Урок литературного чтения в 3 классе Л.Толстой «Акула»


Предмет: литературное чтение
Класс: 3
УМК «Школа России»
Дата проведения: 26.10 2015
МОБУ «Амосовская СОШ»
1.Тема урока: Л.Толстой «Акула»
2.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятельности.
3.Задачи урока: - познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 
4. Предметные результаты: Предметные:
научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение);
Метапредметные:
познавательные: работа с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентирование в учебной и художественной книге; осуществление самостоятельного и целенаправленного выбора книги на основе заданного материала;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);
Личностные:
осмысливают базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагают собственные правила работы в группе
и на уроке в зависимости от формы урока
5.Оборудование урока:
1)проектор-компьютер;
2)презентация;
3) карточки для работы в группах, парах;
4) Цифры 5, 22, 82;
5) Портрет Л. Толстого
6.Литература: Литературное чтение 3 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2015);
Рабочая тетрадь
.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Мотивация к деятельности
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учи-
теля
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность
II. Актуализация имеющихся знаний
Речевая разминка.
(Слайд 2 )Я рисую море,Голубые дали.Вы такого моряПросто не видали!
-Прочитать текст жужжащим чтением.
-С восклицанием
Работа со скороговоркой (Слайд3) Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.
-Что значит «лавировали»?
Проверка домашнего задания
- С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться на уроке? ( портрет Л.Н. Толстого)
-Молодцы, но для того, чтобы узнать, как называется произведение, которое мы сегодня будем читать – необходимо раскрыть несколько тайн.
(Достаю из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю)
5
22
82
Спорт
Азбука
(Слайд 4)
-Что ещё вам запомнилось о жизни и творчестве Л.Н.Толстого?
-Чьи ответы наиболее понравились? Почему7Проговаривают с нужной интонацией.
Отвечают на вопросы учителя
В семье Л.Н. Толстого было 5 детей
в 22 года Л.Н. Толстой написал первую повесть
Л.Н. толстой прожил 82 года
писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
Регулятивные:
умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем и друг с другом
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
-Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила упражнения на морскую тематику?
- Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно и будет являться названием нашего произведения.
Достаю разрезанные карточки с буквами А К У Л А, креплю на доску, не по порядку. Вызываю учеников к доске, чтобы дети составили слово «Акула».
- Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Акула» ( Слайд 5))
- А что вы знаете об акуле
Отвечают на вопросы учителя
Сообщения детей об акуле.
- Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела при движении акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. Акула - это слово часто с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда, но очень редко, нападают на людей. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются, медузами, мелкой рыбешкой. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей
Регулятивные: формулирование задач урока с помощью учителя.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, содействие развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.
Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат
IV. Совместное открытие знания
Словарная работа
– В этом произведении вам встретятся новые слова.(Слайд7). Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.
Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Палуба – часть судна.
Якорь – предмет для остановки судна.
– Где можно найти объяснение этим словам?
Первичное чтение
-Внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
Читает.
– Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
Внимательно слушают.
Рассматривают иллюстрацию в учебнике.
Предметные: воспринимают смысл читаемых текстов.
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
Познавательные:
формирование лексических умений
V. Первичное закрепление во внешней речи
Беседа по содержанию прочитанного рассказа
– Понравился ли вам рассказ?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?
– Было ли вам страшно? За кого?
– Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
– Как вели себя люди на палубе?
– Что происходило с мальчиками в воде?
– Видели ли мальчики акулу? Почему?
– Как описаны переживания отца?
– Как он действовал?
– Почему он так переживал?
– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?
– Какие чувства испытали мальчики?
– Кто же главный герой в рассказе? Артиллерист, мальчики, акула?
Физкультминутка
Вдох глубокий, выдох полный,
Разгулялись в море волны.
Мы с приятелем вдвоём
Через речку поплывём.
Мы плывем с ним стилем брасс.
Здорово! Вот это класс!
Отвечают на вопросы
Выполняют движения.
Познавательные: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге.
Коммуникативные: умение вести диалог
Личностные: понимание ценности здоровья
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Повторное чтение
Анализ произведения с составлением характеристики главного героя
.Работа в тетради
– Ответьте на вопрос в тетради, работая в парах.
– Что вы думаете о старом артиллеристе? Какой он человек? Что вам в нём нравится?
На доске выписывают по одной характеристике от пары: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый, бывалый– Главным героем, конечно, является артиллерист, отец одного из мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков
Познавательные: использование простых речевых средства для передачи своего мнения, полное и точное выражение своих мыслейКоммуникативные– ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
VI. Включение в систему знаний и повторений
Какие приемы использовал автор?(Слайд9)
Описание-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает погоду, настроение людей.-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? Сравнение “…и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары”.-Что же вызвало тревогу? Зачитать эпизод.-Какой знакомый литературный приём вы увидели? Противопоставление.( Слайды 8-11)
Отвечают на вопросы. Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.VII. Рефлексия
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.
На доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы на уроке
Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
Дети приклеивают кораблики нужного им цвета. Регулятивные – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
VIII. Домашнее задание
– Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:
1) Пересказать текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2) Пересказать текст. Во время пересказа постараться голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или когда огорчаешься).
3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимают и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения