Конспект урока по литературному чтению на тему Рассказ Л. Н. Толстого Акула (2 класс)

Деева Елена Николаевна, учитель начальных классов
Урок литературного чтения во 2 классе
Программа «Перспективная начальная школа»
Учебник «Литературное чтение», автор Н.А. Чуракова
Тема: Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»
Цель: Организовать работу класса таким образом, чтобы школьники сами определили, с каким автором и произведением они будут знакомиться; на творческой основе организовать работу по ознакомлению с биографическим материалом; на поисковом уровне осуществить словарную работу; учить детей анализировать литературное произведение, проводить сравнительный анализ поступков героев, обучать умению вести диалог, отстаивать своё мнение.

Оборудование: по 4 карточки на каждой парте , портрет писателя Л.Н.Толстого, плакат «1928-1910гг», толковый словарь С.Ожегова.
Организационный момент.
Работа с карточкой №1.
Карточка №1
Николай Николаевич Носов
Лев Николаевич Толстой
Корней Иванович Чуковский
Этот человек – великий русский писатель. Он написал много книг для взрослых и детей.
Он основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их грамоте.
В данном перечне: «Краденое солнце», «Прыжок», «Огурцы», «Мишкина каша», «Акула», «Фантазёры» - имеется два произведения этого писателя.




У. Прочитайте запись на карточке и определите, о каком из трёх авторов идёт речь.
(Я думаю, что речь идёт о Л.Н. Толстом, потому что он написал много книг для взрослых и для детей, а Носов и Чуковский это детские писатели.
Также мы знаем, что Л.Н. Толстой написал «Азбуку» и учил по ней детей).
У. Какие из перечисленных произведений написали Носов и Чуковский, а какие принадлежат перу Л.Н.Толстого? Сформулируйте тему урока.
(К.И. Чуковский написал «Краденое солнце», Н.Н.Носов – «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазёры». Рассказ Толстого «Прыжок» мы читали на предыдущем уроке, значит, тема сегодняшнего урока: Л.Н.Толстой «Акула»).
Учитель на доске открывает портрет писателя и даты его жизни (1828-1910гг.)
Познакомимся с некоторыми сведениями из биографии писателя Л.Н.Толстого. Положите перед собой карточку №2. Я буду рассказывать сведения из биографии писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.
3. Работа с карточкой №2.
Карточка №2
Молодые годы Толстого.
Герои произведений Толстого.
Детство писателя.
Народная школа.




Учитель рассказывает:

Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать была очень добрая, ласковая женщина, горячо любившая своих детей. Она имела блестящее образование, чуткость к искусству, к музыке. Всё это старалась привить своим детям. Умерла княжна рано, когда Лёвушке не было еще и двух лет. Мальчик совсем не помнил её, но по рассказам членов семьи хорошо представлял себе «её духовный облик». Отец Толстого был участником Отечественной войны 1812 года. Умер тоже рано, когда мальчику было 9 лет. Отец запомнился Толстому добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. После смерти отца воспитанием детей занималась тётка. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.

В молодые годы Толстой учился в Казанском университете, увлекался медициной, сельским хозяйством, изучением иностранных языков, историей, музыкой, живописью и, конечно, литературой. Несколько лет служил в действующей армии и участвовал в военных действиях. В это же время он написал свои первые произведения, которые принесли ему известность. По увольнении из армии, Толстой приехал в Петербург и занялся литературной
В 1859 году писатель переезжает в Ясную Поляну. Здесь он открыл школу для крестьянских детей, сам обучал их и воспитывал, написал учебники «Азбука», «Новая азбука» и многие другие детские книги. Педагогика и любовь к своему народу, детям так увлекли Льва Николаевича, что он помог устроить ещё более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.

С бесхитростными рассказами, притчами про детей и зверей, про растения и зверей, баснями, сказками мы знакомимся ещё в самом раннем детстве. В каждом произведении Льва Николаевича происходит что-то интересное, необычное. И всё это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, мужественные и смелые. Они наделены оптимизмом и жизнелюбием.
У. Давайте проверим, как вы составили план. Называйте по порядку каждый пункт плана и расскажите, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя

Словарная работа.
У. В рассказе Толстого «Акула» вам встретятся слова и выражения, значения которых, возможно, будет непонятно. Давайте уточним их.

Работа с карточкой №3.

Карточка №3
Стоять на якоре
Артиллерист
Хобот
Фитиль
Ропот


Дети объясняют своими словами. При необходимости используют толковый словарь С. Ожегова.
Стоять на якоре – корабль стоит на месте, не движется.
Артиллерист – солдат, который стреляет из пушки.
Хобот – 1)нос в виде длинного трубообразного отростка у слонов, 2) поддерживающая часть у некоторых машин и механизмов, хобот орудия.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выраженное негромкой речью, в неясной форме.
У. По названию и словам, значение которых объяснили, попытайтесь угадать, о чём пойдёт речь в произведении «Акула».
Дети высказывают свои предположения.

5. Чтение произведения учителем со «стопом». Учебники закрыты.
Первый отрывок из рассказа – от начала и заканчивается словами «На корабле с нами было два мальчика».
У. Где происходит действие рассказа? Какая стояла погода? Как вы представляете себе купальню? Для чего её устроили? Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Второй отрывок начинается словами «Мальчики первые попрыгали в воду,» и заканчивается «Не выдавай! Понатужься!»
У. Что можете сказать о характерах этих ребят, об их физической форме?
Расскажите о чувствах отца. Предположите, как будут развиваться события дальше.
Третий отрывок заканчивается словами « поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста».
У. Как вели себя дети в воде? Что чувствовали люди, находящиеся на корабле? Каково было состояние отца? Как действовали матросы в экстремальной ситуации? Могли ли они помочь мальчикам? Как понимаете фразу:
«Визг этот как будто разбудил артиллериста»?
Что будет дальше?
Четвёртый отрывок заканчивается словами «потому что на минуту дым застлал нам глаза».
У. Правильно ли поступил отец, стреляя в акулу? Чем он рисковал? Что было бы, если бы отец не выстрелил? Какие черты характера отца проявились в этой ситуации? Расскажите о его чувствах после выстрела? Представьте себя на палубе этого корабля. Опишите свои чувства. Предположите, чем закончится эта история?
Пятый отрывок – до конца текста.
У. Почему ропот сначала был тихим, потом сильнее и, наконец, раздался громкий, радостный крик. Что почувствовал артиллерист в этот момент?
Понравился ли вам рассказ? Почему? Как вы думаете, это сказка или правдивая история?
Первоклассник Миша, прослушав, этот рассказ, сказал, что эта история делится на две части:
- Сначала всё было хорошо и весело, а потом стало страшно.
Вы с этим согласны?
(Выслушиваются мнения детей)
6. Чтение рассказа учениками. Анализ произведения.
- Какие разные по характеру части можно выделить в рассказе «Акула»?
(Эта история делится не на две, а на три разные по характеру части. Ведь после опасности всё хорошо заканчивается).
У. Найдите в рассказе «Акула» границу между частями.
Найдите и прочитайте фрагмент, когда вам впервые стало страшно за ребят? А когда ещё страшнее? Какой фрагмент самый пугающий?
Маша считает, что в этом рассказе главный герой – артиллерист, а Миша думает, что главные герои – мальчики, друг Миши Петя считает главным героем акулу, потому что рассказ называется «Акула»? С кем из них вы согласны? Почему?
Вернёмся к рассказу «Прыжок». Кто в этом произведении является главным героем – капитан или сын капитана? Почему?
Проследите по тексту рассказа «Акула», как меняются переживания старого артиллериста и его поведение. Чем старый артиллерист похож на капитана из рассказа «Прыжок»?
Почему рассказ называется «Акула»? Можно ли было предотвратить опасность? Как?
Работа в парах с карточкой №4.
У. Прочитайте три разных высказывания о рассказах Л.Толстого «Прыжок» и «Акула»

Карточка №4
- Эти два рассказа о мужестве и отваге!
- Я думаю, что эти рассказы о том, какую опасность могут представлять животные для людей в различных жизненных ситуациях, когда люди сами неправильно себя ведут!
- Эти рассказы о том, как отцы спасают детей, когда мамы нет рядом!



Как вы думаете, какое высказывание принадлежит Маше? Какое – Мише? А
что сказал Петя? А как думаете вы, о чём эти рассказы?
7. Итог урока.
У. Что полезного для себя взяли из произведения «Акула»?