Разработка урока А.С.Пушкин.Евгений Онегин(конкурс 45 минут славы
Урок литературы9 класс
Тема урока: «Система образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Тип урока:
Изучение нового материала (усвоение новых знаний - знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала – построение схемы «Система образов в романе»).
Цель урока:
Через систему образов в романе, взаимоотношения персонажей показать тему личной трагедии главного героя.
Задачи урока:
- Овладение умениями и навыками работы с текстом.
- Развития образного мышления и речи, воображения, сравнения, обобщения.
- Способствовать формированию духовно развитой личности, самостоятельности мышления, творческих способностей обучающихся.
Методы обучения:
- Иллюстративно-словесный (статичные иллюстрации, слово учителя, объяснение, дискуссия).
- Практический (интерактивные задания).
Формы работы учащихся:
Основная форма, использованная на уроке – фронтальная (устный фронтальный опрос, одновременное выполнение заданий всеми учениками класса).
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс.
Место данного урока в теме, его связь с предыдущим уроком: на роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отведено 5 уроков. На первом уроке говорится об истории создания романа, происходит знакомство с главным героем, затрагивается тема личной трагедии главного героя, начинается анализ его взаимоотношений с другими персонажами. На данном первом уроке через систему образов вырисовывается чёткое представление об их месте в романе: кто главный, кто второстепенный герой. На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве А.С. Пушкина, о великом литературном наследии, которое он оставил после себя. Поэтому к анализу романа «Евгений Онегин» мы подошли поэтапно.
Структура и ход урока:
1.Организационная часть урока. Вступительное слово учителя. (2 мин.).
Сегодня мы с вами продолжим изучать творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, познакомимся с его выдающимся романом «Евгений Онегин», с историей создания данного текста, с героями, их взаимоотношениями.
2. История создания романа.
3. Слово учителя о романе. (5 мин.).
Действительно, роман «Евгений Онегин» - это уникальное произведение, в котором отражены все особенности той эпохи, того времени. Что интересно – здесь поэт выступает не только как поэт, но и как художник, делая рисунки (зарисовки) в черновом варианте текста. Вот один из рисунков: (учитель демонстрирует классу рисунок А.С. Пушкина)
Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни (утверждение В.Г. Белинского). С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Задача писателей-реалистов – показать жизнь такой, какая она есть. Герои показаны в реальных жизненных обстоятельствах, в условиях так называемой жизненной правды. Давайте познакомимся с героями данного текста, как представителями той эпохи, посмотрим, что их волновало, о чём они думали, к чему стремились.
4. Основная часть урока. Система образов в романе. Работа с текстом. (25 мин.).
1) Кого можно считать главным героем романа? Почему?
(Евгений Онегин – главный герой романа. Он присутствует во всех сюжетных линиях. О нём, о его жизни рассказывается в тексте).2) Глазами кого нам показан герой?
(Глазами Автора-повествователя, который не только повествует, но и сам является полноправным героем романа).
О Авторе мы поговорим позже…
3) А каким Автор показывает Евгения Онегина в начале романа? Давайте нарисуем словесный портрет героя.
(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант. )4) Кто такой dandy, франт, педант?
Словарная работа. (Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт. Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь. Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).5) Как он относится к обязанностям человека из «высшего света»: к посещению театра, бала, балета?
(Ему все балы, театры, балеты давно наскучили. Везде он зевает, хочет быстрей уехать домой. И дома тоже скучно, ему всё надоело, его мучает «русская хандра», «к жизни вовсе охладел»).Списываем и комментируем эпиграф с доски о Евгении Онегине:
Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и
пошлость жизни.
В.Г. Белинский
6) Какие взаимоотношения Автора и Евгения Онегина?
(Они приятели, Автору был симпатичен Онегин (начало романа), хотя они были во многом разные).
Получается, что Автор, повествуя о своих взаимоотношениях с Онегиным, рассказывает о себе, о своих увлечениях, жизненной позиции. Вот, что говорит об образе Автора в романе В.Г. Белинский (учитель зачитывает из первого задания только высказывание критика Белинского об Авторе.)
7) О чём же дальше нам повествует Автор? Куда направляется его герой в надежде избавиться от скуки?
(2 глава. Евгений едет в деревню, но и там скучает).8) Если в первой главе мы знакомимся с главным героем, то с кем же знакомимся во второй главе? Давайте нарисуем словесный портрет каждого из этих героев.
(С второстепенными героями: Владимиром Ленским, Татьяной Лариной, Ольгой Лариной – тоже молодые дворяне, но живут в деревне, вдали от города. Ближе к природному, естественному началу). Давайте составим схему, которую так и назовём: «Система образов в романе».
(В центре схемы – Евгений Онегин, вниз 2 стрелки – Татьяна Ларина, Владимир Ленский – от него стрелка – Ольга Ларина, а внизу объединяет все эти стрелки – образ Автора, который рассказывает и даёт оценку всем героям).
Из схемы видно, что главный герой романа – Евгений Онегин. Он типичный представитель светской молодёжи того времени. Молодость – это такая прекрасная пора! Но счастлив ли он?
(Нет, ему всё надоело, у него нет цели, семьи, друзей, он равнодушен ко всему).
Евгений Онегин – яркий представитель молодого дворянства, «высшего света». Бесцельный, равнодушный, носитель личной трагедии. Но это трагедия и всего общества, в котором он живёт. Задача писателя-реалиста – показать все проблемы этого общества, не приукрашивая их – с чем блестяще справился А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».
По 3 главе:
Как и для чего описывает автор быт Лариных?
Какое впечатление производит Татьяна Ларина? Почему в романе нет портрета героини?
Зачем Пушкин рядом с Татьяной показывает её сестру Ольгу? (строфа 5)
Какое впечатление произвела на Татьяну встреча с Онегиным? Почему? (Строфа 7)
Что даёт для характеристики героини её разговор с няней?
Прочитайте внимательно письмо Татьяны к Онегину. Как передано смятение Татьяны? Каким представляется ей Онегин?
5. Заключительная часть урока. Подведение итогов. (5мин.).
6. Домашнее задание. (5 мин.).
1. Подготовить характеристики героев : Онегина и Татьяны.
2. Подготовить выразительное чтение наизусть писем Татьяны и Онегина.