Статья Приёмы формирования навыков беглого, осознанного чтения.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Черепанова»


Индивидуальная образовательная программа учителя начальных классов
высшей квалификационной категории Журавлёвой Натальи Романовны

по теме:




Приёмы развития беглого, осознанного чтения
Этапы работы:
1.Сбор и изучение методической литературы по данной теме.                           
2.Изучение опыта учителей по данной теме.                          
3.Использование приёмов и методов совершенствования техники чтения на уроках. 
4.Анализ и подведение итогов. 

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать, т.к. образовательно-воспитательный эффект чтения книг прямо пропорционален результатам обученности, желанию и мнению читателя взять из книг всё, что она может дать.
Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой в школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.
Поэтому у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем - к чтению определённой литературы. Взяв за основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконин - Давыдова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, я разработала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
Цели обучения мне видятся в следующем:
- активизировать познавательную деятельность учащихся через уроки чтения;
- развивать интерес к чтению;
- прививать интерес к художественной литературе.
Исходя из этого Поставила, задачи:
- Обучение детей оптимальному чтению (к концу 4 класса - 120 с минуту);
- Учить умению работы с текстом и с книгой;
- Расширять знания учащихся об окружающем мире;
- Развивать речь, мышление учащихся, нравственно-эстетические чувства и художественный вкус.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВОЙ моего опыта являются следующие положения:
- обучение должно идти впереди развития;
- системность и целостность содержания учебного материала;
- включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.



Проверку динамики чтения и его качества веду регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, полугодия, учебного года.
Во 2 классе я начала использовать методику Зайцева В. Н., а именно ежеурочные пятиминутные чтения. Пятиминутки разнообразны, например, нужно дочитать до определенного слова или предложения, пересказать о чем прочитали. Использую ежеурочные чтения в течении всего полугода во 2 классе. Техника по классу увеличилась. (см. таблица 1).

№ п/п
Фамилия, имя
1 класс
2 класс



октябрь
декабрь
май
сентябрь
январь
март

1
Балде Вероника
13
27
39
39
60
65

2
Баранцева Саша
9
31
50
56
85
102

3
Барышникова Валерия
11
31
47
58
79
95

4
Бурлука Кирилл
61
74
-
109
132
154

5
Гашникова София
6
20
38
35
58
63

6
Гришина Милена
62
72
83
83
107
134

7
Губская Марина
30
40
43
-
64
69

8
Карих Денис
15
43
54
65
81
117

9
Карпенко Дима
14
31
44
52
67
70

10
Карпухина Виолетта
14
30
56
53
74
77

11
Константинов Кирилл
16
25
43
53
68
82

12
Козловский Влад
21
21
37
35
41
58

13
Кузнецова Полина
1
10
35
45
63
67

14
Кузнецова Яна
-
67
75
79
106
144

15
Кузьмин Лаврентий
57
76
84
-
103
149

16
Кулакова Ксения
-
52
57
60
68
88

17
Кучук Анна
6
30
49
66
79
113

18
Кушнир Григорий
19
36
53
55
91
126

19
Лушникова Елена
28
32
41
32
38
64

20
Попова Ксения
69
60
84
105
106
136

21
Потапова Полина
18
30
47
53
61
69

22
Прохорова Варвара
6
16
42
51
59
70

23
Пучкова Ульяна
37
43
50
57
81
90

24
Рыбцев Вадим
14
35
45
46
59
64

25
Санкина Анастасия
60
60
77
91
103
128

26
Симонович Валерий
6
31
53
-
93
92

27
Сосов Никита
13
25
43
57
78
81

28
Улихина Анастасия
28
47
49
57
62
109

29
Фёдоров Михаил
14
32
46
44
66
86

30
Подколзина Милана




124
152

Средний темп по классу
24
38
52
59
79
97


Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий).
Упражнения для развития техники чтения.
Чтение вслух.
Чтение про себя.
Чтение жужжащее.
Чтение хором.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
«Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
«Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.
«Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки». Чтение через слово.
. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
«Фотоглаз» На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

Упражнения для понимания смысла текста.
Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
Озаглавливание текста.
Деление текста на части, составление плана.
Определение темы текста, главной мысли.
Определение типа текста.
Подбор иллюстрации к тексту.
По иллюстрации определить содержание текста.
Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.
Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
Чтение для подготовки к пересказу.
«Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Распространение предложений.
Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
Составление кроссвордов по тексту.
Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
Составление ребусов к словам из текста.
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.
На графике мы видим, что линия среднего темпа по классу (синяя линия) движется вверх, не стоит на одной точке, что говорит о положительной динамике в чтении. Что приближает нас к достижению цели, а именно к концу 4 класса достигнуть высоких результатов.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Опыт использования системы упражнений свидетельствует о том, что она обеспечивает овладение устойчивым навыком чтения.

Литература, изученная в процессе работы над темой: 
В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.
Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период











«Приёмы формирования навыков беглого, осознанного чтения».


2016-2017 уч.год