Статья по теме Проблемы подготовки к ЕГЭ и пути их решения


Современные проблемы подготовки к ЕГЭ и пути их решения.
Единый государственный экзамен – это централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен. Он служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗы и СПО. ЕГЭ – это хороший показатель для поступления в ВУЗ на бюджетную основу. Успех обучающихся при сдаче ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно была проведена подготовительная работа. Она начинается после анализа результатов предыдущих сдач ЕГЭ. По данным официального информационного портала единого государственного экзамена в 2016 году отмечается тенденция улучшения результатов по обязательным предметам – русскому языку и математике. Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог для получения аттестата, сократилась практически в два раза по сравнению с прошлым годом. В целом это хорошие показатели, но проблемы подготовки к ЕГЭ не исчезают. Какие же это проблемы?
Во-первых, главная проблема в подготовке к государственным экзаменам на современном этапе – это недостаточная сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся. Все это происходит из-за того, что молодежь мало читает, а чтение необходимо для того, чтобы уметь правильно формулировать и излагать свои мысли. В современном же мире, когда социальные сети получили глобальное распространение, обучающиеся проводят много времени в социальных сетях, где читают статусы, где в новостной ленте предоставлены недостоверные факты. Обучающиеся в социальных сетях привыкли общаться молодежным сленгом, в итоге их речь примитивна. Они не могут правильно формулировать предложения, пишут с большим количеством орфографических ошибок, не умеют в тексте выделять главное. В заданиях государственного экзамена по гуманитарным предметам есть задания, касающиеся работы с текстом, где по данному же тексту приведены вопросы. У обучающихся возникают проблемы с выделением нужного предложения из текста. Встречаются также задания, где необходимо дать полный ответ на вопрос, привести какие-либо факты и опять перед экзаменующимися возникает проблема построения ответа.
Какой же выход из данной проблемы? Необходимо читать произведения художественной литературы, газеты для того, чтобы избавиться от вышеперечисленных проблем. Что же можно предпринять на занятиях? Читать тексты параграфов вслух, выделять и обсуждать главные моменты в тесте, а преподаватели должны лишь направлять мысли обучающихся в правильном русле. Ведь согласно требованиям новых стандартов ФГОС – преподаватель/учитель являются «тьюторами»[1], которые только направляют деятельность обучающегося в нужное «русло».
Вторая проблема, которую можно выделить при подготовке к ЕГЭ, это психологическая проблема. Любой экзамен – это стресс. Чтобы помочь обучающимся с ним справиться, нужно ознакомить учеников с процедурой проведения экзамена. Необходимо их ознакомить с бланками ЕГЭ и правилами их заполнения. Кроме этого на процедуру проведения экзамена отводится определенное время, с которым нужно правильно распорядиться следующим образом:  примерно 30-40 минут уйдет на заполнение бланков ЕГЭ и перенос ответов в бланки. Оставшееся же время идет на выполнение самих заданий, нужно отметить, что на выполнение заданий части 1 отводить 1-2 минуты, а на задания части 2 соответственно останется больше времени для размышлений и написания ответа.
Третья проблема - это проблема знакомства с форматом экзамена, знание структуры теста.
Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. (https://ru.wikipedia.org/)
И как показывает практика, отсюда возникают следующие проблемы:
отсутствие навыков тестирования;
ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ;
незнание статистики результатов ЕГЭ по выбранному предмету, т.к. типичные ошибки повторяются из года в год;
неправильное распределение времени на выполнение заданий.
Ещё проблема, которую можно выделить – это учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе. Невозможно сдать ЕГЭ, используя только учебник 10-11 кл.. Пути решения этой проблемы не представляют сложности в наши дни. В сети интернет можно найти много учебных пособий и методической литературы по конкретному направлению, большинство из которых доступны для скачивания.