«Методы создания проблемной ситуации на уроке»
«Cоздание проблемной ситуаций на уроке»
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
Переход к обновленной системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное. обучение.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Суть проблемного обучения: ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Главная цель: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения, создать такие условия, чтобы ребенок хотел, любил и умел учиться.
Основное звено проблемного обучения: проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом.
Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»
На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации
I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”
Между двумя (или более) положениями
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Прием 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
1. Проблемные ситуации “с удивлением”.
Приём 1. Одновременное предъявление классу противоречивых фактов.
2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.
Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:
1) Из числа 8 вычесть 3.
2) К полученной разности прибавить 4.
Итак, 8 – 3 + 4 = 9
Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:
1) К числу 3 прибавить число 4.
2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.
Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).
Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).
Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.
Приём 2. Столкновение мнений уч-ся.
Урок русского языка, 3 класс «Сложные слова»
Лесточек, мухолофка, сарока.
- Исправить ошибки в словах, обозначить орфограммы, выделить корень
Какое слово можно назвать «лишним», почему?
Разберите слово мухоловка по составу.
- Существуют ли слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этом слове?)
- Докажите что в этом слове два корня (Подбирают однокоренные слова)
- Как можно назвать такие слова?
- Почему их назвали сложные?
После столкновения двух разных мнений учащихся идёт побуждающий диалог. Далее нужно сравнить по учебнику.
Приём 3
«Окружающий мир» 3 класс Учитель: Ученики: - Послушайте и скажите: бывает ли так? «Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал. - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды. - Еще не бывают грибы выше берез. - Ночью солнце не светит. Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением»
Прием №4 ( невыполнимое задание) Тема: Умножение Детям предлагаются задания на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Затем предлагается решить задачу На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? - Вы смогли записать выражение к задаче? - Почему? - Что будем сегодня делать? Какой вопрос исследовать? (будем искать другой способ решения)
Тема: Умножение двузначного числа (Задание, не схожее с предыдущим) 3, 6, 12, 78, 8, 63, 9, 51 - Что это за числа? - Выпишите в 1 столбик все однозначные числа и умножьте их на 7, во 2 столбик все двузначные и умножьте их тоже на 7 - Вы смогли выполнить задание? - Почему задание не получилось? - Чем оно отличается от предыдущего? - Какова тема сегодняшнего урока? Здесь используется побуждающий диалог Решение: Работа в группах Решите пример 12* 3 (Учитель помогает каждой группе) - С чего нужно начать? (Побуждает к гипотезе) - Из каких разрядных слагаемых состоит число 12? Нельзя давать оценку ответов детей. Все ответы нужно принимать.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.
Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.
Существует несколько приёмов формулировки вопросов:
1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».
2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».
3. Развести различные представления учеников можно репликой:
«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».
4.При осознание не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».
Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».
Если проблема легко решается спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».
Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».
Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов
Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.
(Занятие по окр миру. Тема «Фрукты»)
Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое
В: Что это? Что у них общего? (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?
Д: Это яблоки. Они растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.
В: Какого они цвета? (предъявление 2-го факта)
Д: Красное, желтое, зеленое (возникновение проблемной ситуации)
В: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)
Д: Все это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)
В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).
Занятие математике Тема «Масса»
Перед детьми математическая игра = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.
У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
Д: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.
У: Давайте поговорим: взвешивание на весах (предъявление факта)
Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
У: Что вы сказали сначала? Д: Ответы детей
У: А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
У: Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)
Подводящий к теме диалог
Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.
Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках
Учитель Ученики
Спишите из упражнения слова
«забег, поход, подкоп --записывают слова,
Поставьте ударение. –ставят ударение
Подчеркните безударные гласные. --подчеркивают безударные
гласные
Найдите безударные гласные,
Обозначьте их. обозначают
Какое правило о безударных
гласных мы уже знаем?- О безударной гласной в
корне
В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке
Значит, какая сегодня тема урока? Безударные гласные в
приставках
Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.
Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.
ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.
Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.) Например, при изучении темы «Алфавит» учитель просит одного ребёнка прочитать список учащихся из классного журнала. Затем задаёт вопрос: «Случаен ли порядок фамилий?» Дети убеждаются, что их фамилии записаны в алфавитном порядке. Учитель спрашивает: «Где ещё вам может понадобиться знание алфавита?» Ответив на этот вопрос, ученики осознают важность изучения этой темы. Эти приёмы могут переплетаться между собой. При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.
Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».
Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть?
Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?
(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. производное от колоб "круглый хлебец",)
Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами.
Первый побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй подводящий к теме диалог. Третий сообщение темы с мотивирующим приемом.
Практическая часть.
-А сейчас мы попробуем в группах создать проблемную ситуацию. Возьмём одну известную тему и посмотрим сколько проблемных ситуаций можно создать к одной и той же теме. Выбираем тему общую для всех групп.
(В группах по 4 человека создают проблемную ситуацию)
Выступление групп.
Рефлексия.
- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.
Смелость города берёт.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звёздам.
О монах, ты идёшь трудной дорогой.
Учиться обучая.
А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!