Конспект урока в 9 классе. Обучение сжатому изложению.

Урок русского языка в 9 классе (2 урока).
Тема: Подготовка к ГИА. Обучение сжатому изложению.
Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту.
Задачи: а) учить обучающихся определять тему, основную мысль текста; стиль текста и тип речи; выделять в тексте микротемы, составлять план;
б) формировать у обучающихся знания о способах и приемах сжатия текста;
в) развивать устную и письменную монологическую речь, умение анализировать, делать выводы.
Ход урока:

1.Орг. момент.
2. Фронтальная беседа:
Уч-ль: Назовите тему урока?
(Обучение сжатому изложению.)
Уч-ль: Итак, чему должны научиться на уроке?
(научиться писать сжатое изложение, повторить способы сжатия текста)
Уч-ль: Что такое сжатое изложение?
(Сжатое изложение – это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности)
Уч-ль: Для чего важно научиться писать сжатое изложение?
( Для того чтобы успешно сдать экзамен; умение выделять в тексте главное помогает логично, последовательно излагать свои мысли)
Уч-ль: Как вы понимаете выражение «личностные качества»?
(качества, присущие человеку: порядочность, отзывчивость,.)
Укажите вид связи в данном словосочетании (согласование)
Замените данное словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
(качества личности)
3. Работа с презентацией (подготовка к сжатому изложению)
4.Повторение. Основные приемы сжатия (компрессии) текста
Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.
Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.
Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.
I. Исключение второстепенной информации
Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций.
Исключение одного или нескольких предложений.
Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.
Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
II. Упрощение синтаксических структур
Замена придаточного определительного синонимичным определением.
Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Слияние двух предложений в одно.
Ш. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.
Обобщение содержания
Замена ряда однородных членов обобщающим словом.
5. Вывод. Итог урока.
6. Домашнее задание.
15