Применение технологии РКМЧП при обучении английскому языку младших школьников
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основываясь на данную технологию урок можно разделить на 3 фазы:
I фаза – ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации).
II фаза – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (получение новой информации).
III фаза – РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рождение нового знания).
Наиболее эффективными методами и приемами технологии РКМЧП применительно к учащимся начальной школы являются следующие:
Прием «Написание синквейна»
Слово «синквейн» происходит от французского и означает пятистрочное стихотворение, написанное по определенным правилам.
Используя данный прием, ученику потребуется синтезировать известную ему информацию или материал по той или иной теме.
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это слово определяет тему синквейна. На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих эту тему. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово синонимичное слову, определяющему тему в первой строке, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение [1]. Например:
Holliday
Happy, funny
Dance, play, singI like to make the decoration and to send the invitations to the Party.
Использование данного приема дает хорошие результаты на стадии рефлексии или анализа прочитанного.
Приём «Верные – неверные утверждения»
Прием заключается в выборе учениками верных и неверных утверждений. Если данный прием используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
К приему можно вернуться и на стадии рефлексии, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.
Учащимся в начальных классах особенно нравится этот прием перед прочтением нового текста. Можно использовать оборот There is/are.
Приём «Кластер»
Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия или темы, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, а вокруг смысловые единицы связанные с ним и т.д. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Применительно к английскому языку этот прием эффективен при обучении и закреплении лексики. Также можно варьировать формы кластера («Ёлочка», «Птица», «Паук», «Солнышко» и т.д.)
2054225532765001496088362309003171825300355002016760123825clothes00clothesНапример: caphat
1336675271780003372485215900001146810278130001205865167005002635885212090hot00hot1604010212090cold00cold27666955588000 trousersshort
337248512382500337259512421200 sweater T-shirt
jacket dress
Приём «Загадка»
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. Например:
It can swim, but it is not a fish,
It can speak, but it is not a man,
It can drink milk, but it is not a baby
(a dolphin)
Учащиеся могут составлять загадки самостоятельно по образцу.
Таким образом, рассмотрев некоторые приемы технологии развития критического мышления, можно сказать, что они способны мотивировать учащегося на изучение и освоение нового материала, а также дают возможность применить свои знания в различных ситуациях. Обучающиеся, умеющие критически мыслить, владеют информацией, лексикой и грамматическими навыками, которые способны применить на практике. Одним из образовательных результатов применения данной технологии является интерес учащихся к чтению.