Разработка урока по литературному чтению. Тема: Л.Н.Толстой Акула
Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»
Задачи:
Образовательная: организовать деятельность детей по ознакомлению с новым произведением.
Развивающая: развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса к чтению, к предмету.
Оборудование:
а) для учителя: конспект, наглядность, ИКТ.
б) для ученика: учебник.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися.
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение с достаточно полной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
Организационный момент.
Постановка целей
Подготовка к восприятию.
Предварительная словарная работа.
Первичное чтение текста учителем
Словарная работа
Чтение текста до конца учителем.
Физкультминутка
Чтение учениками
Работа с текстом.
Словесно рисование
Кроссворд
Тест
Итог урока
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Сегодня урок литературы у вас проведу я. Присаживайтесь.
Обратите внимание на доску.
Граф.Ясная полянаШкола для детей.- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?
-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого.
Сегодня я вам расскажу о писателе Льве Николаевиче Толстом. Слушайте внимательно, после рассказа я вам буду задавать вопросы и посмотрю на сколько внимательно вы меня слушали.
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении матери Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду.
Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Первый рассказ маленький Лев написал еще в детстве, им стало сочинение «Кремль», в котором он описал свои впечатление от первого посещения Москвы.
Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё мало было школ, дети бедных не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы. Тот кто правильно ответит на вопрос я дам медаль. Будьте внимательны.
Как полностью зовут Толстого?
В каком году он родился?
К какому роду принадлежала семья Толстого?
Сколько лет он прожил?
Чему он посвятил всю свою жизнь?
Когда Лев Николаевич написал свой первый рассказ?
Как называлось это сочинение?
Что он описывал в этом сочинении?
Какие науки изучал Лев Николаевич?
Что он сделал для бедных детей?
Молодцы, я вижу вы внимательно слушали меня. А сегодня мы с вами познакомимся с одним из его произведений «Акула».
Но сперва давайте посмотрим на экран. Нам даны слова. Кто знает их значение? Давайте прочитаем их по слогам, а затем полностью.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.Палуба – часть судна.Якорь – предмет для остановки судна.
- Где можно найти объяснение этим словам?
Кто из вас может объяснить значение этих слов? Молодцы, а сейчас давайте прочтем боле точное определение.
Теперь вы знаете точное значение этих слов и мы можем приступить к чтению. Внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
(читаю до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»).
Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
А чтобы узнать чем же все это закончится нам нужно дочитать до конца.
Но сперва давайте выясним значение еще нескольких слов, которые нам встретятся в рассказе.
Пронзительный визг резкий крик, протяжный. высокий
Фитиль шнур для поджигания пороха.
Ропот неясный шум, неясные, негромкие звуки.
Продолжаю читать.
Поделитесь своими впечатлениями о произведении. Понравился ли вам рассказ?
Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?Было ли вам страшно? За кого?
А как бы вы назвали это произведение?
Сейчас мы приступим к чтению, но сперва давайте немного отдохнем. Встали с мест.
Сильный ветер в лицо,
Освежающий бриз(шаги на месте)С моря гонит волну,
Разбивая о пирс.(наклоны в стороны)
Чайки с криком бросаются
В бездну воды,
(наклоны вперёд, касаясь пальчиками ног)
Чтоб упавшее солнце
Спасти от беды!(рывки руками вверх-вниз)
Ребята, а сейчас вы будете читать по предложениям пока я не остановлю и не попрошу продолжить другого. Будьте внимательны.
После чтения я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- Как вели себя люди на палубе?- Что происходило с мальчиками в воде?- Видели ли мальчики акулу? Почему?- Как описаны переживания отца?- Как он действовал?- Почему он так переживал?- Почему после выстрела он закрыл лицо руками?- Какие чувства испытали мальчики?- Кто же главный герой в рассказе? (Артиллерист, мальчики, акула?)
-Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
Можем ли мы назвать его сильным духом, мудрым,мужественным, опытным,находчивым, решительным,смелым, бывалым.
Молодцы. За правильные ответы я вам вручаю медали.
С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?
Можно ли сказать, что этот рассказ дал нам возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.
А сейчас давайте немного порисуем. Давайте подумаем какой момент нам нужно нарисовать?
Закройте глаза. Откройте. Посмотрите на рисунок. Что в нем не хватает? Правильно, красок.
Закройте глазки. Откройте, посмотрите какой красивый рисунок у нас получился.
А сейчас я хочу проверить как хорошо вы запомнили те слова,с которыми мы сегодня познакомились. Давайте решим кроссворд.
человек, стреляющий из пушки.
часть судна.
предмет для остановки судна.
резкий крик, протяжный. Высокий
шнур для поджигания пороха.
неясный шум, неясные, негромкие звуки.
В рот этой рыбе палец не клади,Смотри, за борт ты к ней не упади,Ведь эта хищница в один присестТебя возьмет и просто съест.
Это что за чудеса:Дует ветер в паруса?Ни паром, ни дирижабль По волнам плывет...
Молодцы, вы решили кроссворд и я вижу что вы были очень внимательными на уроке. А наш урок подошел к концу.
Сейчас я вам раздам тест. Он будет по вариантам. Напишите свои фамилии и имена. Приступайте к работе.
Давайте проверим. 1 вариант. Как ты ответил на вопросы. Молодец. Все остальные проверьте.
Теперь проверим 2 вариант. Что у тебя получилось? Верно. Остальные проверят и исправляют ошибки.
А наш урок подошел к концу.
С творчеством, какого писателя мы познакомились?
С каким произведением мы теперь знакомы?Спасибо за урок, передаем тесты на первые парты.
Спасибо за внимание. До свидание.
Лев Николаевич Толстой
1828
к богатому графскому роду
82
литературе
в детстве
«Кремль»
свои первые впечатления от посещения Москвы
Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину
Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
Ответы детей
читают по одному определению
дети высказывают свои предположения
ответы детей
предположения учащихся
читают предложения по цепочке
ответы детей
ответы детей
где мальчики плавают в море, а за ними плывет акула
к доске выходят по одному ученику и вписывают ответ
ответы детей
На доске слова:
Граф.Ясная полянаШкола для детей.
1 слайд Л.Н. Толстой
2 слайд слова без определений
3 слайд слова с определениями
4 слайд слова
5 слайд определения
на доске кроссворд
на доске белый лист
на доске рисунок, но без красок
на доске рисунок в красках