Конспект урока по литературному чтению В. Бианки Мышонок Пик
Сценарий учебного занятия по литературному чтению
Лоскутова О.Н., учитель начальных классов, МБОУ гимназии №11 г.о.Самара
Класс: 3класс
Тема: «В. Бианки «Мышонок Пик»»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Задачи:
проанализировать произведение, определить главную мысль сказки;
продолжить знакомство со сказкой В.Бианки «Мышонок Пик» из цикла «Люби живое»;
развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение;
развивать умение детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы;
воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»;
учащиеся будут уметь:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли.
Метапредметные:
познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини- группе или паре, планировать изучение темы урока;
коммуникативные: использовать элементарные приёмы убеждения, проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы;
личностные:
давать нравственно-эстетическую оценку.
Оборудование: учебник, портрет автора, иллюстрации животных, реквизит (корабль с мышонком), выставка рисунков к рассказу В.В.Бианки «Мышонок Пик» сделанная детьми, выставка книг В. Бианки, презентация к уроку.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Начинаем наш урок. Он необычный. На уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям. Поприветствуйте их улыбкой.
Я желаю вам хорошего настроения и удачи в работе. Садитесь.
Учитель: Скажите, что является очень важным для нас и на уроке, и на перемене?
Дети: На уроке мы продолжим учиться общаться с пользой друг для друга.
II. Актуализация знаний учеников
Учитель: С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Дети: В. Бианки «Мышонок Пик»
Учитель: Это тема сегодняшнего урока.
III. Постановка цели урока
С какой целью мы будем это делать?
Дети: Для того чтобы понять, для чего Бианки написал это произведение и над чем заставил нас задуматься?
IV. Беседа по прочитанному тексту.
Учитель:
– Кто главный герой произведения?– Давайте вспомним, почему ребята назвали мышонка Пиком?– Кем стал мышонок Пик? (Дети: Мореплавателем)– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель.
V. Чтение по ролям 1 главы
Учитель:
–Давайте вспомним, как мышонок попал в мореплаватели.
Дети инсценируют 1 часть сказки.
–Что Вы думаете об этих ребятах?
– Дома вы подготовили рисунки мышонка. Давайте посмотрим и выберем самый удачный рисунок. (Прикрепляем лучший рисунок на доску, объясняя свой выбор).
– Давайте послушаем маленькое сообщение о подобном виде мышей.
Дети рассказывают о полевой мыши.
Мышь-полёвка живёт на полях и лугах, где хоть изредка растёт небольшой кустарник. Длина мышки небольшая доходит до 12см, а длина хвоста 6-8см. Весит 16-24 граммов.
Характерный признак её – узкая чёрная полоса вдоль спины. Активна мышь и днём, и ночью.
Мышь – полёвка строит себе гнездо в земле, а на зиму в вырытых ходах строит подземные кладовые.
Поедает семена, побеги и почки, а также иногда насекомых и червей.
Мыши – полёвки могут прожить 2-4 года, но им редко удаётся уцелеть.
Учитель: Чем данный текст отличается от рассказа Бианки?
Дети: У В.Бианки – сказка, а это научная статья.
Учитель:
– Мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на кораблике.
–Для того чтобы преодолеть все испытания, которые выпали на долю мышонка, мы поделились на группы-команды, и будем сегодня выполнять различные задания.
VI. Работа в группах.
Повторим правила совместной работы.
Учитель: Давайте повторим правила совместной работы.
Дети называют правила:
1) работать дружно,
2) быть внимательным друг к другу, вежливым,
3) не отвлекаться на посторонние дела,
4) не мешать друг другу,
5)вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Задание для 1 группы - Глава «Кораблекрушение»
Автор говорит, что весь мир был против Пика. Вы согласны с этим? Тогда напишите, какой же это мир и чем именно он был против Пика?
Враги Их действия
Животные
Чайки Кричали, хотели прикончить мышонка
Щука Ждала, когда чайки скинут мышонка в воду
Скопа - рыболов Крылом задел парус, и судёнышко перевернулось
Объективные обстоятельства
Возраст мышонка, а, следовательно, его неопытность Сильный ветер Хотел опрокинуть судёнышко
Волны Кидали кораблик, хотели утопить его
У каждого события есть две стороны: у хорошего события есть минусы, а в грустном событии можно найти плюсы.
Сделайте вывод:
Кораблекрушение для Пика
- +
Вывод:
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы выжить?
VII. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Задание для 2 группы - Глава «Страшная ночь».
Рассказ или чтение текста цепочкой по иллюстрациям.
Покажите, как Вы умеете читать по иллюстрациям. Вы приготовили рисунки к главам. Выберите рисунки к главе «Страшная ночь», расположите в нужном порядке и по цепочке расскажите или прочитайте отрывок, к которому он относится.
2. На примере маленького мышонка, автор показал, что нужно обладать определёнными качествами. Какими же?
- На партах лежат карточки с чертами мышонка:
Наивный
Смелый
Находчивый
Неутомимый
Осторожный
Умный
Ловкий
Сообразительный
– Возьмите карточку с качеством мышонка, прикрепите на доску и подтвердите предложениями из текста.
Задание для 3 группы – Глава «Хвост - цеплялка и шёрстка-невидимка»
В учебнике представлена неполная глава. У вас на парте есть книга о мышонке.
Дети читают цепочкой первую часть главы и отвечают на вопросы:
- Почему автор назвал его хвост цеплялкой?
- С кем он сравнивает нашего героя?
-Расскажите, что могло бы произойти на лугу?
Как Пику помогла его шерстка – невидимка?
Вывод:
Многие животные имеют сходство с окраской окружающей среды. Среды, в которой они живут. Эта окраска защищает их от врагов. Этот способ называется подражание, маскирование. Наш мышонок полевой, цвет шёрстки рыжевато-бурый, он очень хорошо сливается с землёй.
Задание для 4 группы – Глава «Соловей-разбойник»
1. Ответьте на вопросы.
- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки?
- Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует? (Дети находят)
- Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? /(Прочитать). /Его разбудила… Пик и опомниться не успел…/.
- Что спасло Пика? (Прочитать)./Он упал в траву…/.
- Какое разочарование ожидало мышонка, после того, как он спасся от Соловья-разбойника? /Может быть, впопыхах…/
2. Придумай вопросы по всему тексту и задай их своим одноклассникам.-– Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться?
- Почему автор назвал птицу соловьём-разбойником?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Итак, вспомним, какую цель мы поставили в начале урока.
Дети: Определить главную мысль сказки.
Учитель: Можем ли мы сделать вывод?
Дети: Можно выйти победителем из любой ситуации, только нужно не впадать в панику и не унывать, а добиваться своего.
Учитель: Чему учит произведение?
Дети: Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их.
Учитель:
- А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. У вас на столах солнышки настроения. Покажите мне солнышко, которое соответствует вашему настроению.
- За что Вы можете похвалить себя?
- За что можете похвалить одноклассников?
IX. Просмотр небольшого эпизода мультфильма.
Учитель: Что Вам понравилось больше? Почему?
X. Домашнее задание на выбор
1. Мы закончили чтение глав из сказки В.Бианки «Мышонок Пик», но если вам не безразлична судьба мышонка, если вы хотите узнать, что с ним стало дальше, вы можете взять книгу в библиотеке и прочитать её от начала до конца.
2. Запишите маленькие истории, о Ваших встречах в природе с живыми существами (например, ежиком, белочкой и т.п.). Как Вы отнеслись к братьям меньшим, чем эти встречи закончились. Можете нарисовать иллюстрации. И мы с Вами создадим книжку.