ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ«КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ
«КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»
Автор
Плотникова О.В., преподаватель химии ГБПОУ ВО «ВГПГК»
Предмет
Химия
Группа
Для всех групп1курса
Раздел
Органическая химия
Тема изучения
1.4 Кислородосодержащие органические соединения
Тема урока
Карбоновые кислоты (2 часа)
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Цель урока
Формирование-понятий карбоновые кислоты, функциональная группа, гомологи, номенклатура, изомерия карбоновых кислот; навыков грамотного выполнения и интерпретации химического эксперимента; умений проводить расчеты по химическим уравнениям; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
Основное содержание темы
Общая формула, функциональная группа, номенклатура и виды изомерии класса органических соединений « Карбоновые кислоты»
Термины и понятия
Карбоксильная группа, гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот; структурная формула; виды изомерии.
Образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки
Познавательные УУД:
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
Использовать знаково-символические средства для решения задач. Работать с моделями молекул (в виде формул) и химических процессов (в виде уравнений реакций).
Регулятивные УУД:
Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одногруппниками.
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Знать общую формулу, функциональную группу класса карбоновые кислоты, их номенклатуру и виды изомерии;
Уметь решать задачи на вывод молекулярной формулы органического вещества по молярной массе вещества;
Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательских работ и представления результатов;
Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
Организация образовательной среды
Ресурсы
Химический эксперимент
Расчетные задачи
Межпредметные связи
Формы работы
Информационный материал: Габриелян О.С. Химия: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с., [16] л. цв.ил.
Габриелян, О.С. Химия . 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. -3-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2013. -191, [1] с.:ил.
Батаев В.А. Справочник по органической химии: Учебное пособие для школьников и абитуриентов/ В.А.Батаев, Е.В.Батаева. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 255, (1)с.; ил.
Контрольно-измерительные
материалы. Химия: 10 класс/Сост. Н.П.Трегубова. – М.: ВАКО, 2011.-96с.
Интернет-ресурсы:
Строение и свойства одноосновных карбоновых кислот. Их получение и применение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Особенности физических и химических свойств карбоновых кислот, их применение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тренажер "Номенклатура карбоновых кислот"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивный материал:
карточки с тестовыми заданиями
Демонстрации:
Лабораторные опыты: Провести лабораторные опыты по изучению химических свойств уксусной кислоты
Определение формул карбоновых кислот.
Физика
Разделы «Атомно-молекулярное учение», «Закон сохранения и превращения энергии»
Математика
Разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Вычисления по пропорциям».
фронтальная (Ф);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
Технологическая карта урока 27. Карбоновые кислоты
Урок № 27
Тип урока. Урок усвоения новых знаний
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
познавательные
регулятивные
коммуникативные
личностные
1
2
3
4
5
6
I. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний
Приветствует и проверяет присутствующих.
Приветствует обучающихся.
Настраивает обучающихся
на учебную деятельность.
Визуально проверяет готовность класса к уроку.
Приветствуют преподавателя. Воспринимают информацию, сообщаемую преподавателем.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
Планировать свою деятельность
Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя
Формировать ценностные
ориентиры и смысл учебной
деятельности
2. Организует деятельность по актуализации понятий: «Карбоновые кислоты.
Строение карбоновых кислот. Функциональная группа карбоновых кислот.
Классификация. Номенклатура. Основные представители карбоновых кислот и их применение.
Свойства карбоновых кислот»
Предлагает ответить на вопросы:
-Дайте определение кислот.
-По каким признакам классифицируют кислоты?
- На какие группы делят кислоты по эти признакам?
- С помощью, каких веществ распознают кислоты?
-Приведите формулы кислот.
- Правила техники безопасности при работе с кислотами?
- Почему нельзя лить воду в серную кислоту для ее разбавления?
- Дайте определение термина «функциональная группа»
Слушают вопросы преподавателя (Ф).
Отвечают на вопросы преподавателя. Контролируют правильность ответов обучающихся
Вспоминают и анализируют сведения о кислотах, систематизируют информацию, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы, на которые хотят получить ответ.
Давать определение понятиям «кислоты», «классификация кислот», «функциональная группа».
Давать формулы кислот.
Приводить правила техники безопасности при работе с кислотами.
Обобщать понятия.
Осуществлять сравнение и классификацию.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Устанавливать межпредметные связи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одногруппников.
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения
Воспринимать на слух вопросы преподавателя и ответы обучающихся.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания.
Понимать единство естественнонаучной картины мира
Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни.
3.Мотивация и стимулирование деятельности студентов.
Предлагает ответить на вопросы
-Как Вы думаете связана ли тема урока с изученными ранее кислотами? Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос: о чем пойдет речь на уроке?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «карбоновые кислоты»?
Что вы знаете о кислотах?
Что нового вы ожидаете узнать на уроке?
Слушают вопросы преподавателя (Ф).
Отвечают на вопросы преподавателя
Записывают число и тему урока в рабочей тетради.
.
Устанавливать причинно-следственные связи
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одногруппников
Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одногруппниками
Развивать любознательность и интерес
4. Целевая установка. Предлагает ответить на вопрос:
«Какова цель нашего урока?»
Редактирует и озвучивает цель урока.
Формулируют цель урока.
Устанавливают причинно-следственные связи
Формирование умений целеполагания.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений
II. Основная часть(Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.)
Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний)
Объяснение темы происходит с применением презентации.
Организует работу по получению новой информации (Приложение1,)
Предлагает обсудить вопрос:
- Что же объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе органические вещества
Находят связь между новыми
и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала
Изучают материалы предложенных приложений
Заполняют таблицу в тетради (И)
Выводят общие формулы (структурную и молекулярные)
Называют вещества
определяют, что в составе карбоновых кислот имеется карбоксильная группа).
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация;
Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты;
устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одногруппников .
Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания.
Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками.
Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.
Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог
Понимать границы собственного знания и «незнания»
Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
2. Вводит новые понятия:
«Карбоновые кислоты-органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп- СООН
связанных с углеводородным радикалом» и объяснение этимологии термина «карбоксильная группа» как сочетание названий карбонильной и гидроксильной групп.)
Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения
«Карбоновые кислоты», «карбоксильная группа»,
Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков
Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения)
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одноклассников
Адекватно использовать письменную речь
Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира
Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки
3. Организует выполнение лабораторного опыта
Организует исследовательскую работу
Организует самостоятельные выводы обучающихся.
Проверяет правильность написания уравнений реакций. Записывает уравнение реакции кислоты со спиртом, называет класс полученного вещества.
Записывает формулу муравьиной кислоты в ином виде и выделяет альдегидную группу.
Демонстрирует опыт взаимодействия муравьиной кислоты с аммиачным раствором оксида серебра
и записывает уравнение реакции
«серебряного зеркала»
HCOOH + Ag2O = CO2 + H2O + 2Ag
Проводят опыты в парах по инструкции (Приложение 2 ) (П)
Записывают уравнения химических реакций
Делают выводы
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством преподавателя.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одногруппников.
Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).
Адекватно использовать речевые средства.
Строить монологическое высказывание.
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одногруппниками.
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Понимать значимость химических знаний в практической жизни.
Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира
Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
4. Организует закрепление нового материала
(первичную проверку понимания)
Организует взаимообучение в группах из 4 человек по тестовым заданиям
Предлагает выполнить задания
( Приложение 3.)
Организует проверку
выполненной работы
Выполняют задания в группе (Г)
Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения).
Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одногруппников
Осознанно строить речевое высказывание.
Слушать собеседника.
Адекватно использовать устную и письменную речь
Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира
5. Организует контроль.
(первичное закрепление нового материала)
Раздает распечатанные материалы для самостоятельной работы
Выполняют тест (И),
(Приложение 4.)
Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи.
Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира
III. Подведение итогов урока
Отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
Осуществляет рефлексию.
Мы изучили тему «Карбоновые кислоты», и я попрошу Вас закончить предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал..
Я научился.
Мне было легко.
Мне было сложно
Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения.
Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.
Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни.
IV. Домашнее задание
Преподаватель организует объяснение выполнения домашнего задания:
1. § 12 учебника О.С. Габриелян, И.Г. Химия 2-е издание, стереотипное.
2. Ответить на вопросы после текста параграфа.
3. Выполнить задание 6 с. 91
4. Решить задачу 10 с. 92
5.Выполнить самостоятельную работу: «Применение карбоновых кислот в профессиональной деятельности мастера сухого строительства»
ПРИЛОЖЕНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задание 1.
1.Определить функциональную группу
2. Составить молекулярную формулу каждой кислоты
3. Дать название каждой кислоте по международной номенклатуре
4. Вывести общую формулу
5. Дать определение карбоновым кислотам
6. Каково воздействие муравьиной и уксусной кислоты на человека?
7.Ознакомьтесь со свойствами уксусной кислоты
8,К какому классу принадлежат полученные вами вещества?
9.Соли уксусной кислоты – ацетаты. Соли муравьиной кислоты – формиаты.
10.В реакции со спиртом – сложный эфир.
11.Сделайте вывод и запишите в таблицу 1.
12.Как особенности муравьиной кислоты влияют на ее химические свойства?
Предельные одноосновные карбоновые кислоты образуют гомологический ряд. Первые его представители имеют тривиальные названия. Часто эти названия указывают на природный источник, откуда впервые была получена кислота. Так, муравьиную кислоту шведский химик Карл Шееле впервые выделил из муравьев, уксусная кислота входит в состав уксусу, масляная придает неприятный привкус прогорклому сливочному маслу, капроновая (от лат. capra - коза) найдена в козьем молоке.
Муравьиная кислота ядовита, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги. Даже очень небольшие количества этого вещества, содержащиеся в выделениях муравьев, чувствительны для человека.
Уксусная кислота тоже чрезвычайно опасна при попадании на кожу, поэтому необходимо соблюдать меры безопасности при работе с уксусной кислотой. Пораженный участок обработать раствором питьевой соли.
Таблица 1.
Гомологический ряд карбоновых кислот
Структурная формула
Молекулярная формула
Тривиальное название
Название по международной номенклатуре
HCOOH
CH2O2
муравьиная
метановая
CH3COOH
C2H4O2
уксусная
этановая
CH3 – CH2-СOOH
C3H6O2
пропионовая
пропановая
CH 3-CH2-CH2-COOH
C4H8O2
масляная
бутановая
CH3-CH2-CH2-CH2-COOH
C5H10O2
валериановая
пентановая
CH3-CH2-CH2CH2-CH2-COOH
C6H12O2
капроновая
гексановая
Общая структурная формула
R - COOH
CnH2nO2 или
CnH2n+1COOH
Примечание: В таблице 1 курсивом выделена деятельность обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задание 2.
Провести лабораторные опыты по изучению химических свойств уксусной кислоты.
Инструкция при проведении лабораторного опыта
Ознакомьтесь со свойствами выданной вам уксусной кислоты: отметьте ее цвет, запах, растворимость в воде. Пользуясь индикатором, определите кислотность приготовленного раствора.
Изучите отношение уксусной кислоты к магнию, оксиду меди (II), гидроксиду меди (II), карбонату натрия, этиловому спирту. Что наблюдается в каждом случае? Напишите уравнения реакций в тетради
Определите принадлежность полученных веществ к определенному классу
Выделите общие и особенные свойства карбоновых кислот
2CH3COOH + Mg = (CH3COO)2Mg + H2
акт.Ме соль
2CH3COOH + CuO = (CH3COO)2Cu+ H2O
осн. оксид соль
2CH3COOH + Cu(OH)2 = (CH3COO)2Cu+2 H2O
основание соль
2CH3COOH + Na2CO3 = 2CH3COONa+ H2O + CO2
соль соль
Соли уксусной кислоты -- ацетаты
Соли муравьиной кислоты – формиаты
HCOONa – формиат натрия
CH3COOH + С2H5OH = 2CH3COOC2H5+ H2O
спирт Сложный эфир
Вывод: для карбоновых кислот характерны все общие свойства неорганических кислот: они реагируют с активными металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Особенное свойство – взаимодействие со спиртом
Примечание: Курсивом выделена деятельность обучающихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Задание 3.
Ответьте на вопросы
С какой целью выделяют муравьиную кислоту некоторые животные ( например муравьи) и растения ( например крапива)?
Почему при укусах муравьев, пчел и ожоге крапивой рекомендуют пораженный участок обработать раствором питьевой соды?
Выполните задания
Назовите по международной номенклатуре следующие карбоновые кислоты:
а) CH3-CH(CH3)-COOH
б) CH3-CH2-C(CH3)2-COOH
2. Составьте структурные формулы следующих карбоновых кислот:
а) 2-этилбутановой кислоты
б) 3-метилпентановой кислоты
в) гексановой кислоты
г) 2,2-диметилбутановой кислоты
Какие из этих веществ являются изомерами? Определите тип изомерии
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Задание 4.
Тест.
Выберите правильный ответ
Вещество, формула которого C3H6O2 относится к классу
алканов 2) спиртов 3) карбоновых кислот
Формула метановой кислоты
HCOOH 2) CH3COOH 3) CH3CH2COOH
Функциональную группу –COOH содержат
Спирты 2) карбоновые кислоты 3) альдегиды
Гомологом пропановой кислоты является
С15H31COOH 2) C17H33COOH 3) C17H31COOH
Карбоксильная группа содержится в молекуле
Метанола 2) уксусной кислоты 3) уксусного альдегида
При укусе пчелы пораженный участок обработать раствором
Питьевой соды 2) спирта 3) уксуса
Для карбоновых кислот характерна изомерия
Положения кратных связей 2) углеродного скелета 3) геометрическая
С каким из металлов не реагирует уксусная кислота
Магний 2) серебро 3) цинк
Уксусная кислота реагирует с
Кислотными оксидами 2) несолеобразующими оксидами 3) основными оксидами
В реакцию «серебряного зеркала» вступает
уксусная кислота 2) муравьиная кислота 3) пропионовая кислота
·ЮђЗаголовок 115