Материал на тему: Формирование УУД, как основа успешности обучения


Формирование универсальных учебных действий как
основа успешности обучения
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом стандарте для начальной школы.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, общаться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Сегодня целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний.
В настоящее время ценным является определить главную мысль текста, умение анализировать, определять, как новый материал связан с предыдущими темами, умение найти связь с темами следующих уроков, сделать выводы, понять то, как это может пригодиться в жизни. Теперь ученик должен не только иметь знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы. Формирование универсальных учебных действий является обязательным на всех предметах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Развитие универсальных учебных действий (далее - УУД) обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Что же такое "универсальные учебные действия"? В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока: 1. Личностные – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихи и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Для этого урок поэзии начинаю с мини-сочинений. Мини-сочинение "За окном - сентябрь" дети пишут перед чтением стихотворения А. Плещеева "Осень наступила", рассказывают, что они представляют, когда слышат слово снег перед стихотворением И. Бунина "Зимним холодом пахнуло". Много времени отвожу самостоятельному чтению "Читай самому себе". Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: "А вы видели…", "А я любовался…". Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов "Мне кажется…", "Я думаю…" 2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание,планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). 3. Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические навыки и умения.
4. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение. Уроки литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии "Педагогические мастерские в практике начальной школы", которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки. Например, на уроке чтения по рассказу Л. Толстого "Филипок" при работе над текстом дается задание по группам: 1- охарактеризовать мальчика, 2- охарактеризовать учителя, 3- назвать и охарактеризовать второстепенных героев, 4- определить главную мысль произведения. Или, урок окружающего мира по теме "Жизнь животных" проводится в форме пресс – конференции. - У нас в гостях бобр .Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов: - Как тебя зовут? - Где ты живешь? - Чем ты питаешься? и т.д. 
Важную группу коммуникативных ууд образуют действия, направленные на сотрудничество и согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Здесь идёт речь о готовности ребёнка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того ,чтобы настаивать на своём, навязывая своё мнение. Такая готовность является необходимым условием для необходимости детей сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
В развитии данных ууд хорошо помогает групповая работа, работа в парах. (Варежки).
Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки, взаимные задания групп. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определят функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Необходимо при этом поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведения аргументов.
Формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.
Моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. На уроках математики универсальным учебным действием является познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач (независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены) математических, физических, химических и других.
Уже в 1 классе на уроке обучения грамоте мы работаем над формированием познавательных УУД и осваиваем первые действия моделирования: это и «домик» (система), где живут гласные звуки, в котором почему-то есть свободные «квартиры» (еще не изученные звуки и буквы). А вопрос о том, куда бы поселить букву «я», становится главным для рождения гипотез, которые надо доказать. Построение урока по принципу «от общего - к частному», заложенного в системе развивающего обучения, обучение самоконтролю и самооценке, работа с различением звуков и букв, мягких и твердых звуков в звукобуквенном анализе, классификация звуков, выбор оснований для классификации, анализ, синтез и даже начальные пробы рефлексии под руководством учителя («почему у нас возник вопрос?», «что планировали получить, а что получили») - все на уроке в первом классе работает на освоение универсальных учебныхдействий.
Практически все разделы курса «Окружающий мир» могут быть изучены не только по материалам учебников, но и при активном использовании ресурсов Интернета. Это, прежде всего, электронные энциклопедии и словари, сайты естественнонаучных музеев, а также любые материалы в Сети, подходящие для получения информации по изучаемой теме. Мои ученики умеют пользоваться разными источниками информации.
Ученик может использовать свои предметные знания в других областях. А метапредметное умение можно применить к любой области знаний. Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Часто предлагаются ученикам парные задания, требующие коммуникативных действий, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального, т.е. максимально обобщенного, характера. Уроки литературного чтения, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах учебников часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Между тем, по сути, это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому (и может различаться в зависимости от того, к кому он обращен), описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Во всяком случае, для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Поэтому целесообразно практиковать выполнение таких заданий в парах или микрогруппах по 3-4 человека, когда ученики, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к другим школьным предметам. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. - показывает, что в таком взаимодействии детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такая учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.Воспитывая успешного человека, нельзя не сказать о принципе комфортности. Работа над продуктивными заданиями в парах и группах проходит в раскованной, стимулирующей к творчеству атмосфере. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы, и в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед. Таким образом, каждый ученик, выполняя подобные задания, включается в деятельность, становится партнером по общению, использует жизненный опыт, усваивает материал.
В процессе восприятия учащимися нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет этап актуализации, где формируется такое регулятивное действие, как сравнение способа действия с его результатом. Этому способствует выполнение различных заданий с рядом слов: поиск лишнего слова, выделение двусложных и трёхсложных слов, объяснение способа действия при делении слов на слоги, обозначение гласных звуков и сравнение своих результатов деления на слоги с обозначением гласных звуков (количество гласных с количеством слогов).
Следующий этап урока - выявление затруднений и постановка проблемы, на мой взгляд, самый важный, так как на этом этапе формулируется тема, определяются задачи урока, и, главное, происходит оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. От того, насколько будет организована работа на данном этапе, будет зависеть заинтересованность и успешность в открытии нового знания.
Самым сложным для ребят является поиск выхода из затруднения. На данном этапе предпочитаю организовывать работу в группах, так как она помогает приучить учеников спорить, высказывать свое мнение, отстаивать его. Для понимания и принятия учащимся учебной задачи предлагаю ознакомиться с планом работы: читаем и проговариваем каждый пункт. Прогнозируем результат: что должно у вас получиться? Затем ученики в группах выполняют задания, демонстрируя умение действовать по плану, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Заслушиваем результаты работы групп, фиксируем выведенное правило в речевой и графической форме, контролируя и оценивая процесс и результат деятельности.
На следующем этапе урока сопоставляем выведенные правила с материалом учебника, обнаруживаем несовпадения и выводим алгоритм переноса слов. При этом формируются умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контроль и коррекция: сопоставление, обнаружение отклонений и внесение изменений.
На этапе первичного закрепления нового способа действия возвращаемся к заданию, которое не могли выполнить в начале урока, и, проговаривая выработанный алгоритм, приходим к выводу, что слово не переносится, тем самым формируя действие оценки как констатации достижения поставленной цели. Далее предлагается задание для самостоятельной работы: одной группе учащихся - выписать слова, которые можно перенести, разделив их для переноса, другой группе - слова, которые нельзя переносить. Обращаем внимание, какие знания понадобятся, могут ли быть совпадения у групп? При выполнении данного задания у школьников формируются умение действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, а также действие контроля и коррекции.
Большое внимание на уроке уделяем этапу рефлексии, поскольку новое учебное действие зафиксируется только тогда, когда произойдёт осознание учащимися результата своей учебной деятельности. Для достижения данной цели предлагаем вспомнить, какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось их открыть?
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира иосновных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Проектирование уроков по формированию УУД - дело непростое, но сегодня - это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться , многократно переучиваться в течение всей жизни.