Презентация по психологии на тему Эффективные коммуникации
Эффективная коммуникация Основные понятия Коммуникация (от латинского сommunico – делаю общим, связываю) – процесс обмена между людьми информацией интеллектуального или эмоционального характераДеловое взаимодействие – совместная деятельность по созданию продукта или услуги и по обмену имиПартнерское взаимодействие – взаимодействие равных. Партнерство – отношение к другому, как к равному, имеющему право быть таким, как он естьЭмоциональное напряжение – состояние человека, сопровождаемое высоким уровнем эмоций, чувств, переживаний Десять правил эффективной коммуникации 1. Не начинайте говорить, не начав думать!Сдерживайте себя до тех пор, пока Вы не сформулировали продуманное сообщение2. Определите желаемый результатРезультат коммуникации – это тот ответ (мысли, чувства, поведение), который мы вызываем у партнера3. Четко сформулируйте идею до ее подачиЗаранее четко определитесь с основной темой сообщения и проанализируйте те вопросы и идеи, которые Вы хотите донести до партнера4. Учитывайте особенности ситуации и собеседникаОдна и та же информация может интерпретироваться людьми по-разному в зависимости от жизненного опыта, установок, симпатий и т.д.5. Избегайте двусмысленных слов и фраз, специфических терминовОдно и то же слов может иметь различное значение . 6. Следите за своими жестами, выражением лица, позой и интонациейСмысл сказанного может сильно изменить то, КАК оно было произнесено7. Поддерживайте эмоциональное напряжение на оптимальном уровнеПри низком эмоциональном напряжении концентрация внимания и эффективность деятельности человека низкая8. Наладьте обратную связь Наблюдая за реакцией собеседника, задавая ему вопросы убедитесь, что вы услышаны9. Научитесь слушатьДля эффективной коммуникации необходимо уметь слушать и СЛЫШАТЬ собеседника10. Не начинайте говорить, не начав думать!!!Сдерживайте себя до тех пор, пока Вы не сформулировали продуманное сообщение Десять правил эффективного слушания 1. Перестаньте говоритьНевозможно слушать. разговаривая2. Помогите говорящему расслабитьсяСоздайте у человека ощущение свободы и комфорта3. Покажите говорящему, что вы готовы слушатьПроявите заинтересованность, старайтесь понять, а не икать поводы для возражений4. Устраните раздражающие моментыНе рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги5. Проявите эмпатиюПостарайтесь поставить себя на место говорящего6. Будьте терпеливымиНе прерывайте говорящего7. Сдерживайте свой нравРассерженный человек придает словам неверный смысл8. Не допускайте споров и критикиСпор заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать9. Задавайте вопросыЭто подбадривает готовящего и показывает ему, что Вы слушаете10. Перестаньте говорить! Причины невнимательного слушания 1. Переключаемость внимания Одной из главных характеристик внимания является его подвижность, т.е. постоянное переключение с одного объекта на другой2. Нерациональные привычкиПоспешная оценка темы говорящего, потребность реплики, повышенное внимание к особенностям внешности и речи говорящего3. Снижение внимания из-за естественного процесса утомления Активное слушание при этом требует дополнительных волевых усилий для концентрации внимания на теме4. Существенное различие в скорости умственнойи речевой деятельности человека Человек думает примерно в четыре раза быстрее чем говорит5. Нарушение фаз смены ролей при коммуникации Часто в то время, когда собеседник говорит, мы обдумываем свой ответ и не слушаем его Виды слушания Активное слушаниеПомогает сосредоточить внимание слушающего на партнере, услышать и понять егоСтратегия – постоянные уточнения информации, которую излагает собеседник, путем задавания вопросов, вербализации позиций, мыслей, высказываний партнера Пассивное слушаниеНаправлено на то, чтобы дать понять собеседнику, что его слушают, понимают и готовы поддержать Стратегия – ожидание (высказывания действительно важного и интересного, окончания разговора), не перебивать, выдавать «угу-реакции» Коммуникативные сигналы, располагающие к контакту Вербальные сигналы (смысл высказываний, подбор выражений, правильность/неправильность речи)Речь – отчетливаяОбращение к человеку – по имениПаралингвистические сигналы (особенности произнесения речи и неречевых звуков, качество голоса)Интонация – доброжелательнаяГромкость голоса – средняяВысота тона – низкаяБыстрота речи – умеренная Четыре группы симптомов стресса Физиологические симптомы: головные боли, утомление, мышечное напряжение, повышенная потливость, учащенное сердцебиение, чувство комка в горле и т.п.Интеллектуальные признаки стресса: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, ошибочные действия, потеря инициативы, импульсивность мышления, поспешные решения и т.п. Эмоциональные симптомы: раздражительность, беспокойство, депрессия, суетливость, потеря уверенность, сниженная самооценка, низкая продуктивность и т.п.Поведенческие признаки стресса: нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, антисоциальное поведение, лживость, неухоженность и т.п. Техники регуляции эмоционального напряжения в деловом взаимодействииЭмоциональное напряжение – состояние человека, сопровождаемое высоким уровнем эмоций, чувств, переживаний Снижают напряжение: Подчеркивание общности с партнеромВербализация эмоционального состояния (своего и партнера)Проявление интереса к проблемам партнераПредоставление партнеру возможности выговоритьсяПодчеркивание значимости партнера, его мнения в Ваших глазахВ случае Вашей неправоты – немедленное признание ееПредложение конкретного выхода из сложившейся ситуацииОбращение к фактамСпокойный уверенный темп речиПоддерживание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела, контакта глаз Повышают напряжение: Подчеркивание различий между собой и партнеромИгнорирование эмоционального состояния (своего и партнера)Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнераПеребивание партнера Принижение партнера, негативная оценка его личности и его вклада в общее делоОттягивание момента признания своей неправоты или ее отрицаниеПоиск виноватых и обвинение партнераПереход на «личности»Резкое убыстрение темпа речиИзбегание пространственной близости к контакта глаз