Повышение уровня изобразительных умений учащихся, имеющих трудности в обучении
Тема: Повышение уровня изобразительных умений учащихся, имеющих трудности в обучении
Изобразительное искусство (ИЗО) так потому, что автор выражает свои мысли и чувства через изображения человека, животных, природы, вещей, узоров - через изображения всего многообразия явлений и предметов реального мира, и воспринимается это искусство посредством зрительного анализатора - зрения.
Урок ИЗО - это важный элемент развития познавательной деятельности ученика, формирующий эстетические взгляды на окружающий мир.
Педагогу необходимо воспитывать в детях человеческие чувства, способные воспринимать прекрасное и наслаждаться им. Интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства развиваются у человека как общественного существа, созданного и воспитанного обществом. Отражение ребенком, его психикой и сознанием всего многообразия предметов и явлений окружающего мира представляют собой познание объективной действительности.
Урок ИЗО позволяет детям узнать различные свойства окружающих предметов и явлений: их форме, величине, пространственном расположении, цветовой гамме, фактуре и т.д. В результате постоянного отражения объективного мира у детей развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер.
Урок ИЗО по своей природе, специфике представляет собой эстетическое освоение действительности, то есть отражение прекрасного, безобразного, низменного и комического.
Важное значение для детей имеют закономерности ощущения цвета: ощущения хроматических и ахроматических цветов, цветовой круг, теплые и холодные цвета, законы смешения цветов, явления цветового контраста, колорит и т.д. Задача педагога - научить детей правильно воспринимать цвета и использовать их в творческой деятельности.
Наблюдения на уроке ИЗО
В изобразительной деятельности просто необходимы наблюдения. Наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности.
Для детей активную, преобразующую роль перевода жизненных наблюдений, впечатлений, творческих "задумок" в художественные образы играет воображение, вместе с воображением в творческом процессе участвует зрительная память.
Задача педагога развить у детей навыки наблюдения, чтобы они могли сочетать их со своим воображением и использовать на уроке ИЗО.
Воспитание на уроке ИЗО
Урок ИЗО и деятельность педагога сопряжена с проблемой эстетического воспитания. Эстетическое восприятие направлено на формирование вкусов и идеалов личности, развитие эстетического восприятия явлений действительности и произведений искусства, художественно-творческих способностей.
Важнейшими задачами эстетического воспитания учащихся на уроке ИЗО являются:
научить понимать прекрасное и возвышенное, с одной стороны, безобразное и низменное с другой;
развить у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве;
создавать красоту в повседневной жизни и учебной деятельности.
Урок ИЗО, благодаря своей специфике, заключается в наглядно-образном отражении действительности, служит эффективнейшим средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания, средством формирования мировоззрения и идеальных убеждений у детей.
Задачи урока ИЗО
Урок ИЗО подразумевает выполнение следующих задач:
обучить учащихся основам изобразительной грамоты, сформировать умение пользоваться выразительными средствами рисунки, живописи, декоративно-прикладного искусства, композиций;
формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
ознакомить с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры;
научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы в произведении;
воспитать эмоционально-эстетическое отношение произведениям искусства, интерес и любовь к прекрасному;
развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
Если детей еще в школьном возрасте не учить грамоте ИЗО, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы, и многие учащиеся совсем отказываются рисовать.
Поэтому урок ИЗО обязывает учителю не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им всё новые и новые навыки рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной для них форме. Чтобы не пропал интерес к рисованию и не рассеивалось внимание, нужно использовать игровые формы активности детей. Особо активны и заинтересованы они на игровых уроках. После каждой большой темы по жанрам ИЗО (портрет, натюрморт, пейзаж) - итоговый игровой урок. Игры проводятся с целью зацепления и повторения изученного.
Заголовок 215