Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: Сражение за деревню Крюково


Методическая разработка к внеурочному мероприятию посвящена теме «Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности».
Выполнила учитель истории и обществознания
Жукова Юлия Михайловна
Работа рассматривает проблему самоидентификации школьника, проблему формирования патриотической личности.
Введение.
Данный урок посвящен проблеме формирования национального самосознания российского школьника. Мы сейчас живем в стране, которая находится на этапе становления своей государственности. Огромная работа была проделана за прошедшие годы, но и еще большие задачи стоят перед российском руководством в будущем. Современная реальность такова, что многие страницы российской истории пересматриваются и переписываются. Особенно в этом преуспели Западные страны и страны бывшего соцлагеря. Заслуги и победы наших предков принижаются и выставляются в совсем другом свете. Нас заставляют стыдиться нашего прошлого. Поэтому Правительство РФ поставило перед учителями задачу воспитания «Высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Воспитание детей рассматривается как комплекс методов, использующий не только образовательные учреждения, но и другие институты гражданского общества.
Современный учитель должен уметь воспитать в детях чувство гордости за свою Родину, за свою историю. Мы должны знать наше прошлое, принять прошлые ошибки, дабы больше не совершать их, и гордиться историей своей страны.
Тема:
Методическая разработка внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности « К 75-летию битвы под Москвой. Битва у деревни Крюково».
Продолжительность: 45 минут.
Аудитория: учащиеся 5-7 классов
Технологии: Microsoft Office Power Point (2003, 2007), Microsoft Office Word (2003), MovieMaker, Imovie.
Учитель: Жукова Юлия Михайловна
Цель:
а) изучение школьниками героической истории Малой Родины
б) приобщение школьников к сохранению памяти об истории и подвигах наших земляков
Задачи:
Создание условий для раскрытия творческого потенциала, развития исследовательской компетентности, самостоятельности, самореализации учащихся в процессе работы над проектами различной предметной направленности.
Воспитание гордости за историю своего села, уважение к жизни старшего поколения (взрослых и детей в годы войны)
Формы работы на уроке: беседа, сообщения учащихся, работа в группах.
Краткое содержание урока памяти (частично урок проходит в школьном краеведческом музее, где представлена экспозиция, посвященная Битве за Москву):
Организационный момент.
Представление исследования:
1) беседа
2) сообщения учащихся
III) Практическая работа (представление виртуальной экспозиции школьного музея).
Работа в группах
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение целей урока.
Слово учителя:
Дорогие ребята! В этом году мы отмечаем 75 лет Битвы за Москву. Самые ожесточенные бои проходили именно на нашей земле. Оккупация Солнечногорска длилась 24 дня. Бойцы красной Армии сражались буквально за каждый сантиметр земли, прекрасно понимая, что за спиной Москва, которую они не имели права отдать врагу…
Представление исследования.
Ход сражения за деревню Крюково (сообщения учащихся).
30 ноября 1941 г. подразделения вражеской 35-й пехотной дивизии при поддержке танков, продвигаясь со стороны Алабушева, около 13 часов захватили деревню Матушкино и создали угрозу окружения 7-й гвардейской дивизии, оборонявшей Ленинградское шоссе у Чашникова. Но дальнейшее продвижение врага по Ленинградскому шоссе было окончательно остановлено на перекрестке с Льяловским шоссе.
Из воспоминаний очевидца: «По шоссе со стороны Чашникова приближались немецкие бронемашины... Вдруг навстречу им двинулся наш танк. Дойдя до перекрестка, водитель на ходу спрыгнул в кювет, а через несколько секунд танк был подбит. Следом двинулся второй танк. История повторилась: прыжок водителя, выстрел противника, еще один танк загромоздил шоссе. Так образовалась своеобразная баррикада из подбитых танков. Немцы вынуждены были искать обход влево...»
Из воспоминаний комиссара 219-го гаубичного полка Алексея Васильевича Пенькова «К 13 часам немцы, сосредоточив превосходящие силы пехоты, танков и авиации, сломили сопротивление нашего соседа слева... <это 1077 сп панфиловцев> и через деревню Матушкино вышли танковыми подразделениями на шоссе Москва — Ленинград, полуокружив наши стрелковые части < 7 гв.сд>, и огнем танковых орудий начали обстрел огневых позиций <219-го артполка 7 гв.сд, который остался вне окружения>. В воздухе повисли десятки немецких пикирующих бомбардировщиков. Связь с командным пунктом полка нарушилась <командование в Чашникове — в окружении, немцы в Матушкино, пушки в Больших Ржавках, у «нашей» Никольской церкви>. ...Два дивизиона развернули для круговой обороны. Они расстреливали немецкие танки и пехоту прямой наводкой. Мы с Чупруновым и связистами находились в 300 метрах от огневых позиций батарей на церковной колокольне села Б. Ржавки <это колокольня нашей Никольской церкви>.. С наступлением темноты фашисты угомонились и притихли. Мы пошли смотреть поле боя. Картина для войны привычная, но ужасная: половина составов орудийных расчетов погибла, вышли из строя многие командиры огневых взводов и орудии. Разбито 9 орудий, 7 тракторов-тягачей. Догорали последние на этой западной окраине деревни деревянные домики и амбары...
1 декабря в районе села Б. Ржавки противник лишь изредка вел минометный огонь. В этот день положение стабилизировалось... Шло накопление сил и средств для организации следующего боя». 7 гв.сд из окружения пробилась ночью с 30 ноября на 1 декабря. Первым из вражеского кольца прорвался в районе совхоза «Красный Октябрь» (посредине между Крюково и Матушкино, у пруда Водокачка) 159-й стрелковый полк подполковника Е. Н. Стадуха. К утру 1 декабря вышли из окружения и другие два полка 7 гв.сд; дивизия заняла оборону в районе: высота 216,1 (600 метров южнее пруда Водокачка) — западная окраина села Б. Ржавки — Савелки (в глубину).
Два диалога 30 ноября 1941 г. (Гитлер — фон Бок и Сталин — Жуков)
Подлинную обстановку, сложившуюся в боях под Москвой к 30 ноября 1941 г., можно безошибочно определить по двум «диалогам»: 
1) командующего группой армий «Центр» фельдмаршала фон Бока с Гитлером и 2) командующего Западным фронтом генерала армии Жукова со Сталиным.
«Диалог» Гитлер — Фон Бок. 
30 ноября 1941 г. у командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала фон Бока раздался телефонный звонок. Звонили из Берлина.
— Фюрер хочет знать, когда можно будет объявить об окружении Москвы.
Бок потребовал к телефону командующего сухопутными войсками фельдмаршала Браухича.
Бок: Положение критическое. Я бросаю в бой все, что у меня есть, но у меня нет войск, чтобы окружить Москву. Противник понял наш замысел, и он сосредоточивает свежие силы севернее и южнее Москвы... Господин фельдмаршал, произошел огромный просчет. Командование сухопутных сил и сам фюрер, к сожалению, переоценили наши силы... Прошу доложить фюреру, что группа не может достичь намеченных рубежей. У нас нет сил...
Браухич: Но фюрер хочет знать, когда же падет Москва?
Бок: Что вы спрашиваете? Неужели вы не знаете, что здесь творится?
Браухич: Бок, вы отдали приказ о новом наступлении? Когда оно начнется?
«Диалог» Сталин — Жуков.
Шифротелеграмма Жукова в Генштаб:
«Верховному Главнокомандующему от 30 ноября 1941 г. Зам. нач. Ген. штаба генерал-лейтенанту т. Василевскому
Прошу срочно доложить Народному Комиссару Обороны т. Сталину план контрнаступления Зап. фронта и дать директиву, чтобы можно было приступить к операции, иначе можно запоздать с подготовкой.
Жуков 30.11.41 г.»
К шифротелеграмме прилагалась объяснительная записка (привожу фрагмент):
«Народному Комиссару Обороны товарищу Сталину
Объяснительная записка к плану-карте контрнаступления армий Западного фронта
1. Начало наступления, исходя из сроков выгрузки и сосредоточения войск и их довооружения: 1 ударной, 20 и 16 армий и армии Голикова с утра 3-4 декабря...
2. Состав армий согласно директивам Ставки и отдельные части и соединения, ведущие бой на фронте в полосах наступления армий, как указано на карте.
3. Ближайшая задача: ударом на Клин, Солнечногорск и в Истринском направлении разбить основную группировку противника на правом крыле...
4. Главная группировка авиации (3/4) будет направлена на взаимодействие с правой ударной группировкой...
Жуков Булганин Соколовский
30.11.41 г.»
Резолюция: «Согласен. И. Сталин» (ЦАМО, ф. 16А, оп. 947, д. 36, л. 70-72).
Практическая работа
Просмотр фильма «Виртуальная экспозиция школьного музея, посвященная 75-летию битвы под Москвой», снятый заранее ученицами 6 класса. Фильм озвучен учителями нашей школы. Также в фильме звучит музыка из к/ф «Белорусский вокзал» и песня «У деревни Крюково». Длительность фильма 5минут 30 сек.
После просмотра фильма обучающиеся вместе с учителем переходят в помещение школьного музея. Около экспозиции, посвященной 75-летию Битвы под Москвой , расставлены стулья полукругом. Дети рассаживаются. Учитель в середине.
Слова учителя:
НЕМЕЦКИЙ ПЛАН ЗАХВАТА КРЮКОВО
 Фельдмаршал фон Бок, намереваясь сделать Крюково центром плацдарма накопления сил для последующего броска на Москву, отдал приказ взять Крюково. Немецкий план овладения поселком и станцией Крюково предусматривал ударами с флангов окружить в районе Крюково подразделения 8 гв.сд или по крайней мере вынудить 8гв.сд к отступлению.
Один фланговый удар намечался из Баранцево через Каменку, другой — со стороны Матушкино. В районе между деревней Матушкино и совхозом «Красный Октябрь» разведка противника вообще не обнаружила регулярных частей. На штабной карте командующего 4-й танковой группой генерала Эриха Гепнера две стрелы — от Баранцево и от Матушкино — сходились у станции Крюково.
Бой начался утром 1 декабря неожиданным ударом по левому флангу Панфиловской дивизии, где оборону держал 1073 сп. Немецкая пехота на бронетранспортерах при поддержке танков совершила марш из Баранцево через детскую колонию и достигла Каменки. Наши саперы успели взорвать мост через Горетовку, но транспорт противника переправился через замерзшую неширокую речку.
Каменку защищала 2-я стрелковая рота 1073 сп: основные силы полка обороняли Крюково. Потеряв один из двух танков, под давлением превосходящих сил противника наши бойцы отступили в сторону Крюково. Каменка была взята противником утром 1 декабря, до 12 часов дня. Крюково в этот день удалось удержать.
Одновременно второй сильный удар в направлении станции Крюково противник нанес со стороны Матушкино вдоль Льяловского шоссе южнее пруда Водокачка, где оборону держал 159 сп 7 гв.сд. Здесь бой начался также 1 декабря утром. Противник не рассчитывал здесь на упорное сопротивление наших частей, лишь несколько часов назад вышедших из окружения. Ошибка ночной разведки дорого обошлась врагу. Командир 159 сп подполковник Е. Н. Стадух сумел сразу после выхода из окружения за несколько ночных часов построить оборону, поставив на танкоопасных направлениях бойцов с противотанковыми ружьями и организовав артиллерийскими средствами засаду.
Журнал боевых действий артиллерии 7 гв.сд от I декабря 1941 г. сообщает: «В этот день была отражена атака танков. Около 7 танков было уничтожено и, по непроверенным данным, 2 танка (подбитых) перетянуты в расположение 159 сп».
В политдонесении 7 гв.сд этот же бой описан с уточнениями и дополнениями: «В 10.00 1.12.41 авиация противника бомбила расположение штаба 159 гв. сп... В 11.00 танки противника атаковали передний край нашей обороны, но атака была отбита 159 гв.сп средствами ружей ПТО и артиллерии. В результате боя было уничтожено 12 танков противника (тяжелых и средних), из которых 2 танка перетянуты в расположение 159 гв. сп».
12 уничтоженных танков в районе совхоза «Красный Октябрь»! Вот это бой так бой! 159 сп занял оборону в районе пруда Водокачка, и временно переданный в 8 гв.сд, впоследствии активно участвовал в боях за Крюково.
То обстоятельство, что 159 сп выбился из окружения в районе пруда Водокачка, а другие подразделения значительно правее (через поселок Красный Воин — к селу Большие Ржавки), привело к территориальной оторванности 159 сп от остальных частей дивизии. Поэтому, когда 2 декабря 1941 г. прибывшая 354 сд сменила 7 гв.сд на участке обороны и 7 гв. сд переместилась на несколько километров правее (к Льялово), то оказалось, что нецелесообразно перемещать удаленно расположенный 159 сп, тем более под огневым воздействием противника. Поэтому приказом командарма-16 К. К. Рокоссовского 159 сп был временно подчинен 8 гв.сд, заняв место на правом фланге дивизионной линии обороны (от МТС до пруда Водокачка).
О выходе из окружения сообщается в оперативной сводке № 11 штаба 7 гв.сд: «Сходня, 500 метров севернее стекольного завода, 11.00, 1.12.41 г.
Части 7 гсд, выполняя приказ командарма-16, после упорных боев с превосходящими силами противника, отражая неоднократные атаки пехоты и танков, сосредоточились на рубеже: высота 216.1 — сев.-зап. окраина Больших Ржавок — Савелки...
В момент отвода частей на новые рубежи противник группами автоматчиков с легкими минометами при поддержке артиллерии с направления Льялово, Алабушево, Матушкино пытался отрезать пути отвода частей... Подавляя группы автоматчиков и артиллерии противника, неся потери в личном составе и матчасти дивизии, к 24.00 30 ноября прибыли в район сосредоточения и немедленно приступили к окопным работам занимаемых рубежей... Начальник штаба майор Малиновский, комиссар штаба бат. комиссар Кушак».
Слова учителя сопровождаются указанием на экспонаты музея (например, карту боевых действий в районе, или на картину «Бой за Крюково», которая находится в музее), либо демонстрацией самих экспонатов (например, оружие советское и немецкое, ящики пулеметные, газеты «Вечерняя Москва» от 7 ноября 1941 года и т.д.)
Работа в группах
Обучающиеся разделены на группы. Каждой группе заданы вопросы.
Первая группа: Как вы думаете, какую роль в Московской битве играет сражение за деревню Крюково?
Вторая группа: Что мы можем сделать для сохранения памяти об этом сражении?
Третья группа: Какое место занимает Битва под Москвой в Великой Отечественной Войне?
V. Обсуждение результатов работы групп
Выступление представителей от каждой группы с представлением результатов работы.
VI. Рефлексия
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что я расскажу другу или родителям о том, что узнал сегодня на занятии?
Использованные источники:
https://www.palindrom.su/ - статья о боях на Ленинградском и Льяловском шоссе.
http://gorod.tomsk.ru/ - песни о ВОВ
http://pobeda-mo.ru/panfilovec/ - сайт о Великой Победе
http://zhukova-u-m.wixsite.com/andr-museum - сайт Краеведческого музея МБОУ Андреевская СОШ
https://www.youtube.com/watch?v=3IAuRcOnJ5I&t=27s Виртуальная экспозиция школьного музея.