Актуальные проблемы и пути совершенствования физической подготовки учащейся молодёжи.
Актуальные проблемы и пути совершенствования физической подготовки учащейся молодёжи.Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало многим лучше, а плохое изменилось и стало хорошим. Лукиан.
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство является одной из актуальных проблем.
Наш век- век значительных социальных, технических и биологических преобразований. НТР внесло в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им является регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. Развитие науки и передовой практики физического воспитания значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психологических процессов, происходящих в организме человека. Социально значимыми результатами физического воспитания являются физическая подготовленность и физическое развитие занимающихся, знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для физического самовоспитания, формирования ЗОЖ, культурной организации свободного времени. Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Всё это свидетельствует об острой и требующей срочного решения проблеме - низкой физической подготовленности и физического развития учащихся. Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Не вся учащаяся молодёжь понимает значение физического воспитания. Многие ограничиваются только посещением обязательных уроков физкультуры, игнорируя самостоятельные занятия. Это ни в коей мере может компенсировать недостаточность двигательной активности у учащейся молодёжи, в результате чего возникает излишняя полнота, отставание в физическом развитии, снижается умственная работоспособность. Поэтому по актуальности эта проблема должна занимать первое место по педагогике.
Современную цель национальной системы физического воспитания определяют как формирование физической культуры личности учащегося с учётом его индивидуальных способностей и мотивации. Физическая культура личности в обще-социальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укреплению здоровья, развитие физических качеств и двигательных навыков).
Социально-природная сущность феномена «Физической культуры» детементирует и высочайший уровень ответственности организаторов и исполнителей процесса физического воспитания, поскольку направленность их деятельности затрагивает жизненно важные параметры физического и психологического состояния человека с самых ранних лет его жизни и в самые потенциально небезопасные её периоды. Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного - быстрым, слабого - сильным, всегда жалующегося на усталость - выносливым, болезненного - здоровым. Конкретное содержание и направленность физического воспитания определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Физическая подготовка – вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной деятельности. Физическая подготовленность только один социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учёбы, если не поддерживается самостоятельно. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного формирования физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования. Главной предпосылкой достижения цели физической подготовки является опережающее нормирование у учащихся мотивационно–ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни и физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Осмысление практики физической подготовки в учебных заведениях и результативности этой деятельности показали что, прежде всего необходимо выделить комплекс организационно-методических мер. Как свидетельствует опыт многих учителей, отсутствие у учащейся молодёжи элементарных знаний о способах движения, конкретной физической нагрузке, которая присуща определённым физическим упражнениям, особенностях воздействия отдельных видов спорта на организм человека, тесно коллерируют с неумением осуществить самоконтроль вовремя занятий и неумением самостоятельно планировать таковые. Поэтому, первым из условий следует считать единство теоретического и практического компонента физической подготовки, включая пробелы параллельного формирования занятий и умений в сфере активных занятий физическими упражнениями. Второе условие – это внимание к рациональным срокам формирования умения, самостоятельно заниматься с одной стороны, к продолжительности занятий, которые позволяет получить реальную пользу, с другой стороны - к процессу в физическом состоянии занимающихся. Третьим условием, очевидно, может быть переход от жёсткой регламентации процесса физической подготовки к сочетанию и постепенному переходу от регламентированных занятий к занятиям самостоятельным.
Состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащейся молодёжи в России в целом вызывает обоснованную тревогу. Реальный объём двигательной активности учащейся молодёжи не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Практика, анализ состояния системы физической подготовки учащейся молодёжи, ровно как и данные научных исследований, дают чёткое представление о том, что в настоящее время (как и в прошедшие годы) делается акцент не на воспитание послушного исполнителя, ориентированного на соблюдение определённых требований или сдаче контрольных нормативов. Важнейшими условиями совершенствования педагогического процесса в ученых заведениях является чёткое осознание цели совместной деятельности ученика и педагога, переориентация учебно-воспитательного процесса, с воспроизведением образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у обучаемых осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому стилю жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Применительно к учащейся молодёжи образ жизни социологи рассматривают как систему основных видов деятельности, которая связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой раскрываются характер и мера активности молодёжи, степень реализации социальных функций. Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодёжи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. Участие молодёжи в сложной общественной деятельности, важнейшими компонентами которой являются производительная и внепроизводительная сферы, труд и свободное время, постоянно и динамично изменяет комплекс биологических, психофизиологических, социальных функций и состояний человека. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев бывает важным действенным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям.
Физический потенциал человека формируется прежде всего в первые два десятилетия жизни. Чем лучше организовано физическое воспитание в эти годы, тем выше уровень физической подготовленности взрослого человека, тем он лучше развит физически и закалён, тем выше его способность к адаптации, приспособлению как к быстро меняющимся, так и к монотонным условиям производства, к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, к умственным, физическим и психическим нагрузкам.
На протяжении многих лет в МОУ школе № 106 создавалась своя система физического воспитания учащихся, основу которой составили:
уроки «Физической культуры»;
внеклассные спортивно-массовые мероприятия;
плотное сотрудничество с Центром внешкольной работы «Крылатый»;
элементы большого спорта (занятия в учебных группах ДЮСШ).
МОУ школа № 106 ориентирована на работу по достижению стратегической, социально важной цели физического воспитания подрастающего поколения: достижения ими высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности, подготовки их к высокопроизводительному труду и эффективному выполнению воинского долга, формирования необходимых знаний, умений, навыков и устойчивой потребности к физической закалке и систематической тренировке.
Одним из важных факторов физического воспитания является наличие в школе большого спортивного зала, тренажёрного зала и спортивной площадки при школе. Серьёзное значение в школе придаётся оценке состояния физической подготовленности учащихся. Уровень подготовленности определяется путём тестирования учащихся, которое проводится два раза в году (в начале и в конце учебного года). Постоянный контроль уровня физической подготовленности учащихся показывает, что у учащихся развились такие физические качества как сила (динамометрия), выносливость, улучшилась работа дыхательной системы. Увеличились такие физические способности как: координационные, скоростно-силовые качества. При выставлении оценок главное внимание уделяется темпам прироста уровня физической подготовленности учащихся в течение года. Ещё одним важным элементом физического воспитания являются внеклассные спортивно-массовые мероприятия, проводимые ежегодно: «Весёлые старты», «Зарница», «Растём достойной сменой», «День здоровья», соревнования в рамках «Этно-фестиваля» и по волейболу. Наша школа тесно взаимосвязана внешкольной работой с ЦВР «Крылатый», также в спортзале школы проходят дополнительные занятия по волейболу и тренажёрном зале занятия под чутким руководством высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с производящейся системной работой совершенствования физической подготовленности учащейся молодёжи приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «Физическая культура», обеспечивает высокий уровень физической и спортивной подготовленности учащихся, помогает выявлению перспективных учащихся для специализированной подготовки, даёт определённые спортивные результаты. Это, безусловно, положительным образом отражается и на спортивных достижениях учеников и результативности моей деятельности как учителя. Другая возможность повышения эффективности физической подготовленности учащихся в школе – это физкультминутки на уроках, организация двигательного режима на переменах.