктимность – социально-психологическое свойство личности, характеризующееся ее предрасположенностью стать жертвой обстоятельств или воздействия другого человека (группы людей).
Восстановительный подход к решению конфликтной ситуации– подход, основный на следующих правилах:
- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;
- акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам;
- выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;
- восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Деликвентное поведение – действие конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.
Деликт–действие, наущающее правовые нормы.
Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.
Законные представители несовершеннолетних – родители или лица, их заменяющие – усыновители; опекуны; в случаях, предусмотренных федеральными законами, попечители; органы опеки и попечительства.
Защитное поведение – действия несовершеннолетних, посредством которых они избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности)
Кейс-менеджмент – 1. Работа со случаем – «кейс», «случай»; 2. Совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий.
Классическая программа медиации – это программа примирения жертв и правонарушителей (Victim-Offender Reconciliation Programs), известная также под названием «Медиация жертв и правонарушителей». Ее ядром является встреча сторон и достижения соглашения по заглаживанию вреда. Эта программа также включает предварительные встречи медиатора со сторонами. Можно сказать, что это медиация полного цикла (исходя из нашей схемы – законченная медиация).
Круги заботы – один из видов медиативных процедур, который проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку. Актуальна также в случае обостренного чувства одиночества у подростка Малолетний – несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет.
Медиация - это альтернативный метод разрешения споров, в котором третья нейтральная сторона - медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор в поиске взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Основным отличие медиации от других видов споров с участие третьей стороны является отсутствие у него полномочий вынесения решений. Стороны в медиации совместными усилиями вырабатывают решение, которое отвечает их интересам
Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами
Медиативные процедуры – процедуры, применяемые в отношении конфликтующих сторона, а также для профилактики конфликтов в группе. Наиболее распространенные процедуры: программа примирения, круги заботы, школьные конференции
Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор
Молодежь – лица в возрасте до 30 лет.
Мотивированность поведения – внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.
Несовершеннолетние с девиантным поведением – лица в возрасте до 18 лет, совершающие действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – 1) лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия; 2) лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Образовательное пространство - динамическая сеть взаимосвязанных образовательных событий, собираемая усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способная выступать интегрированным условием личностного развития человека и взрослого, и ребенка.
Оценка рисков и потребностей – методика определения риска совершения повторного преступления, изучения ресурсов личности несовершеннолетнего, рекомендуемой степени интенсивности сопровождения.
Перверсия – фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонением в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.
Подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ.
Превенция – воздействие с целью предупреждения – профилактики нежелательного явления.
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Программа примирения – одна из медиативных процедур, представляющая собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Организуется школьной службой примирения, осуществятся на основе правил восстановительного подхода.
Школьная медиация - собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп, в основе которого лежат принципы открытости, понимания, ненасилия, позитивного эмоционального контакту и др.
Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.
Школьная конференция – одна из медиативных процедур, которая предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя