Теория решения изобретательских задач
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.Автор- отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. РТВ – развитие творческого воображения.Курс РТВ – составная часть ТРИЗ
ТРИЗ - ПЕДАГОГИКА – человек : ТВОРЧЕСКИЙ и ТВОРЯЩИЙ АРСЕНАЛ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ СИСТЕМНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ТРИЗв дошкольном детстве -ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости,Подвижности,Системности,Диалектичности, Поисковой активности,Стремления к новизне,Развития речи,Развитие творческого воображения. Уникальность технологии ТРИЗв том, что она может быть использована в работеНачинающих педагоговОпытных педагогов,Педагогов, прошедших обучение по данному курсу. Метод контрольных ( наводящих) вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений…,Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ.В процессе метода используется «память» всех анализаторов ( тактильный, зрительный….) Методика проведения:В предшколе вопросы сложнее.Какие особенности? Чем можно заменить?Воспитатель дает подсказку (загадку), просит отгадать, что это за предмет. Например:«Соленый, зеленый, хрустящий, овальный, ароматный, мокрый…»(соленый огурец).(хорошо использовать модель схемы: среда обитания – части тела – характерные особенности – кто ухаживает – какая помощь и т.д.) Результат: Позволяет формировать представления о признаках предметов, явлений…,Развивает мышление, воображение, познавательную активность….. Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию.Сущность метода:Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения.Принятие идеи, или выдвижение следующей.Значимость метода:Развивает логическое мышление, Позволяет ребенку самому найти и смоделировать позитивную ситуацию. Метод каталога (нанизывание на нитку) Цель: Развивать навыки анализа и синтеза.Развивать творческое воображение, фантазию.Сущность метода:Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметовГруппирование предметов Методика проведения:Усовершенствование предмета за счет использования качеств других предметов Машина Часы (свойства)КруглыеХодятблестящие Галоши(свойства)Черные, БлестящиеУдобные, непромокаемые Группирование предметов Чайная посуда ложка кастрюля кружка сковорода пиала чашка блюдце Значимость метода:Развитие логического мышления.Развитие умений анализировать. Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать.Сущность метода:Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет).Виды «полей»Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное. Методика проведения:Воспитатель предлагает детям заменить (внести) действие любого «поля» для предотвращения неблагоприятного действия и получения благополучного результата.Например: Сказка «Три поросенка»1.Химическое поле:«Взял Наф-Наф дезодорант с запахом перца и разбрызгал его вокруг своего домика. Подошел волк к домику, да как начал чихать…..»2.Механическое поле: «Вырыл Нуф – Нуф вокруг своего дома глубокий ров, а по краю посадил шиповник. Пришел волк….»3.Аккустическое поле: «Расставил Ниф-Ниф вокруг своего домика звуковые датчики. Пришел волк, а датчики как завоют пожарной сиреной…..»Значимость метода: Развитие творческого воображения. Метод мозгового штурма Цель: Развитие быстроты мыслительных процессовСущность метода: Хоровые ответы детей; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика.Методика проведения: Воспитатель задает вопрос всем детям сразу. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем разбирает с детьми.Значимость метода: Позволяет активизировать мыслительную деятельность, дает каждому ребенку возможность высказать любое свое мнение (предположение) без оценивания ответа. Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памятиСущность метода:Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм»Методика проведения:Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий.В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день. СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ ЭМПАТИЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ МЕТОД СИНЕКТИКИ Прямая аналогия Цель: Учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?)Критерии прямой аналогии:По форме,По цвету,По структуре,По ситуации,По свойствам,По характеру, Игра «Цепочка слов»«ДОМ»Как печеньеКак елкаКак кубикБабушкинТеплыйДобрый Символическая аналогия Цель: Нахождение краткого символического описания задач или объектов.Задача или объект обозначается символамиСказка «Репка» Символическая аналогия Видом символической аналогии является ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ, в которой изображения еще более упрощены:Сказка «Репка Фантастическая аналогия Цель: Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду.Виды:По внешнему признакуПо характеруПо назначению Игра:Вы пришли в школу, а там нет учителя. Кого вы нарисуете вместо него?Бабу Ягу (лохматая, злая)Золушку (добрая, красивая) Фантастическая аналогия Игра «Творческая ошибка»Вспомните слова, которые вы раньше неправильно произносили.«Лисапед» - велосипед, на котором ездит только к лиса Игра «Творческая ошибка»Замените одну букву в слове другой«МЫЛО» – «ДЫЛО»Это такое мыло, которое моет до –дыр,-до локтя… Эмпатия - способность перенестись на место другого предмета или человека Младший возраст:Поиграть в «киску», «МАМУ», «бабочку»..Старший возраст:Я чувствую, что я превращаюсь-в ветерок,-в песенку,-в цветок.-Я-светлячок…. Игра «Точка зрения»Дети изображают не говорящие предметы , но говорят от их лица.«СТУЛ»Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли.«Колобок»Что чувствует Колобок когда лиса его съела?А что чувствует лиса, когда хочет съесть Колобка?А что чувствует дорожка в лесу, по которой катится Колобок? Сравнение живых и неживых объектов Цель: видеть общее и различие, что для чего принадлежит.Например:Заяц нарисованный и живой;Заяц и стол;Заяц и коробкаЗаяц и машинаЗаяц и дерево…Значение методов синектики: Развивают память, мышление, воображение. МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель:- активизация интереса,-систематизация знаний,- формирование понятий относительности КНИГА хорошо плохо МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ В ситуациях В размерах В количестве В отношениях В системах В пространстве Во времени ВИДЫпротиворечий МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Сущность метода противоречийВосприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)Методика проведения:Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Значимость метода: Понимание детьми противоречивости способствует воспитанию : качеств творческой личности,чувства справедливости, умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы, способности логически оценить свои действия. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Система – любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизироватьПодсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система.Надсистема- система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно.Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана:-Дерево (система)Группа деревьев (надсистема)Ствол, ветки, листья, корень (подсистема) СИСТЕМНЫЙ оператор зайчонокКаким был? заяцКто? Этапы:1этап - только по горизонтали 2 этап – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонокКаким был? заяцКто? ЗайчищеКаким будет? 3 этап- открываем экраны по вертикали(вниз) ЗаяцКто? Какие части тела? 4 этап- ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ(вверх) Среда обитанияГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? ЗаяцКто? Какие части тела? ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «пятиэкранку» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА Затем на «девятиэкранку»: 3 этап Надсистема в прошлом Среда обитания Надсистема в настоящемСреда обитания Надсистема в будущем Среда обитания 1 этап система в прошломКем был? система в настоящемКТО? система в будущемКем будет? 2 этап подсистема в прошломЧасти система в прошломЧасти система в будущемЧасти 3 этап Где можно встретитьЛес, парк Где можно встретить*Лес, парк Где можно встретитьЛес, парк 1 этап Что было?Росток* ДЕРЕВО* Что будет? пень* 2 этап ЧастиКорень, стебель, почки *ЧастиКорень, Ствол, ветки, листья. ЧастиКорень, коряга СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Метод «системного анализа» позволяет:Знакомить с частями «предмета»;Рассмотреть «предмет» в динамике;Увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте.Является одним из первых упражнений развития системного логического мышления. МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный);развитие воображения, моделированиеСущность метода в представлении о том, что все предметы состоят измножества маленьких человечков , и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам зависит состояние вещества. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить нужно приложить усилия.Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить.Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать. Этапы метода:Моделирование объекта, вещества;Моделирование процессов, происходящих с веществом;Моделирование процессов взаимодействия двух предметов ( + - соединение;- разъединение, 0 - нейтральное). МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Развивает познавательную активность;Развивает процесс углубления познания вещей, явлений и процессов;Знакомит с элементами диалектики: анализ, синтез, совокупность…Знакомит с формами и методами моделирования предметов, процессов, поведения. Стол Снег Колесо Кукла белый круглое нарядная холодный резиновое большая искрится надутое ватная Значимость метода: Развитие фантазии, словотворчества. Метод РВС Цель: Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представленийСущность: Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС:Р - размерВ - времяС - стоимостьЗначение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи) Метод морфологического анализа: Цель: овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Методы проведения: Предмет Качества, которые хочу… легкая прозрачная Быстрая 2-хместная Машина кабина Нана-материалы стекло Колесо руль пластик салон Прогнозирование –прием фантазирования, при котором будущее рассматривается на трех уровнях: Объект Функция(для чего нужен) Пример Отсутствуют недостатки Сохраняется Карандаши не будут ломаться нет Выполняется Рисунок на компьютере нет Не нужна ?
Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:1.Функция и противоречия в данном объекте;2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует);3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия?4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция?5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется?6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными) Методика использования загадок Цель: Овладение приемами анализа, синтеза, моделирования ситуации, развитие форм речевой.Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышленияМетодика проведения: Загадка- творчество, доступное детям с 4-5 летнего возраста.В процессе обучения используются приемы: Прием Цель Примечания На пороге страны загадок Создание интереса, побуждение к задумыванию сказки о стране Загадок Что вы знаете о стране Загадок?. А ведь это целая страна с горами, реками…А что такое река- загадка? Может ее нет?, а может все- таки она есть? Попробуйте ответить на этот вопрос сами. Город самых простых загадок Обучение систематизации предметов по признакам Чтобы загадать какой- нибудь предмет, его нужно описать по форме, цвету, сравнить размер с другими размерами, выявить материал из которого он изготовлен. Город Пяти чувств Обучение использованию своих органов чувств в качестве источников информации для решения задач. У человека 5 чувств – пять улиц в городе, по которым надо пройти: по улице Зрения, с завязанными глазами…(Слуха, Осязания, Обоняния, Вкуса). Город похожестей и непохожестей Развитие ассоциативного образного мышления, обучение сравнению предметов и явлений Пропуск в город – любой предмет, нужно задать вопрос: «На что она похожа?». В городе «загадочные предметы живут в кругу друзей, на которых они похожи»Похожие предметы не прячутся и с удовольствием рассказывают, что у них общего и различного с «героем сказки» Город загадочных частей Познакомить детей с понятием подсистемы (части предмета) В городе живут странные предметы: одни из них любят «разобраться», другие, только высовывают из окон свою часть. В городе ПОХОЖЕСТЕЙ и НЕПОХОЖЕСТЕЙ находятся улицы: Неоконченных картин, Молчаливых загадок, Разобранных предметов, похожих частей… Город загадочных мест Формирование понятия о надсистеме – окружении объекта, о том, частью чего он является В городе предметы рассказывают о том, где их можно отыскать. Город загадочных дел Формирование понятия о функциях предметов (главных и второстепенных, явных и скрытых). В городе живут предметы, которые кому- то служат; их названия говорят для чего они служат (расческа, скрипка, указка, будильник). А если придумать по этому же принципу названия другим вещам? –Затемнялки – шторы, Освещалки – лампочка…. Город противоречий Формирование понятия противоречие, обучение простейшим способам разрешения противоречий 1 шаг – научить видеть во всем положительное и отрицательное (улица Спорщиков); «Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». Цель: формирование логического мышленияМетодика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.«Да- нет- ки» бывают:-объектными - загадывается один объект;-ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;-числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали;-плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…);-объемная – предметы расположены в пространстве ( в этой комнате…); «Кит и кот»- прием конструирования сказок, в котором происходит замена одного героя на другого, созвучного по имени. Сущность: схожие по звучанию слова меняются буквами. Соответственно происходит и замена функций. Такое перемещение порождает противоречия. Так получается сказочная канва.1.Вариант «До - сказка»-прием придумывания новых эпизодов, которые могли бы случиться с героем2.вариант. «Сочинение новой сказки»- «Поиск источника сюжета»- дать детям задание ( на дом) придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой. Затем из самых понравившихся придумать сказку.-«Несказки»- выявить их основные функции и свойства; определить надсистемы и сопутствующие системы для героев. -Используя таблицу составим несказочные предложения герой Где встречается Что вокруг Чем занимается ворона В городеВ поле Люди, дома, машиныЗабор, пугало, зерно Летает, каркает, тащит блестящие предметы, клюет червяков, зерно корона На голове королевыВ музее Король, придворные, слуги, дворец.Музейные экспонаты, экскурсанты, экскурсовод Знак королевского отличияУкрашение -Превращение «Несказки» в «Сказку»Меняем линейки с именами героев и снова обращаемся к таблице:Ворона на голове у королевы..Корона в поле…-Развитие сюжетаРассмотреть выбранные ситуации и ответить на вопросы:Какая кому может быть от этого польза?Какой вред?Что подумают люди (звери, предметы) оказавшиеся рядом?-«Связка»Связать персонажи сказки.Связку можно осуществить через общую надсистему или посредника, место. При этом возникает ключевая задача сказки-«До-сказка новой сказки»Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом не вводим новые персонажи, а обходимся теми, что есть. Методика использования загадок Результат: отмена прямого репродуктивного метода обучения детей; овладение детьми сложными мыслительными операциями через решение нестандартных задач Спасибо за внимание!