Урок литературного чтения 3 класс Мышонок Пик

Ф.И.О. Мищенко Марина Михайловна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы

Тема
Художественные приемы и главные герои сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик».


Цели

Образовательные: находить слова для характеристики героев сказки;
учить рассказывать о герое.
Воспитывать культуру поведения при групповой, индивидуальной работе.

Планируемый результат
Формировать УУД:
Предметные:
находить слова для характеристики героев;
рассказывать о герое.
Личностные:
проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
осознавать ценность самоотверженности, смелости и воли к победе;
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
находить в тексте информацию, доказывающую или опровергающую тезис;
участвовать в работе группы


Межпредметные связи
«Окружающий мир»

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Литературное чтение» ч.2 стр. 73-82

Мозаика, оценочные листы, конверты с заданиями. мультимедия, презентация

Организация пространства
Работа в группах, индивидуальная работа

Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

1.Самоопределение деятельности
Создание ситуации успеха
(1 минута)
- Ребята, посмотрите за окно и скажите, какое настроение у вас вызывает увиденная картина? (грустное) Почему? А как сделать так чтобы у нас у всех было хорошее настроение? (подарить улыбку) Давайте мы подарим улыбку друг другу. Я надеюсь наш урок принесет много хороших моментов и я приглашаю вас в путешествие в сказку Виталия Валентиновича Бианки.(звучит музыка)
Настраиваются на активную работу на уроке
Регулятивные:
- формирую способность к организации своей деятельности

2. Актуализация
Мотивация
( 2 минуты)
-Я проверяю всё ль в порядке? (уч-ль)
-Ручки, книжки и тетрадки! (ученики)
-Можем мы начать урок? (уч-ль)
-Всё готово! (ученики)
-Ну, вперед!(уч-ль)
- Мы будем с вами создавать виртуальный памятник. А что значит виртуальный? (мнения детей) А давайте посмотрим по толковому словарю. Правильно ли ваше предположение?
А пропуском в путешествие будет, который находится на столе. Пройдите, возьмите свой билет.
За 1 стол присядут ребята, у которых в билетах указано название 1 части сказки «Мышонок Пик»;
За 2 стол присядут ребята, у которых в билетах указано название 2 части сказки «Мышонок Пик»;
За 3 стол присядут ребята, у которых в билетах указано название 3 части сказки «Мышонок Пик»;
С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? А что мы о нем узнали? Что это был за человек?
- Назовите произведение, которое мы читаем сейчас.
- Почему мы решили, что это сказка?
Отвечают на вопросы; записывают в тетрадь.
В.В. Бианки
«Мышонок Пик»
Литературный жанр:
сказка.
Коммуникативные:
- учу отвечать на вопросы
- создаю ситуацию для обсуждения

3. Постановка
учебной задачи
Создание проблемной
ситуации
(1 минута)
- Сегодня на уроке мы будем перечитывать сказку и узнаем, какими художественными приёмами пользовался автор, чтобы мы поняли, что пришлось пережить мышонку во время его путешествия, дадим характеристику нашим героям.

Регулятивные:
- учу определять цели урока


4. Проверка домашнего задания




















5 минут





















- Дома вы готовили чтение I части в лицах.
- Назовите героев, с которыми мы знакомимся в I части
- Как называется разговор 2-х человек?
- Кто участвует в диалоге?
-Каким мы видим брата в этой части (на доске появляется сердитое лицо брата)
- С какой интонацией мы прочитаем его реплики?
- Какой мы видим сестру?
(на доске появляется веселое лицо сестры)
- С какой интонацией мы прочитаем её реплики?
Вопрос после чтения:
- Понравился ли вам поступок детей? Почему? Что совершили дети? Добро или зло?







Сердитым, злым, упрямым.

Уверенно, сердито.

Доброй, жалостливой, неразумной.

Удивленно, радостно, с жалостью, испуганно.


Зло



Познавательные:
- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи
-учу делать выводы
-учу оценивать деятельность


5. Составление
характеристики
героя
3минуты
-Ребята, на столах лежат карточки – помогай-ки. Вам необходимо ответить на все вопросы. Выберите в каждой группе командира, который будет следить за порядком в группе и оценивать с вашей помощью вашу деятельность на уроке и заполнять оценочные листы. Первая группа характеризует мальчика, вторая группа -Мышонка Пика, третья- девочку. А давайте вспомним правила работы в группе:
1.Уважай своего товарища;
2.Умей выслушать каждого, не согласен -предлагай!
3.Работай тихо.
4.Не перебивай товарища.
-Итак, какая группа была первой? Слушаем.Кто будет отвечать?
–У нас появился пьедестал. Что это такое? Это основание, на котором устанавливают скульптуру, обелиск, статую.
Работают в группе по карточкам-помогай-кам.
Познавательные:
- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи;
- учу анализировать характеры и чувства героев
- учу делать выводы
Коммуникативные:
- учу работать в группе
- учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту


5. Открытие
нового знания
Работа с текстом
Исследование (10 мин)
- Прочитайте эпизоды, которые заставили вас поволноваться за мореплавателя.
-Какие приключения случились в главе «Страшная ночь»?
-Перечитайте главу «Хвост-цеплялка и шерстка-неведимка».
-Представьте, что могло произойти на лугу? Как Пику помогла шерстка-неведимка?
-Прочитайте, как Мышонку Пику удалось перехитрить «соловья-разбойника»? Почему автор так назвал птицу?
-Чем В.В.Бианки хотел поделиться с читателем? Над чем заставил задуматься?
-Какие животные встретились в сказке?
На ваших столах конверты, вам необходимо собрать мозаику. Кто изображен на ваших мозаиках? (лягушка, жулан, мышь)А что мы про них знаем?
Выслушаем выступления детей.
-На нашем слайде появляется памятник юному Виталию Бианки. В его честь названы улицы в городах: Москве, Великом Новгороде, Ростове-на-Дону. Многие библиотеки носят имя В.В.Бианки( Новосибирске, Москве, Перми, Нижнем Новгороде)
(На доске появляется рисунок реки и описание реки)
- Река (какая?) широкая
- Как называется этот художественный приём?
- На что похожа река?
- Как называют этот художественный приём?
На доске:1) Река была широкая (эпитет) целое море (сравнение).
- Прочитайте, какая ещё опасность поджидала мышонка в реке?
На доске: 2) Большие белые чайки
(рисунок)
- Какой художественный приём помогает нам представить чаек?
Аналогичная работа проводится далее.
3) щука со страшными зубами
4) крупная хищная птица
- Какие выразительные слова помогают автору показать, каким опасным было путешествие Пика?
«..... в опасное
путешествие». Река была широкая целое море



·



























эпитет


на море
сравнение


«...Большие белые чайки...»



эпитеты



эпитеты и сравнения

Познавательные
- учу выбирать из текста нужные для анализа фрагменты
- учу анализировать
- учу называть существенные признаки объектов
- учу делать выводы и обобщения по итогам анализа
Коммуникативные
- учу отвечать на вопросы полным ответом


6. Применение
нового знания
и первичное
закрепление.
Применение
открытого
знания в
практической
деятельности
(4 минуты)
- А теперь вы сами проведете исследование в
·
·
· части и найдете эпитеты и сравнения.
- Возьмите карточки. Перечитайте III часть, найдите и вставьте в предложения пропущенные слова. Укажите, где эпитеты и сравнения.
Карточка.
* Так он и просидел.... целый день
* Огляделся никого. Тогда он....
быстро покатился в траву.
* ...... шорохи и шелесты слышались со всех сторон в траве.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
-Прочитайте предложение, назовите пропущенное слово и художественный приём.
- Командиры групп заполните оценочные листы за правильно выполненную работу.
- Скажите, что изменилось бы в предложениях без этих слов?







Работа с карточками



голодный (эпитет)
тёмным(сравнение)
клубочком
тихие (эпитет)

Регулятивные
- учу действовать по выбранному плану
- учу способам самопроверки
Познавательные:
- учу анализировать
- учу делать выводы
Коммуникативные:
- учу работать в группе
- учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту


7. Самостоятельная работа в группах
Применение
нового способа действия, рефлексия достижения цели,
создание ситуации успеха
(6 минут)
- Молодцы, вы всё хорошо поняли про эпитеты и сравнения.
- Попробуем заполнить трудную таблицу в которой вы приведёте примеры эпитетов и сравнений.
- Работать будете парами, помогая друг другу. Можно взять примеры с доски, из карточек.
Проверка с учителем.
- Приведите примеры эпитетов, сравнений.

Карточка

Средства художественной
выразительности
ПРИМЕРЫ




- Первая группа рисует обложку для книжки или самого Мышонка Пика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.


Регулятивные:
- учу действовать по выбранному плану
- учу способам взаимопроверки
Познавательные:
- учу осмысливать, какая информация нужна для решения задачи
- учу искать информацию в разных источниках
- учу анализировать и обобщать
Коммуникативные:
- учу работать в группе
- учу убеждать другого человека
- учу вносить вклад в совместные действия


8. Физкультминутка
1 минута





9. Составление
синквейна
4 минуты
-Ребята я предлагаю вам еще поработать и вспомнить с вами о синквейне. Что это такое?
1группа- лягушка, 2 группа- жулан, 3 группа- Мышонок Пик(заслушиваем и командиры оценивают)
- На нашем памятнике появилась надпись. (Виталий Валентинович Бианки 1894-1959 годы)


Пятистишье:
1строчка- имя существительное;
2строчка- три имени прилагательных;
3 строчка- два глагола;
4строчка- вывод по вышесказанному;
5строчка- синоним к 1строчке.
Познавательные:
- учу составлять синквейн;
- учу делать выводы
Коммуникативные:
- учу отвечать на вопросы
- учу высказывать свое мнение


10. Включение
нового знания
в систему знаний и закрепление.
Применение открытого знания в практической деятельности.
( 2 минуты)
- Как многому научился маленький мышонок, а чему научились вы на этом уроке?
- Над чем заставил задуматься В.Бианки?


- Ещё мы с вами провели на уроке небольшое исследование. Что же мы узнали в результате этой работы?
*относиться бережно к природе;
* не обижать маленьких, беззащитных;
* не сдаваться, бороться с опасностями
Писатели используют такие выразительные слова, как эпитеты и сравнения для того, чтобы читатели лучше представляли героев произведения и события, которые с ними происходят.
Регулятивные:
- учу способам самопроверки
Познавательные:
- учу выделять главную мысль
Коммуникативные:
- учу строить монологическое высказывание


11. Домашнее задание
1 минута
Нарисовать картинный план к сказке
или пересказ одной части (по выбору)



12. Рефлексия
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения
(4 минуты)
- Мы с вами прочитали сказку в сокращении.
- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, чем закончилась сказка.
После просмотра:
- Вы рады за мышонка? Я очень!
- Вспомним начало сказки.
- Что мы с вами сказали о поступке детей?
- А сейчас, что вы думаете о детях?
Изменилось ли их отношение к живым существам, к природе?
- Какой поступок они совершили в конце сказки?
- Получается, что в этой сказке, как всегда, встретились добро и зло.
- Кто догадается, какое слово надо вставить в это предложение?
На доске:
ДОБРО ......... ЗЛО.
Да будет так!
-Ребята, мне кажется, чего-то не хватает у нашего виртуального памятника. Чего? Правильно- цветов! А как долго будет жить память о писателе в сердцах людей? Имя писателя будет жить веками только тогда, когда люди будут читать его произведения, приходить к памятнику и приносить цветы. Я предлагаю вам подойти к нашему памятнику и высказаться, продолжить мое предложение «Для меня Виталий Валентинович Бианки..» . Кем он для вас стал после знакомства с ним?
И мне так хочется закончить наш урок словами:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, Лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке, и клюкву на болоте. О, как природа-мать терпима и добра!
Но чтоб ее лихая участь не постигла, давайте сохраним на стрежнях осетра, касатку – в небесах, в таежных дебрях тигра. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все навек объединимся, давайте наши души вместе сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в тетрадях смайлики.
- Поднимите руку те, кто нарисовал улыбку. Молодцы!
- Спасибо за урок.


Дети совершили добрый поступок.





ПОБЕЖДАЕТ


















Дети берутся за руки и становятся в круг








Познавательные:
- учу анализировать, обобщать и делать выводы
Регулятивные
- учу способам самопроверки





























Коммуникативные:
- учу строить монологическое высказывание






15