Презентация и конспект выступления Семейные традиции как средство возрождения уклада жизни семьи и духовно-нравственного воспитания в семье
Семейные традиции как средство возрождения уклада жизни семьи и духовно-нравственного воспитания семьи.
Выступление на педагогическом совете
Классный руководитель 2а класса Прокопович Р.А.
Сегодняшнее своё выступление я хотела бы начать с притчи, которая называется «Кувшин»
«Знаменитый китайский профессор из китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, лёгкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
- Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щёлки между камнями, пока не дошла до верха, и уже невозможно было насыпать даже маленькую толику.
-Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что всё выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон: возможно, полон, наверное.
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался через камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
-Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.
Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал её через узкое горлышко кувшина, и она растворялась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
Один очень милый студент встал и казал:
- Нет, профессор, он ещё не полон.
-А-аа! Протянул профессор. – Но он полон.
Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Интерпретаций было столько, сколько было студентов в группе.
- Что ж, сказал он,- моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в жизни, в каком бы то ни было контексте , будьте уверены, что сначала вы положили камни»
Слайд 1 ( музыкальный фонд )
Воспитание ребёнка – очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Всё, что окружает, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощностью является семья.
Слайд 2
Слайд 3
Родители – первые с кем ребёнок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нём, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени ребёнок будет проводить с родителями, в первую очередь он будет копировать их поведение.
Семейное воспитание детей должно быть сознательным, потому что семья – это центр, вокруг которого создаётся круг для общения и закладывается будущее каждого человека. В каждой семье свои правила и порядки, свой собственный образ жизни и свои взгляды на жизнь. Молодые женятся, создают свою семью, внося в неё те устои и убеждения, которые были привиты им с детства. Но существуют ритуалы и традиции характерные для всех крепких и дружных семей.
Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани.
Слайд 4
Семейные традиции – это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребёнку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи – всё это создаёт аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой. И он греет их сердца вдали от родного дома.
Слайд 5
Когда-то в старые времена был такой обычай: вся семья собиралась за стол. В основе обычая было стремление соединить всех вместе, чтобы бедой не разлучились. Про стол говорили: «В дом пришёл – всех вокруг собрал».
Слайд 6
Что же такое традиция? Это действие или порядок вещей устоявшихся временем, повторявшихся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему. В конечном счёте, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определённые традиции . Хорошие или плохие, вредные или полезные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют. И если мы хотим хорошо воспитать детей, необходимо формировать в своей семье дома , в школе только хорошие традиции.
Мало, кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом уважает и принимает традиции. Всем известно, что у всех семей на Руси были свои традиции, которые объединяли, делая сильными и крепкими.
Слайд 7
Но, после 7 ноября, 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась- трансформировалась, часть канули в небытие, ну, и появились новые. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Слайд 8
В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи – воскресное чаепитие в доме у мамы, свекрови, тёщи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождения всех членов семей с подготовкой представления и украшения для дома. Когда же за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети чётко понимает и усваивает семейные ценности.
Неплохой традицией является семейная вечерняя встреча за чаем. О такой семейной традиции рассказывала Светлана Юрьевна Шалашова на родительской конференции. Все члены семьи рассказывают о том, что сегодня произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что и дети высказывают своё мнение. Умение общаться с людьми и понимать собеседника, поможет ребёнку адаптироваться в обществе и найти друзей. Полезный обычай – разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
В современном мире интерес к чтению заметно падает. Нетрудно выявить причины данного явления. Однако сегодня каждый из нас должен понимать, что приобщение к книге становится одной из основных задач художественно-эстетического и интеллектуального воспитания ребёнка. Об этом у нас и шла речь на родительском собрании в феврале месяце.
Слайд 9
Во многих семьях класса существует замечательная традиция, читать на ночь.
Слайд 10
Планируем проведение в классе дней информации «Здравствуй! Я новая книга!», «Забытые книги желают познакомиться». Планируется также ввести в традицию классного коллектива утренние пятиминутки на тему «Рассказ о прочитанной дома книге»
Слайд 11, 12
Сегодня мы живём в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях, а это и есть показатель духовного возрождения.
Слайд 13
Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком, невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Узнать о традициях народов, населяющих Нижегородскую область, ребятам помогла подготовка к школьному фестивалю «В семье единой», на котором мы представляли Украину.
Слайд 14, 15
В ходе проведения Недели классных руководителей на базе нашего класса было проведено открытое мероприятие «Прикоснись ко мне добротой». Это мероприятие явилось продолжением тех традиционных мероприятий, проводимых в классе на эту тему.
Хорошей традицией было в 1 классе проведение Дней именинников. В этом учебном году празднование дней рождения переместилось в семьи. Причём, отмечание этого праздника не сводится только к поеданию чего-то вкусного, а именно к проделыванию чего-то особенного и весёлого.
Слайд 16
Традиционными становятся праздники «Путешествие в Осеннее царство», в котором принимают участие мои бывшие ученики. Слайд 17 Встреча с ветеранами войны, тоже стали традиционными. Слайд 18
Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это- детство детей, то, чем они его запомнят. Поэтому нужно беречь хорошие семейные традиции и передавать их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так представьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать.
Слайд 19
Традиции – лучший воспитатель ребёнка, поскольку они дают самое главное ребёнку – уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберётся и будет вместе.
Традиции формируют у ребёнка «банк» необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о весёлом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесёт по жизни. Они позволяют ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребёнок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.
Слайд 20
15