Особенности волевой активности представителей различных видов спорта
«Особенности волевой активности представителей различных видов спорта»
4 Содержание работы:
4.1 Введение
4.2 Теоретические основы изучения проблемы волевой активности личности
Понятие воли и волевой активности личности
Особенности проявления волевой активности у спортсмена
4.3 Эмпирическое исследование волевой активности представителей различных видов спорта
4.3.1 Изучение волевой активности спортсменов, занимающихся различными видами спорта
4.3.2 Характеристика способов развития волевых качеств у спортсменов
4.4 Заключение
4.5 Список использованных источников
4.6 Приложение 1
4.7 Приложение 2
Аннотация
Выпускная квалификационная работа на степень бакалавра содержит 41 страницу, 36 использованных источников, 2 приложения.
Данная бакалаврская работа посвящена изучению особенностей волевой активности представителей различных видов спорта.
Бакалаврская работа включает анализ сущности воли и волевой активности личности, особенностей проявления волевой активности у спортсмена, способов развития волевых качеств у спортсменов.
В работе предложены методические рекомендации по реализации способов развития волевых качеств у спортсменов.
Объект исследования – волевая активность личности.
Цель работы – изучить особенности волевой активности представителей различных видов спорта.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
– анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования;
– тестирование.
В результате анализа научной литературы по проблеме исследования следует отметить, что в настоящее время волевая активность в спорте недостаточно изучена. В связи с ростом профессионализации спорта высших достижений изучение психологических основ процесса развития волевой активности у занимающихся физической культурой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей. Воля определяется как сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Основной задачей волевой подготовки являются развитие и совершенствование волевых качеств личности спортсмена.
В работе проанализированы способы развития волевых качеств у спортсменов.
Степень внедрения – частичная.
Область применения – применение материалов в процессе учебно-тренировочных занятий, с целью развития волевой активности спортсмена.
Эффективность – повышение качества учебно-тренировочных занятий.
Содержание
Введение …..…………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические основы изучения проблемы волевой активности личности 8
1.1 Понятие воли и волевой активности личности ……………................ 8
Особенности проявления волевой активности у спортсмена ………... 13
2 Эмпирическое исследование волевой активности представителей различных видов спорта ....................................................................................... 20
Изучение волевой активности спортсменов, занимающихся различными видами спорта ...………………………………........................ 20
2.2 Характеристика способов развития волевых качеств у спортсменов 29
Заключение …………………………………………………………..………….. 36
Список использованных источников ………..……………………..………….. 39
Приложение 1 Тест «Самооценка силы воли» …………………………………
Приложение 2 Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» ……
43
45
Введение
Проблема воли является одной из важных в психологии человека. Понятие «воли» применяется, когда необходимо охарактеризовать эффективность реализации человеком его намерений выполнить определенное целенаправленное действие [12, с. 21].
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей при совершении целенаправленных действий и поступков [3, с. 128].
В настоящее время общая волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта изучены недостаточно полно. В связи с ростом профессионализации спорта высших достижений изучение психологических основ процесса развития волевой активности у занимающихся физической культурой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей.
Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей [11, с. 62].
Волевая подготовка спортсмена – повседневный, систематический процесс, который осуществляется круглогодично. Она не ограничивается системой воздействия со стороны тренера и спортивного коллектива. Она требует усилий от самого спортсмена, направленных на самовоспитание воли. Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся физической культурой и спортом. Организуя самовоспитание, тренер должен заинтересовать своих учеников, убедить их в том, что они могут много сделать сами для себя [5, с. 112].
Анализ исследований в области спортивной психологии показал, что значительное внимание в настоящее время уделяется проблеме формирования воли у спортсмена. Исследователями изучаются:
проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики – Ю. Я. Горбунов (2001);
волевая активность в структуре индивидуальности спортсмена – Ю. Я. Горбунов (2002);
волевая подготовка спортсменов – К. П. Жаров (2006);
особенности проявления волевых качеств у юных спортсменов – Л. Г. Майдокина, С. О. Товченик (2012);
локус контроля и волевые качества спортсмена – Т. В. Огородова, В. Б. Токарева (2011);
проявления смелости и решительности спортивными гимнастами – И. П. Петяйкин (1991);
влияние видов спорта на структуру волевой активности спортсменов – С. Я. Самулкин (2003);
сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности – И. С. Федулов (2014) [7, с. 18; 8, с. 33; 11, с. 3; 16, с. 53; 20, с. 97; 22, с. 5; 28, с. 42; 36, с. 68].
Объект исследования – волевая активность личности.
Предмет исследования – волевая активность представителей различных видов спорта.
Цель исследования – изучить особенности волевой активности представителей различных видов спорта.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие воли и волевой активности личности;
2) проанализировать особенности проявления волевой активности у спортсмена;
3) изучить волевую активность спортсменов, занимающихся различными видами спорта;
4) охарактеризовать и внедрить в практику спортивной подготовки способы развития волевых качеств у спортсменов.
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование.
Научная новизна исследования заключается в том, что выделены особенности волевой активности представителей различных видов спорта. У спортсменов по виду спорта на выносливость (спортивная ходьба) и сложно-координационных видов спорта (художественная гимнастика) в преобладающем большинстве выявлены высокий уровень силы воли, высокий уровень настойчивости и самообладания; в скоростно-силовых видах спорта (прыжки в высоту) и игровых видов спорта (футбол) доминирует средний уровень проявления силы воли.
Теоретическая значимость работы: систематизированы научные взгляды на проблему волевой активности личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования имеют важное практическое значение для развития волевых качеств у спортсменов.
Теоретические основы изучения проблемы
волевой активности личности
1.1 Понятие воли и волевой активности личности
Различные определения воли представлены в соответствии с развиваемыми в отечественной психологической науке основными подходами к ее изучению: овладения, регуляции, управления поведением; мотивационного выбора.
В рамках первого подхода рассмотрим концепцию Л. С. Выготско- го (1982) о воле как высшей психической функции; концепции В. И. Селиванова (1982), А. Ц. Пуни (2008) о воле как сознательном уровне регуляции поведения и деятельности человека; концепцию Е. П. Ильина (2011) о воле как разновидности произвольного управления.
Л. С. Выготский (1982) относит волю к высшим психическим функциям человека, развитие которых осуществляется как овладение человеком собственным поведением при помощи различных средств. Характерные признаки овладения собственным поведением проявляются, главным образом, в свободном выборе действия [4, с. 288].
В концепции В. И. Селиванова (2005) воля понимается как психологический инструмент, позволяющий личности справляться с импульсивностью и не поддаваться рутине, привычке. Воля определяется как сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевая регуляция рассматривается исследователем как высшая форма активности (сознательно направленная активность) личности, в которой проявляется способность человека властвовать над собой, бороться за достижение поставленной цели. Такая регуляция совершается с помощью волевых усилий, конкретизируясь в волевых процессах, состояниях, свойства, действиях. По мнению ученого, волевая регуляция не может считаться завершенной, если она не выразилась вовне исполнением [33, с. 14].
В концепции А. Ц. Пуни (2008) воля определяется как «деятельная сторона разума и моральных чувств, позволяющая человеку управлять самим собой, особенно в условиях преодоления препятствий различной степени трудности». По мнению ученого, препятствия – необходимое условие актуализации и развития воли. Они возникают вследствие несоответствия возможностей человека (его представлений, мыслей, чувств, действий) объективным условиям и особенностям деятельности и делятся на внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимались любые объективные условия и особенности внешней среды и деятельности, которые становятся помехой в достижении цели, в решении частных задач; под внутренними препятствиями – возникающие под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека объективные изменения и состояния внутренней среды его организма, служащие помехой в достижении целей. Внешние и внутренние препятствия взаимодействуют, проявляясь в трудностях различной степени [24, с. 32].
В концепции Е. П. Ильина (2011) воля понимается как разновидность произвольного управления, реализуемого посредством волевых действий, существенным признаком которых является наличие волевого усилия. Объявляя главной сущностью воли самость, автор определяет ее как самодетерминацию и сознательное преднамеренное планирование человеком своих действий, включая самокоманду, самостимуляцию, самоконтроль за своими действиями и состояниями. Собственно воля, по мнению ученого, есть самоуправление поведения с помощью сознания, предполагающее самостоятельность человека в принятии решения, инициации, осуществлении и контроле собственных дейст- вий [13, с. 41].
Итак, несмотря на имеющиеся различия в теориях воли можно выделить несколько общих моментов. Во-первых, воля связывается со средством овладения личностью, главным образом, собственного поведения. Во-вторых, обращается внимание на опосредованность волевого поведения. В-третьих, решающее значение придается исполнению волевого действия.
Согласно современному психологическому словарю, воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия [35, с. 58].
Проявление воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.
Волевые качества – это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности [13, с. 82].
А. Ц. Пуни (2008) считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» [24, с. 47].
П. А. Рудик (2007) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирический характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» [27, с. 16].
Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная система (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов), к плохим – противоположные типологические особенности. В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик (2007), полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх) имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы» [27, с. 24].
Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения.
Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации – и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма.
Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки – нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой – волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами – мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества [13, с. 112].
К характеристикам волевых качеств относят:
1) генерализованность, отражающую проявление волевых качеств в разных видах деятельности;
2) устойчивость как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях;
3) интенсивность как степени выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации;
4) взаимодействие волевых качеств, индивидуализировано проявляющееся у конкретной личности в конкретной деятельности или в конкретной ситуации [10, с. 26].
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф. Н. Гоноболин (1976) делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; к качествам второй – выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом исследователь добавляет, что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность [6, с. 42].
В. И. Селиванов (1982) объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение [32, с. 14].
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном (2002) мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергетичность и настойчивость [26, с. 223].
Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство социальной ответственности, долга. Именно оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю. Воля проявляется в действиях. Основной их признак заключается в том, что они связаны с преодолением различных трудностей. Важнейшей особенностью является их связь с движениями, направленными как на их выполнение, так и удержанием от них [2, с. 117].
Будучи сложными сознательными актами, имеющими конкретную психологическую структуру, волевые действия начинаются с осознанием цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее стремление к цели принято называть желанием. При неполном осознании потребности, побуждение человека смутно, неясно, переживается как состояние неопределенности – это влечение. Осознанные мотивы могут быть несогласованны и, вступать в противоречие [9, с. 78].
Особенности проявления волевой активности у спортсмена
Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П. А. Рудик, Е. П. Щербаков (2007) отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А. Ц. Пуни и Б. Н. Смирнов (2008) считают общим волевым качеством только целеустремленность.
А. Ц. Пуни и Б. Н. Смирнов (2008) делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие). К основным П. А. Рудик и Е. П. Щербаков (2007) относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность [24, с. 51; 27, с. 74].
Борьба мотивов завершается принятием решения – выбором цели и способа действия. Это одна из ключевых проблем психологии человека вообще и спорта в частности. В этой ситуации спортсмен может проявить несколько типов решительности:
1) разумная решительность (переход от сомнения к уверенности происходит как бы сам по себе, под влиянием альтернативных доводов);
2) фатальная решительность (под влиянием случайного обстоятельства равновесие нарушается, и человек как бы подчиняется судьбе);
3) процессуальная решительность (делать что-то, лишь бы кипуче стремиться вперед, «потом хоть потоп»);
4) нравственная решительность (колебания прекращаются из-за изменения шкалы ценностей, внутреннего перелома, пробуждения совести);
5) иррациональная привычная решительность (волевое усиление привычного образа действия, не имеющего рационального объяснения даже в ущерб более эффективному мотиву) [11, с. 58].
Анализ волевых проявлений личности позволяет выделить основные психологические компоненты:
1) интеллектуальный – как «способность принимать решения со знанием дела»;
2) эмоциональный – как «могучий двигатель воли»;
3) исполнительный – как «сознательный самостимулятор и регулятор активности» [18, с. 89].
Воспитание названных качеств в спорте происходит в процессе целенаправленного преодоления различных препятствий, связанного с затратой волевых усилий.
В волевых действиях спортсмена интеллектуальный эмоциональный и исполнительский компоненты всегда проявляются в единстве. В процессе совершенствования этих компонентов и осуществляется воспитание волевых качеств [17, с. 34].
Совершенствование интеллектуального компонента – это, во-первых, вооружение спортсменов системой общих и специальных знаний: об особенностях и закономерностях спортивной техники и тактики, физического развития и методики тренировки, психологии личности и особенностях психологической подготовки, о волевых качествах и т. д.
А во-вторых, применение этих знаний в момент принятия ответственных решений в состоянии утомления, в ситуации риска и опасности, во время спортивной борьбы.
Решение мыслительных задач в этих условиях способствует развитию таких качеств, как ясность и гибкость мысли, быстрота, логичность, широта и глубина ума, самостоятельность и критичность, независимость и оригинальность, способность к антиципации.
Совершенствование эмоционального компонента предполагает актуализацию у спортсмена нравственных мотивов долга и чести, спортивных чувств честолюбия, соперничества, мотивов самосовершенствования и самоактуали-зации.
Совершенствование исполнительного компонента – это, прежде всего, освоение навыков сознательной мобилизации и активности для выполнения принятых решений. Решающую роль здесь играет овладение приемами психической саморегуляции и формирование на основе различных психотехник умения проявлять волевые усилия в процессе спортивной тренировки и соревнований при преодолении различных препятствий [23, с. 231].
При несоответствии возможностей спортсмена величине и сложности преодолеваемых препятствий возникают внутренние затруднения – трудности.
Они выступают для спортсмена в двояком качестве: во-первых, как сопротивление и противодействие физических сил, во-вторых как источник «угрожающей информации». Поэтому все трудности в психологии спорта принято делить на объективные и субъективные.
1. Объективные – возникают при преодолении сопротивления и противодействия физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена. Они специфичны для каждого конкретного вида спорта. Объективные трудности подразделяются на:
1) физические, связанные физической подготовкой и физическим состоянием спортсмена;
2) технические, связанные с технической подготовкой, нагрузкой.
3) экзогенные, связанные с общими условиями конкретного вида спорта и обстановкой в которой проводятся соревнования [24, с. 196].
Наиболее общими для всех видов спорта являются следующие трудности:
1) большой объем тренировочной работы;
2) участие в большом количестве соревнований с коротким промежутком между ними;
3) неуклонное выполнение установленного режима образа жизни;
4) тренировки и восстановления с ограничением потребностей и желаний, проявлением для этого максимальных волевых усилий [29, с. 29].
2. Субъективные – затрудняют двигательную деятельность спортсмена опосредованно, через угнетение его психического состояния. Это трудности, основу которых составляет личное, субъективное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта. Психологические трудности возникают при преодолении тех препятствий, которые субъективно воспринимаются как угроза достижению поставленной цели, престижу и безопасности спортсмена. Субъективные затруднения можно разделить на две группы:
1) познавательные трудности – возникают при неверном отражении своих возможностей;
2) эмоциогенные трудности – зависят от личного отношения к решаемой задаче.
Субъективные трудности, как правило, носят резко выраженный индивидуальный характер и могут диаметрально различаться у представителей одного и того же вида спорта.
Наиболее часты следующие виды субъективных трудностей: отрицательные предстартовые состояния перевозбуждения или подавленности; неблагоприятные эмоциональные состояния в ходе соревнования; различные формы страха – поражения, соперника, ответственности, травмы боли; неуверенность в своих сила и правильности принятого решения.
Субъективные трудности возникают во внутренней среде в роли «внутренних сопротивлений», так называемых «психологических барьеров». Это основной психологический механизм возникновения субъективных трудностей, заключающийся в образовании условно-рефлекторных связей сильных отрицательных эмоций с возникновением определённых раздражителей, значимых для спортсмена [15, с. 178].
Основной задачей волевой подготовки являются развитие и совершенствование волевых качеств личности спортсмена. Волевые качества – это типичные для индивида конкретные проявления воли [31, с. 39].
Эти качества связаны с типом нервной деятельности спортсмена и с теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением и условиями спортивной деятельности.
Основными волевыми качествами являются: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность.
1) Целеустремленность – ясное осознание целей и задач, стоящих перед спортсменом, активное и неуклонное стремление к повышению своего мастерства, трудолюбие.
2) Настойчивость и упорство – неуклонное, длительное и активное достижение намеченной цели, преодоление многих, в том числе неожиданных трудностей, позитивная установка на содержание трудностей.
3) Решительность и смелость – способность своевременно находить и принимать обдуманное решение в ответственные моменты спортивной деятельности и без колебаний приводить их к исполнение, активно действовать достигая цели в опасных, трудных и ответственных ситуациях экстремального характера.
4) Инициативность и самостоятельность – способность вносить в свою деятельность изобретательность и творчество, самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия, противостоять влиянию ситуаций, других людей и их действий занимать лидерскую позицию.
5) Выдержка и самообладание – сохранение ясности ума, способность постоянно контролировать свое поведение, управлять своими чувствами, желаниями, мыслями, действиями в экстремальных условиях вызывающих возбуждение или подавленность, интенсивные напряжения или неопределенность, нарастающее утомление с приближением к болевому барьеру, при неожиданных трудностях и неудачах.
6) Дисциплинированность – способность подчинять свои действия задачам коллектива и нормам поведения, неукоснительное выполнение задач и алгоритмов специфических действий вида спорта, способность воспроизводить внутреннее актуальное состояние в сериях упражнений вида спорта [21, с. 94].
Все волевые качества имеют положительные и отрицательные полюса проявления – смелость – страх, уверенность – колебание и т. д., которые усиливаются в процессе спортивной деятельности. Это указывает на конкретные средства, которые необходимо выбрать для волевой подготовки спортсме- на [19, с. 219].
Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей [11, с. 62].
Воспитание и развитие способности к волевым качествам всегда проходит на основе некоторых общих закономерностей:
1) соблюдая принцип постепенности, начинают подготовку с преодоления незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность (это способствует формированию у спортсмена уверенности в своих силах, однако воспитательное значение имеют только существенные трудности);
2) необходимо создавать у спортсмена установку на обязательное выполнение поставленной задачи (создавать уверенность в том, что предлагаемое трудное задание выполнимо);
3) создавать условие для проявление каждым спортсменом энергичных волевых напряжений, вплоть до запредельных;
4) развивать способность к продолжительным волевым усилиям, в том числе при монотонной деятельности, применяя упражнения на вытяжку;
5) воля воспитывается не только в процессе занятий спортом, поэтому следует применить сопряженные жизнедеятельностью спортсмена задания и действия, требующие от него самостоятельности, активности, креативности и социальной ответственности.
В процессе волевой подготовки методика преодоления объективных и субъективных трудностей различна. Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе должной и соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Например, никакие волевые усилия не помогут спортсмену установить рекорд в барьерном беге, если не будут соответственно развиты его мышцы для скоростного бега и не будет до совершенства доведена техника преодоления барьеров.
Побуждения спортсмена к неподготовленным физическим, техническим, тактическим и психологическим волевым усилиям может вообще разрушить способность к волевым проявлениям [27, с. 128].
Эмпирическое исследование волевой активности представителей
различных видов спорта
2.1 Изучение волевой активности спортсменов,
занимающихся различными видами спорта
Первоначально проанализируем ряд исследований, посвященных изучению проявления волевой активности спортсменов.
Ю. Я. Горбунов (2002) указывает, что волевые качества спортсменов связаны с личностными особенностями: сообразительностью, эмоциональной устойчивостью, выраженной силой «Я», прямолинейностью и высоким самоконтролем. По мнению ученого, различия в развитии волевых качеств спортсменов разных специализаций наиболее выражены между легкоатлетами и другими группами испытуемых. Иначе говоря, у них более развиты волевые свойства, и, надо думать, именно данное обстоятельство позволило выявить у них разные стили волевой активности. Проведенное ученым исследование позволяет сделать следующее заключение: в различных условиях спортивной деятельности в качестве звена, опосредующего разноуровневые связи интегральной индивидуальности, выступает волевая активность: благодаря ей возникает специфическая система связей между ними – стиль волевой активности помогает добиваться наибольших успехов в спорте; организацию психологической подготовки спортсменов в различных видах спорта можно рассматривать как процесс, направленный на гармонизацию развития индивидуальности человека, что предполагает формирование у них стиля волевой активности, при этом особое значение имеет психологическая подготовка в плане сохранения устойчивости спортсмена в напряженных условиях соревнований, что связано с развитием различных волевых качеств и всей волевой сферы спортсмена [7, с. 18].
По мнению С. Я. Самулкина (2004), сравнивая структуру волевой активности спортсменов, можно отметить, что, если у спортсменов скоростно-силовых видов при высокой степени выраженности мотивации наиболее значимыми волевыми качествами оказались целеустремленность, инициативность и самостоятельность, то у второй группы – наоборот. С высокими факторными весами структуры волевой активности оказались мотивы – потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Из волевых качеств наиболее выраженными оказались решительность и смелость, настойчивость и упорство, имеющие наиболее высокие факторные веса в сравнении с другими волевыми качествами, вошедшими в этот фактор. Отличием является также то, что показатель целеустремленности вошел как в первый, так и во второй фактор этой группы спортсменов [30, с. 94].
Группа спортсменов видов спорта на выносливость еще в большей степени отличается по структуре волевой активности от двух предыдущих групп. Первый фактор вобрал в себя все показатели волевых качеств, причем наибольшие веса имеют такие показатели как целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство. То есть те показатели воли, которые являются ведущими для данных видов спортивной деятельности. Второй фактор вобрал в себя показатель мотива нестремления к потребности достижения успеха. В третий фактор с высокими весами вошли показатели воли – нерешительность и несмелость и мотив – потребность к борьбе. Структура волевой активности этой группы спортсменов существенным образом отличается от спортсменов других групп, прежде всего, низкой выраженностью показателей мотивации.
В группе спортсменов игровых видов спорта выделено два фактора: первый вобрал в себя показатели всех волевых качеств при высокой степени выраженности целеустремленности, инициативности и самостоятельности, решительности и смелости, то есть волевых качеств, которые являются наиболее важными для игровых видов, а также мотивов – потребности достижения успеха и потребности к борьбе. Второй фактор вобрал в себя только показатели мотивов – потребность достижения успеха и потребность в борьбе. Следует отметить высокую степень выраженности показателей мотивации у спортсменов игровых видов в обоих факторах, что отсутствует у спортсменов трех предыдущих групп видов спорта.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что структура волевой активности спортсменов различных групп видов спорта, существенно отличается друг от друга, как по степени выраженности отдельных волевых качеств, так и силы мотивации. Структура волевой активности спортсменов в скоростно-силовых, сложно-координационных, на выносливость и игровых видах спорта – неодинакова и имеет свои специфические особенности. Это проявляется в том, что в игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость. В скоростно-силовых – целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость. На выносливость – целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложно-координационных – настойчивость и упорство, решительность и сме- лость [30, с. 112].
При изучении гендерных различий в проявлении волевых качеств в спортивной деятельности Н. Д. Скрябин (1990) выявил, что, начиная с 11–12 лет среди лиц мужского пола смелых больше, чем среди лиц женского пола. Это нашло подтверждение и в исследовании И. П. Петяйкина (1991), показавшего, что среди занимающихся спортивной гимнастикой несмелых в два раза больше среди лиц женского пола, чем мужского. Он выявил, что начиная с 14 лет у лиц женского пол при выполнении опасного с их точки зрения упражнения меньше и решительность. Это подкрепляет распространенное мнение, что женщины меньше склонны к риску, чем мужчины [22, с. 103; 34, с. 74].
Нами проведено исследование, цель которого состояла в изучении волевой активности представителей различных видов спорта.
Задачи исследования:
– подобрать диагностический инструментарий изучения волевой активности спортсмена;
– провести тестирование спортсменов;
– проанализировать полученные данные;
– сформулировать выводы.
В исследовании приняли 40 спортсменов: 10 представителей скоростно-силовых видов спорта – прыжки в высоту; 10 представителей сложно-координационных видов спорта – художественная гимнастика; 10 представителей видов спорта на выносливость – спортивная ходьба; 10 представителей игровых видов спорта – футбол.
Исследование проводилось на следующих базах:
СДЮСШОР им. П. Г. Болотникова г. Саранск (прыжки в высоту);
Центр олимпийской подготовки им. В. М. Чегина (спортивная ходьба);
ФОК г. Лукоянов Нижегородской области (художественная гимнас-тика);
ФОК г. Лукоянов Нижегородской области (футбольная команда г. Лукоянов Нижегородской области).
Среди исследуемых были представители мужского пола – 20 спортсменов и женского пола – 20 спортсменов, в возрасте от 16–18 лет. Стаж занятия спортом от 5 года до 7 лет.
В процессе исследования использовались следующие методики:
– тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов) [13, с. 254];
– тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман) [14, с. 251].
Проанализируем полученные данные по результатам диагностики с помощью вышеперечисленных методик.
Тест «Самооценка силы воли» разработана Н. Н. Обозовым и предназначена для оценки проявления силы воли. Текст теста представлен в приложении 1.
Результаты исследования по тесту «Самооценка силы воли» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Результаты уровня развития воли у спортсменов
Уровни
самооценки силы воли Вид специализации в спорте
прыжки
в высоту художественная гимнастика спортивная ходьба футбол
Низкий 0 0 0 0
Средний 6 (60 %) 4 (40 %) 2 (20 %) 6 (60 %)
Высокий 4 (40 %) 6 (60 %) 8 (80 %) 4 (40 %)
Согласно таблице 2.1 среди спортсменов по виду спорта прыжки в высоту средний уровень развития силы воли выявлен у 6 (60 %) исследуемых, высокий уровень развития силы воли выявлен у 4 (40 %) исследуемых.
Среди спортсменов по виду спорта художественная гимнастика средний уровень развития силы воли выявлен у 4 (40 %) исследуемых, высокий уровень развития силы воли выявлен у 6 (60 %) исследуемых.
Среди спортсменов по виду спорта спортивная ходьба средний уровень развития силы воли выявлен у 2 (20 %) исследуемых, высокий уровень развития силы воли выявлен у 8 (80 %) исследуемых.
Среди спортсменов по виду спорта футбол средний уровень развития силы воли выявлен у 6 (60 %) исследуемых, высокий уровень развития силы воли выявлен у 4 (40 %) исследуемых.
Среди исследуемых спортсменов по видам спорта низкого уровня развития силы воли не выявлено.
Высокий уровень силы воли характеризует волевых людей с большой силой воли. Средний уровень силы воли характеризует людей, которые в различных ситуациях действуют по-разному, иногда проявляют уступчивость и податливость, а иногда – настойчивость и упорство. Низкий уровень развития воли характеризует людей со слабой силой воли, которых легко переубедить. Таким людям необходимо работать над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман) предназначен для определения уровня развития волевой саморегуляции.
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. Отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те, или иные ситуации [14, с. 253].
Результаты исследования по тесту А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Уровень развития волевой саморегуляции у спортсменов
Название
шкалы Уровень
развития Вид специализации в спорте
прыжки
в высоту художественная
гимнастика спортивная
ходьба футбол
Общая шкала
(В) Высокий 5 (50 %) 7 (70 %) 8 (80 %) 6 (60 %)
Средний 5 (50 %) 3 (30 %) 2 (20 %) 4 (40 %)
Низкий 0 0 0 0
«Настойчивость» (Н) Высокий 6 (60 %) 8 (80 %) 8 (80 %) 7 (70 %)
Средний 4 (40 %) 2 (20 %) 2 (20 %) 3 (30 %)
Низкий 0 0 0 0
«Самообладание» (С) Высокий 7 (70 %) 6 (60 %) 9 (90 %) 6 (60 %)
Средний 3 (30 %) 4 (40 %) 1 (10 %) 4 (40 %)
Низкий 0 0 0 0
Согласно таблице 2.2 по общей шкале высокий уровень волевой саморегуляции выявлен у 5 (50 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 7 (70 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 8 (80 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 6 (60 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Как правило, личность с таким показателем хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Средний уровень волевой саморегуляции выявлен у 5 (50 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 3 (30 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 2 (20 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 4 (40 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Низкий уровень волевой саморегуляции не выявлен у спортсменов участвующих в исследовании.
Субшкала «Настойчивость» (Н) характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела.
Высокий уровень настойчивости выявлен у 6 (60 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 8 (80 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 8 (80 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 7 (70 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Средний уровень настойчивости выявлен у 4 (40 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 2 (20 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 2 (20 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 3 (30 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Низкий уровень настойчивости не выявлен у спортсменов, участвующих в исследовании.
Субшкала «Самообладание» (С) отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.
Высокий уровень самообладания выявлен у 7 (70 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 6 (60 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 9 (90 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 6 (60 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Средний уровень самообладания выявлен у 3 (30 %) спортсменов, специализирующихся в прыжках в высоту, 4 (40 %) спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, 1 (10 %) спортсменов, специализирующихся в спортивной ходьбе, 4 (40 %) спортсменов, специализирующихся в футболе.
Низкий уровень самообладания не выявлен у спортсменов, участвующих в исследовании.
Таким образом, результаты диагностики подтвердили выше описанные экспериментальные исследования ведущих ученых России. У спортсменов по виду спорта на выносливость (спортивная ходьба) и сложно-координационных видов спорта (художественная гимнастика) в преобладающем большинстве выявлены высокий уровень силы воли, высокий уровень настойчивости и самообладания. В скоростно-силовых видах спорта (прыжки в высоту) и игровых видов спорта (футбол) доминирует средний уровень проявления силы воли.
2.2 Характеристика способов развития волевых качеств у спортсменов
С целью развития волевых качеств спортсменов нами созданы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли спортсмены, участвующие в констатирующем этапе эксперимента, в количестве 10 спортсменов, в том числе спортсмены-футболисты в количестве 6 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли и спортсмены, специализирующиеся в художественной гимнастике в количестве 4 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли.
Для контрольной группы были дополнительно продиагностированы 20 спортсменов. В контрольную группу вошли 10 спортсменов, в том числе спортсмены-футболисты в количестве 5 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли и спортсмены, специализирующиеся в художественной гимнастике в количестве 5 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли.
В экспериментальную группу были внедрены ниже охарактеризованные способы развития волевых качеств спортсмена.
Наша функция состояла в том, чтобы помогать тренеру в развитии волевых качеств спортсмена на учебно-тренировочных занятиях в виде разработке рекомендаций и проведении теоретических занятий по проблеме развития воли.
Тренерская работа в течении семи месяцев с данными спортсменами строилась, согласно предложенным Г. Д. Бабушкиным и В. Н. Смоленцевой (2007), следующих правил:
1) начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность;
2) вызывать у занимающихся стремление выполнить поставленную задачу;
3) создавать уверенность, что трудное задание выполнимо;
4) вызывать у занимающихся быстрые и энергичные движения;
5) требовать, чтобы занимающиеся выполняли задание с сосредоточенным на упражнении вниманием;
6) добиваться результативности при выполнении заданий, помня, что усилия, затраченные впустую, разрушают способность к волевому уси- лию [1, с. 121].
В целях успешного самовоспитания спортсменам рекомендовалось:
1) выявлять сильные и слабые стороны своей личности и деятельности;
2) определять программы самовоспитания;
3) вести дневник самовоспитания;
4) воздействовать на самого себя путем: а) воспоминания образцов мужественных людей, их поступков и подражания им; б) исполнения обязательства или слова, данного товарищам либо учителю; в) показа себя в качестве примера для других; г) использования для преодоления трудностей следующих высказываний великих людей: «Не идти вперед – значит идти назад»; «Жизнь ничего не дает без великого труда», «Бояться труда – недостойно мужчины» и др.
Спортсмены, участвующие в эксперименте, завели дневники самонаблюдения, где прописывали трудности, которые возникали на учебно-тренировочных занятиях и предлагали способы их устранения.
Необходимым условием воспитания волевых качеств является постоянная требовательность, поэтому для тренеров, работающих с данными спортсменами, было рекомендовано сочетать требовательность с одобрением, убеждением, разъяснением значения в жизни воли, теоретическими знаниями в этой области. Для этого были организованы теоретические занятия (10 занятий) о значении воли в спортивной деятельности. На первых занятиях были рассмотрены в виде презентации вопросы: понятие воли, ее значение для спортсмена, способы ее развития и др. Данные занятия вызвали особый интерес, поскольку на них были продемонстрированы видеофильмы со знаменитыми спортсменами «Начать сначала (в главной роли А. Ягудин)», «Начать сначала (в главной роли Л. Утяшева)». После их просмотра состоялась дискуссия на тему: «Возможности личности, которые мы не раскрываем».
На последующих занятиях были обсуждены основные принципы самовоспитания воли:
а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется;
б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий;
в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности, прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя.
После проведения данной формы работы со спортсменами было проведено анкетирование, с целью получения информации о пользе вышеописанных форм работы со спортсменом. Анализ анкет показал, что все спортсмены, участвующие в эксперименте выразили положительное отношение к теоретическим занятиям по теме воля и хотели бы их продолжить.
Развитие воли чаще всего связано с преодолением трудностей. Методика преодоления субъективных трудностей носит более психологизированный характер и опирается на индивидуально-психологические особенности спортсмена [25, с. 194].
Здесь большое значение имеют методики разъяснения, убеждения, воздействия примером, внушение, самовнушение, моделирование условий соревновательной борьбы, накопление соревновательного опыта, обучение примерам психорегуляции и саморегуляции психологических состояний и другие средства и методы, способствующие воспитанию и развитию волевых качеств.
Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознание («Хочешь управлять собой – познай прежде себя»). Но способность к самовоспитанию не развивается сама собой, ее тоже нужно воспитывать. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности спортсмена в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения [33, с. 142].
Для спортсменов экспериментальной группы с целью самопознания были предложены ряд диагностических методик на исследование отдельных сторон личности: направленности, мотивации, умения справляться с трудностями и др. Данная форма работы вызвала особый интерес к собственной личности. На основе диагностических данных спортсмены предлагали способы развития собственных личностных качеств.
В процессе учебно-тренировочных занятий необходимо спортсмена обучить выделять основную цель, повысить активность спортсмена в практических действиях при доминировании желания достичь цель «малой кровью», обучать умению сразу же ставить более высокую цель при достижении предыдущей. Для этого тренер в работе с экспериментальной группой периодически делегировал полномочия на спортсмена в постановке целей учебно-тренировочных занятий и способов их достижения. Данные цели спортсмен фиксировал в собственном дневнике. По завершению эксперимента спортсменам предлагалось проанализировать все предложенные им цели занятий и выделить плюсы и минусы в их постановке, а также способы достижения целей.
Выдержка и самообладание развивается путем обучения спортсмена психической регуляции предстартовых, соревновательных и послесоревновательных состояний; у спортсмена важно развивать умение сохранять активность, собранность, уверенность при неудачах в соревнованиях, при высоких результатах соперника, проигрыша первой половины игры, партии, при нарушении взаимодействий с партнерами, при проблемах судейства.
С целью развития самообладания спортсмены экспериментальной группы были ознакомлены со способами саморегуляции предстартовых состояний. Для этого было проведено теоретическое занятие, где освящались вопросы о методах и способах саморегуляции неблагоприятных психических состояний. На занятии была отработана аутогенная тренировка.
Итоговое задание экспериментальной работы состояло в том, что спортсменам предлагалось разработать программу самовоспитания воли. В ней необходимо было отразить факты самоаргументирования, самомотивирования, самопринуждения к личностному самовоспитанию.
Анализ программ показал, что спортсмены достаточно серьезно подошли к данному вопросу. В программах были отражены цели и способы достижения спортивных результатов.
На заключительном занятии совместно со спортсменами были разработаны методические приемы волевой подготовки спортсмена:
введение дополнительного задания, связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность – воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть);
проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (формирование надежности навыков, воспитание уверенности);
изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения;
введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (воспитание стойкости и самообладания);
усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (воспитание бойцовских качеств, воли к победе).
На контрольном этапе эксперимента повторно продиагностирован уровень развития силы воли спортсменов с помощью методик, используемых на констатирующем этапе исследования.
Результаты уровня развития силы воли у спортсменов экспериментальной и контрольной групп отражены на рисунках 2.1 и 2.2.
Рис. 2.1 Уровень развития силы воли у спортсменов экспериментальной группы.
Согласно представленному рисунку видно, что до формирующего эксперимента в экспериментальной группе выявлены 100 % (10 человек) спортсменов со средним уровнем развития силы воли. Тогда как после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе у 70 % (7 человек) спортсменов продиагностирован высокий уровень развития силы воли, у 30 % (3 человек) спортсменов выявлен средний уровень развития данного качества.
Рис. 2.2 Уровень развития силы воли у спортсменов контрольной группы.
Согласно представленному рисунку видно, что до формирующего эксперимента в контрольной группе выявлены 100 % спортсменов (10 человек) со средним уровнем развития силы воли. На контрольном этапе исследования у 80 % (8 человек) спортсменов продиагностирован средний уровень развития силы воли, у 20 % (2 человека) спортсменов выявлен высокий уровень развития данного качества.
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования доказали эффективность предложенных способов развития волевых качеств у спортсменов.
Заключение
Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей.
Нами проведено исследование, цель которого состояла в изучении волевой активности представителей различных видов спорта.
В исследовании приняли 40 спортсменов: 10 представителей скоростно-силовых видов спорта – прыжки в высоту; 10 представителей сложно-координационных видов спорта – художественная гимнастика; 10 представителей видов спорта на выносливость – спортивная ходьба; 10 представителей игровых видов спорта – футбол.
В процессе исследования использовались следующие методики: тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов), тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман).
Результаты диагностики показали, что у спортсменов по виду спорта на выносливость (спортивная ходьба) и сложно-координационных видов спорта (художественная гимнастика) в преобладающем большинстве выявлены высокий уровень силы воли, высокий уровень настойчивости и самообладания. В скоростно-силовых видах спорта (прыжки в высоту) и игровых видов спорта (футбол) доминирует средний уровень проявления силы воли.
С целью развития волевых качеств спортсменов нами созданы экспериментальная и контрольная группы, имеющие средний уровень проявления силы воли. В экспериментальную группу были внедрены способы развития волевых качеств спортсмена.
Нами были организованы теоретические занятия о значении воли в спортивной деятельности. На первых занятиях были рассмотрены в виде презентации вопросы: понятие воли, ее значение для спортсмена, способы ее развития и др. Данные занятия вызвали особый интерес, поскольку на них были продемонстрированы видеофильмы со знаменитыми спортсменами «Начать сначала (в главной роли А. Ягудин)», «Начать сначала (в главной роли Л. Утяшева)». После их просмотра состоялась дискуссия на тему: «Возможности личности, которые мы не раскрываем».
На занятиях были обсуждены основные принципы самовоспитания воли:
а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется
б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий.
в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности, прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя.
После проведения данной формы работы со спортсменами было проведено анкетирование, с целью получения информации о пользе вышеописанных форм работы со спортсменом. Анализ анкет показал, что все спортсмены, участвующие в эксперименте выразили положительное отношение к теоретическим занятиям по теме воля и хотели бы их продолжить.
С целью развития самообладания спортсмены экспериментальной группы были ознакомлены со способами саморегуляции предстартовых состояний. Для этого было проведено теоретическое занятие, где освящались вопросы о методах и способах саморегуляции неблагоприятных психических состояний. На занятии была отработана аутогенная тренировка.
Для спортсменов экспериментальной группы с целью самопознания были предложены ряд диагностических методик на исследование отдельных сторон личности: направленности, мотивации, умения справляться с трудностями и др. Данная форма работы вызвала особый интерес к собственной личности. На основе диагностических данных спортсмены предлагали способы развития собственных личностных качеств.
Итоговое задание экспериментальной работы состояло в том, что спортсменам предлагалось разработать программу самовоспитания воли. В ней необходимо было отразить факты самоаргументирования, самомотивирования, самопринуждения к личностному самовоспитанию.
На заключительном занятии совместно со спортсменами были разработаны методические приемы волевой подготовки спортсмена:
введение дополнительного задания, связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность – воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть);
проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (формирование надежности навыков, воспитание уверенности);
изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения;
введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (воспитание стойкости и самообладания);
усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (воспитание бойцовских качеств, воли к победе).
На контрольном этапе эксперимента повторно продиагностирован уровень развития силы воли у спортсменов. Результаты диагностики показали положительные изменения, произошедшие под влиянием внедрения предложенных способов развития волевых качеств спортсмена. Показателем явилось увеличение количества спортсменов с высоким уровнем развития силы воли в экспериментальной группе.
Список использованных источников
Бабушкин Г. Д. Психология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
Богданова, Д. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива : монография / Д. Богданова. – СПб. : Питер, 2007. – 183 с.
Брайент, Д. К. Психология в современном спорте : монография / Д. К. Брайент. – Физкультура и спорт, 1990. – 187 с.
Выготский, Л. С. Проблема воли и ее развитие в дошкольном возрас-те : собрание сочинений в 6-ти томах / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 2. – 340 с.
Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2008. – 288 с.
Гоноблин, Ф. Н. Психология : учебник / Ф. Н. Гоноблин. – М. : Политиздат, 1976. – 183 с.
Горбунов, Ю. Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики / Ю. Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. –2001. – № 3. – С. 33–35.
Горбунов, Ю. Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена / Ю. Я. Горбунов // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 7. – С. 18–20.
Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения : монография / Т. О. Гордеева. – М. : МПГУ, 2006. – 128 с.
Джанерьян, С. Т. Воля : метод. пособие / С. Т. Джанерьян. – М. : МПГУ, 2006. – 34 с.
Жаров, К. П. Волевая подготовка спортсменов : монография / К. П. Жаров. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 157 с.
Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции : учеб. пособие / В. А. Иванников. – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
Ильин, Е. П. Психология воли : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 368 с.
Ильин, Е. П. Психология спорта : учеб. пособие / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. –352 с.
Кузьменко, Г. А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта юного спортсмена в системе значимых качеств личности : учеб. пособие / Г. А. Кузьменко. – М. : Советский спорт, 2010. – 560 с.
Майдокина, Л. Г. Особенности проявления волевых качеств у юных спортсменов / Л. Г. Майдокина, С. О. Товченик // Наука и образование: актуальные психолого-педагогические проблемы и опыт решения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 48-е Евсевьевские чтения, 23–25 мая 2012 г. / под науч. ред. Ю. В. Варданян ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 53–55.
Мартенс, Р. Социальная психология и спорт : учебник / Р. Мартенс. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 176 с.
Москвин, В. А. Индивидуальные особенности и нейрофизиологические основы волевых функций / В. А. Москвин, Н. В. Москвина, А. Г. Ковалевский // Рудиковские чтения : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 6–11 июня 2011 г. / ред. совет А. Н. Блеер, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов. – М. : Анита Пресс, 2011. – С. 88–91.
Немов, Р. С. Психология : учеб. пособие / Р. С. Немов. – М. : Высшее образование, 2012. – 350 с.
Огородова, Т. В. Локус контроля и волевые качества спортсмена / Т. В. Огородова, В. Б. Токарева // Рудиковские чтения : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 6–11 июня 2011 г. / ред. совет А. Н. Блеер, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов. – М. : Анита Пресс, 2011.– С. 97–101.
Огородова, Т. В. Целеустремленность и волевая организация личности спортсмена как условия достижения высших результатов / Т. В. Огородова, Д. В. Вдовина // Рудиковские чтения : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 6–11 июня 2011 г. / ред. совет А. Н. Блеер, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов. – М. : Анита Пресс, 2011. – С. 94–97.
Петяйкин, И. П. Проявление смелости и решительности спортивными гимнастами : монография / И. П. Петяйкин. – Л. : Лениздат, 1991. – 250 с.
Попов, А. Л. Психология : учеб. пособие / А. Л. Попов. – М. : Флинта, 2002. – 336 с.
Пуни, А. Ц. Воспитание воли спортсмена : монография / А. Ц. Пуни. – Л. : КОИЗ, 2008. – 297 с.
Рубахин, Е. Е. Специфика проявления волевых качеств личности юных пловцов в спортивной деятельности / Е. Е. Рубахин // Рудиковские чтен-ия : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 6–11 июня 2011 г. / ред. совет А. Н. Блеер, В. Н. Непопалов, В. Ф. Сопов. – М. : Анита Пресс, 2011. – С. 194–197.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
Рудик, П. А. Психология воли спортсмена : монография / П. А. Ру-дик. – М. : РГУФК, 2007. – 176 с.
Самулкин, С. Я. Влияние видов спорта на структуру волевой активности спортсменов / С. Я. Самулкин // Вестник ПГПУ. Серия «Психология». – 2003. – № 2. – С. 42–43.
Самулкин, С. Я. Волевая активность в различных видах спорта / С. Я. Самулкин // Спорт – стиль жизни : сборник материалов межрегиональной науч.-практ., 23–24 мая 2003 г. / под ред. А. В. Селантьева. – Пермь : Меркурий, 2003. – С. 29–30.
Самулкин, С. Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта : дис. канд. психол. наук / Самулкин Сергей Яковлевич. – Пермь 2004. – 131 с.
Самулкин, С. Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта / С. Я. Самулкин // Вестник ПГПУ. Серия «Физическая культура и спорт». – 2004. – № 1. – С. 34–42.
Селиванов, В. И. Волевая регуляция активности личности / В. И. Селиванов // Психологический журнал. – 1982. – № 4. – С. 14–25.
Селиванов, В. И. Воля и ее воспитание : монография / В. И. Селиванов. – Рязань : РГУ, 2005. – 154 с.
Скрябин, Н. Д. Возрастные особенности проявления смелости : монография / Н. Д. Скрябин. – Л. : Лениздат, 1990. – 208 с.
Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 490 с.
Федулов, И. С. Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности / И. С. Федулов // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф., г. Пермь, июль 2014 г. – Пермь : Меркурий, 2014. – С. 68–71.
Приложение 1
Тест «Самооценка силы воли»
Текст опросника
1. Можете ли вы завершить начатую работу, к которой потеряли интерес, независимо от того, что время и обстоятельства дают возможность прервать ее?
2. Перебарывали ли Вы, не прилагая усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на субботник в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию в школе или в бытовых ситуациях, можете ли вы взять себя в руки настолько, чтобы посмотреть на нее максимально объективно?
4. Если вам назначена диета, сможете ли вы?
5. Сможете ли вы утром встать раньше, чем всегда, если решили это вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Сразу ли вы отвечаете на письма?
8. Когда у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного врача, сможете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Сможете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало проблем, считаете ли вы себя ли вы человеком слова?
11. Легко ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Как строго вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборкой и прочих дел?
13. Относитесь ли вы негативно к библиотечным задолжникам?
14. Любимая передача никогда не заставит Вас отложить выполнение важной задачи. Так ли это?
15. Сможете ли вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Обработка результатов:
Подсчитывается сумма набранных баллов:
0–12 баллов – слабая сила воли;
13–21 баллов – средняя сила воли;
22–30 баллов – большая сила воли.
Приложение 2
Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции»
(А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман)
Инструкция. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Текст теста
Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
Меня трудно отвлечь от начатой работы.
Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
Я всегда «гну» свою линию.
Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
Я считаю себя терпеливым человеком.
Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
Считаю себя решительным человеком.
С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
Испортить мне настроение не так-то просто.
Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
Переспорить меня трудно.
Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
Меня легко отвлечь от дел.
Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13.
Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
Общая шкала 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
«Настойчивость» 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
«Самообладание» 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-