Этот опасныйвозраст.Материал для выступления на родительском собрании
Этот «опасный» возраст.
Вы возвращаетесь домой поздно вечером. В подъезде толпится группа подростков. В руках у одного из них гитара. На полу – пустая бутылка. Вы невольно втягиваете голову в плечи и стараетесь поскорее проскользнуть мимо компании. Знакомая картина. Ворчат старушки, ругаются, разыскивая своих взрослых детей, матери. Однако ничего не помогает, компании меняют место, перемещаются из подъезда в подъезд, но продолжают свои ежевечерние сборы.
Что гонит подростков на улицу? В чем ее опасная и притягательная сила? Так ли уж велико ее дурное влияние, как считают взрослые, где искать противоядие против соблазнов улицы?
Что говорят по этому поводу сами подростки:
«Куда идти ,- пишет Михаил из г. Горького, - по улицам просто не походишь. Первый встречный милиционер начинает глядеть на нас задумчиво. Тогда ищем сквер или подъезд, где можно спокойно поговорить обо всем».
« Поймите, нам очень нужны нежность, доверие, участие, самостоятельность. За этим идут в компании».( Юлия из Баку)
«Неужели вы не понимаете, что в подъезды нас гонит скука, обыкновенная мертвящая скука? Куда нам пойти вечером?» ( Сергей из Клина)
Итак, по мнению подростков, в компании их объединяют естественные и вполне безобидные побуждения – желание отдохнуть весело, нескучно провести свободное время, наконец, потребность пообщаться с друзьями, найти единомышленников.
Почему же в таком случае боятся этих уличных компаний родители, учителя, почему в школе и дома тратится столько сил и нервов, чтобы отвлечь подростков от улицы? Может, это всего лишь безосновательные страхи, связанные с массовым заблуждением взрослых?
Увы, бесстрастная статистика свидетельствует, что большинство преступлений несовершеннолетних (до 70%) совершается именно в таких неформальных подростковых группах. Известный криминолог А. М .Яковлев даже назвал такую группу «катализатором преступного движения несовершеннолетних». В отличие от преступных групп взрослых подростковые складываются стихийно, на основе общих интересов и времяпрепровождения и первоначально не ставят целью совершить преступление. Оно постепенно созревает в сознании подростков и совершается порою как бы помимо их воли и желания. Не случайно именно в отношении подростковой преступности возник спорный, не удовлетворяющий ни криминологов, ни психологов, ни публицистов термин «безмолвные преступления». Конечно, это далеко не точное определение, указывающее прежде всего на то, что данное преступление нельзя отнести к поступкам корыстным либо совершенным из побуждений мщения ревности других вполне объяснимых и понятных мотивов. За безмотивными преступлениями подростков стоят такие, на взгляд взрослых, несущественные мотивы, как «не хотел отставать от товарищей», «хотел показаться смелым», «не хотел , чтоб считали трусом» и так далее. Подобные мотивы свойственны более чем половине преступлений несовершеннолетних.
Еще одна существенная черта характеризует криминогенные подростковые группы: они всегда неоднородны по составу. Так, по данным исследователя К.Е.Игошева, около 13,3 % составляют подстрекатели и организаторы преступления и 87,7 % - рядовые исполнители. Причем, большинство совершивших преступление подростков относится к так называемым «нейтральным» и «раскаявшимся». Это те, кто не одобряет криминальное поведение и стесняется своих поступков, но нравственное сознание у них еще не сложилось окончательно, находится в стадии формирования, когда вероятность восприятия дурных и хороших норм поведения практически одинакова. Для этих подростков чрезвычайное значение приобретает ближайшее окружение, та социальная среда, в которой протекает их жизнедеятельность и которая фактически формирует их нравственное сознание.
Ближайшее окружение, или, как его еще называют, микросреду, подростка принято рассматривать в трех срезах: семья – школа – улица. При этом необходимо помнить, что подростку, как, впрочем, и взрослому, свойственна высокая степень избирательности в выборе предпочитаемой сферы общения. Как правило, люди отдают предпочтение тем, кто создает наиболее благоприятный эмоциональный тон и самочувствие, а это, в свою очередь, зависит от степени понимания и одобрения окружающими поведения, образа мыслей человека. Какой же должна быть и как фактически выглядит структура социальных связей подростка? Социальные связи благополучного школьника распределены в следующей последовательности: школа – семья – улица, однако у «трудных», как показали исследования, социальные связи значительно отклонены от нормы, для них характерна как бы перевернутая структура, первое место в которой занимает улица, а затем идет семья и школа.
По мнению психолога В.Ф.Кондратишко, современная детская безнадзорность, в подавляющем большинстве безнадзорность при живых родителях, характеризуется именно этой перевернутой структурой социальных связей, когда особое предпочтение подросток отдает окружению и тем нормам, которые культивируются в уличных компаниях. Улица имеет первостепенное значение для «трудных», ее мнением они более всего дорожат, ее общество более всего предпочитают, на улицу стремятся вопреки запретам, наказаниям, грозным предостережениям.
Время самопознания
Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, неустойчивость, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью. Подросток одновременно стремится к независимости и вместе с тем в большой степени подвержен чужому влиянию. Он может быть груб, резок со своими близкими и тем не менее остро нуждается в их участии, взаимопонимании, в теплом, дружеском отношении, он страстно желает быть взрослым, а сам еще не освободился от детскости. Он - крайний максималист: либо безрассудно любит и обожествляет предмет своего обожания, либо так же безрассудно ненавидит и не желает прощать ни малейшего промаха своему недругу. С
· подростками трудно и в школе и дома. Но взрослым надо помнить, что самому подростку еще труднее. Подростковый возраст – напряженное время становления личности, время активной социализации, когда идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые придется выполнять в будущем.
Те, кому близко приходилось общаться с подростком, не могли не заметить, как подолгу мальчики и девочки этого возраста могут стоять перед зеркалом, упорно приглаживая вихры, примеряя новое платье либо репетируя понравившуюся позу. Подросток пристально вглядывается в себя, в свое поведение, в свои отношения с окружающими. Кто я ? Какой я ? Каким должен стать? Эти вопросы неотступно сопутствуют процессу формирования личности и самопознания.
Подросток, юноша стоит на пороге великого выбора. Идет выбор нравственных критериев, внешнего стиля поведения, художественных вкусов и симпатий, выбор друзей и любимого человека, наконец, выбор профессии и своего места в жизни.
Человек, выбирая профессию, решает триединую задачу: экономический человек трудоустраивается. Человек социальный выбирает профессию. Человек духовный ищет смысл в жизни.
Закладывается фундамент не только профессиональной биографии и служебной карьеры, но и основа социального, духовного облика будущей личности. Необходимо решить вопрос «кем быть?» и в прямом, и в переносном смысле. Его человеческий и гражданский облик, его отношение к близким и обществу во многом будут зависеть от того, какие нормы и нравственные ценности он предпочитает, как сложатся его представления о дурном и хорошем, какие эталоны поведения возьмет он за образец.
Чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор, необходимо соблюдение по крайней мере двух условий: хорошо знать то, что выбираешь, и не менее хорошо знать себя. Без точной и верной самооценки, без знания своих сил и возможностей, слабых и сильных сторон, трудно решить проблему профессионального и всякого другого выбора.
«В новое время человек становится чем-то в результате своих собственных усилий. Ведется спор внутри человека, какую из собственных возможностей ему выпустить на свет. Но призвание, которое становится результатом выбора, невозможно без самоанализа и оценки своих возможностей» И.С.Кон
Самооценка и самоанализ подростка крайне затруднены еще и тем, что у него не выработаны внутренние критерии оценивания, поэтому первостепенное значение для него имеет мнение окружающих. Внешняя оценка, мнение окружающих лежат в основе эмоционального состояния подростка. Он не может долгое время выносить сознания своей ущербности, своей «нехорошести» в глазах других. В таком случае либо вступают в действие компенсаторные механизмы, говорящие «я не хуже других», «я как все», «он сам – не лучше» и т.д, либо начинаются активные поиски новой среды, завоевание своего авторитета уже в этой среде, которое зачастую ведется в формах асоциального поведения. Кроме того может произойти и самое страшное – потеря самоуважения, утрата чувства собственного достоинства, возникнет неверие в себя и в свои силы.
Уважение к правам, желаниям и требованиям другого, осознание ценности и неповторимой индивидуальности человеческой личности вообще невозможны без самоуважения, без развитого чувства собственного достоинства.
Детская душа хрупка. Несмотря на ершистость иного подростка, его легко ранить, надломить, сделать замкнутым, недоверчивым. Проведенное исследование показало, что у подростков – правонарушителей и в школе и дома преобладают наказания. В школе их наказывают в 8 раз чаще, чем поощряют, дома наказывают чаще в 6 раз. В то же время у благополучных школьников преобладают поощрения.
На первый взгляд такая картина может показаться закономерной. Хуже себя ведут, хуже учатся – чаще наказывают, но не менее правомерна и обратная сторона вопроса: чаще подвергаются наказанию, поэтому и хуже себя ведут. Дело в том, что при частых наказаниях «трудный» отчаивается и не стремится утверждаться в коллективе за счет своих успехов, способом самоутверждения становятся негативные формы поведения.
Дерзость, хулиганство, противоправные действия служат в среде изолированных, педагогически запущенных детей способом самоутверждения.
Но в чем же все – таки суть самоутверждения? И как оно должно протекать у подростка?
«Утверждение себя как личности или процесс самоутверждения такое же изначальное свойство, как все иные первичные инстинкты, будучи существом по своей природе социальным, человек стремиться утвердить свое место в популяции» (А.Крон, роман «Бессонница»)
Личность, не раскрытая до конца, не имеющая возможности реализовать себя, свои скрытые творческие потенции, не только находится в морально угнетенном состоянии, в ней подавляются еще и биологические функции и процессы, в результате чего наступают преждевременное старение и болезни.
В самоутверждении преломляются глубиннейшие отношения личности и общества, личность доказывает свою общественную значимую ценность и полезность, общество создает условия для более полного раскрытия личности и выводит оценку ее заслуг.
Для «трудного» подростка, у которого неудачно сложилась учеба и отношения в коллективе класса, вся деятельная активность сосредоточивается в неформальной группе, в дворовой компании, и тогда уже никакие запреты и наказания не останавливают, и не предотвращают асоциальных форм поведения.
Если мы хотим добиться положительных результатов в своей педагогической деятельности, не метод принуждения, наказаний и запугивания должен быть главным. Нужно помочь подростку познать и раскрыть себя на практике, в деле опробовать свои склонности и способности , необходимы такие условия воспитания, чтобы в самых различных видах деятельности подрастающая личность могла проверить и найти себя.
15