Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников «Добрята» — основа формирования уклада школьной жизни
Свое выступление мне хотелось бы начать со старой притчи: «Родился маленький Человек на свет! Не успели его родители в дом принести да в колыбель уложить, как собрались возле него все родственники. Стоят вокруг кроватки, младенцем любуются и разгорячено спорят о том, какое имя ребёнку дать, чтобы оно и модное было, чтобы ему к «лицу подходило», чтобы на слух приятно звучало, да чтобы вслух громко гремело. Каждый своё имя предлагает, кричит, перебивает и обижается, коли с ним не соглашаются. Младенец в кроватке лежит, на споры внимания не обращает. Знай себе, посапывает. В это время над ним Ангел – хранитель пролетал. Услышал Он, о чём спор идёт, опустился над кроваткой и сказал: «Того Вы люди не ведаете, что Человека не за звучное имя ценят, а за поступки и дела праведные». Взмахнул крылом и исчез, словно Его и не было. Помните, что Имя ваше вместе с вами расти будет да силу набирать, и только от Вас зависит, какая «слава» за ним потянется!»
Перед нами, учителями, стоит непростая задача – научить ребенка совершать благие поступки и вершить дела праведные, поэтому одной из первостепенных задач школы, семьи и общества является духовно-нравственное воспитание обучающихся.
В нашей начальной школе разработана программа по духовно-нравственному воспитанию «Добрята», которая обеспечивает: формирование уклада школьной жизни, усвоение нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общесвенно-значимой деятельности. Для организации уклада школьной жизни необходимо взаимодействие всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений. Определяющая роль в создании целостного пространства духовно-нравственного воспитания и социализации, конечно, принадлежит школе.
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Именно они являются основой школьной жизни, определяющей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Цель программы: создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива учителей начальных классов, учащихся, родителей по становлению и личностному развитию юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувств ответственности за свой личный выбор и за будущее России.
Задачи программы в области формирования личностной культуры, социальной культуры и семейной культуры вы видите на слайде.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям, их вы видите на слайде. Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Основой воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребенка, в котором проявляется та или иная духовная ценность.
Все многообразие дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности:
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности.
Внеурочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных (беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т. д. )Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей.
Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за ее пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.).
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
По итогам реализации программы «Добрята» за четыре года можно проследить динамику эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. Диагностика учащихся начальной школы ( тесты, анкеты, мини-сочинения, рисунки) показывает рост уровня воспитанности, гражданской позиции учащихся., растет общественная активность учеников, понижается процент правонарушений среди школьников..
В рамках внеурочной деятельности младшие школьники включены в социально-значимые проекты. Ученики школы ежегодно принимают активное участие в общешкольных, городских и районных мероприятиях, в том числе реализации социальных проектов, в акциях, направленных на решение проблем местного социума: в акциях «Георгиевская ленточка», «Я помню! Я горжусь!», «Елочка, живи!», городском фестивале гражданско-патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», фестивале Дружбы народов, операциях «Планете Земля – зеленый наряд», «Кормушка», проектах «Новое поколение выбирает ЗОЖ», «Моя малая родина», уроках Мужества, уроках Доброты, участие в мероприятиях, организуемых совместно с Благочиньем. Все проекты имеют личностную практическую направленность, что важно для мотивации и повышения собственной значимости обучающихся, включения их в активную деятельность.В этом году ребята приняли участие в благотворительном проекте «Книга добра» совместно с благотворительном фондом помощи детям с тяжелыми заболеваниями «Помоги спасти», где создали свою страницу «Книги добра», на которой отобразили «добро» таким, каким его представляют дети. В начальной школе создана своя газета «Вестник гимназиста», которая издается 1 раз в четверть. В ней ребята освещают важные события, происходящие в начальной школе. Ребята выступают в роли журналистов, редактора, художников-оформителей, фотокорреспондентов.
Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Программа «Добрята» стала победителем регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя, как лучшая программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.; получила серебряную медаль во Всероссийском конкурсе «Учитель, перед именем твоим…», стала победителем Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Школа полного дня» по направлению: духовно-нравственного.
Свое выступление я хотела бы закончить словами:
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямит легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»