Современные подходы к формированию каллиграфического навыка в начальных классах. Методика обучению письму Агарковой Н.Г.
Реферат на тему
«Современные подходы к формированию каллиграфического навыка в начальных классах. Методика обучению письму Агарковой Н.Г.»
Астрахань,2015г
План:
Введение
Методика формирования навыка письма: историография вопроса
Технология обучения письму
Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
Заключение
Введение
Письмо и письменная речь являются важными видами деятельности для ребенка, от которых зависит психическое развитие учащегося и успех продвижения его в учебе на всех последующих этапах обучения. А это, в свою очередь, позволяет сформировать у школьников познавательный интерес и положительное отношение к учебной деятельности.
Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (А.Р.Лурия, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, Н. Г. Агаркова). Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как только посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным (П. Л. Горфункель, Н. Г. Агаркова).
С самого начала освоения грамоты предметом осмысления для первоклассника должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.
Все предметы школьного курса требуют грамотного владения русским языком: высокой скорописи, техники чтения, умения четко излагать свои мысли, умения работать с текстами (выделять главное, находить объяснение конкретными предметами и явлениями), и главное, грамотно выполнять все это, именно с точки зрения орфографии.
Прочные знания в области русского языка, умение оперировать знаниями в процессе практики – вот конечная цель изучения русского языка на начальном этапе.
Успешность в чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствие парты (стола) росту ученика, удобства ее (его) конструкции для письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и другого. Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Бехруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. Хотелось провести обзор методики обучения Агарковой Н.Г.
Методика формирования навыка письма: историография вопроса
Методика обучения четкому и красивому письму разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.
Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв . Столь же важное значение в обучении письму придавал К.Д. Ушинский и первоначальным упражнением в письме элементов: «Основательное, ничем не пренебрегающее обучение постепенно ускоряет свой ход: учение, много пропускающее в начале, теряет гораздо больше времени на пополнение этих пропусков». Указания великого русского педагога не утратили силу и по сей день.
Большинство методистов при разработке вопросов обучения письму исходили из принципов поэлементного изучения букв. Так, в «Руководстве к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц» П.Е.Градобаева (1871 г.), есть указания о штрихах или элементах.
Методисты-каллиграфы более позднего периода (В.П. Вахтеров, Ф.В. Греков, B.C. Гербач, И.Е. Евсеев) разработали стройную систему поэлементного обучения детей письму. Каждый элемент в их системе выступает как четкое дифференцированное понятие и обозначается определенным термином, например: «прямая черта», «черта, закругленная снизу», «черта, закругленная вверху», «черта, закругленная вверху и внизу», «полуовалы», «левый овал», «правый овал».
В «Методическом руководстве обучения письму» (1899 г.) В.С. Гербач вывел ряд существенных дидактических требований, которым должен удовлетворять рациональный способ обучения школьников письму: а) возбуждение любознательности и охоты к учению; б) развитие самодеятельности и способности наблюдать, запоминать, сличать.
Автор считал, что обучение письму надо строить так, чтобы «ученики на основе изученных элементов выводили ряд букв, подлежащих изучению, сами разлагали их на части и определяли их взаимное отношение». Существенное внимание, по мнению B.C. Гербача, должно уделяться развитию способности учеников находить черты сходства и различия между буквами и подробно отличать каждую букву, прежде чем приступать к ее изображению. Следовательно, еще в конце прошлого столетия B.C. Гербач близко подошел к проблеме развития аналитико-синтетической деятельности детей в процессе обучения их письму.
Совершенствование методов шло с учетом закономерностей формирования графических навыков письма, удобства при письме, увеличение доли сознательности при их написании. Вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятий мебель - школьная парта профессора Ф. Эрисмана. В практику школы внедряются исследования ученых - гигиенистов А.С. Вирениуса . Методисты - каллиграфисты советского периода (Д.А.Писаревский, В.А.Саглин, Н.Н.Боголюбов) разрабатывая методику обучения детей письму в традиционном плане, считали, что воспроизведение букв на бумаге, обязательно должно подготавливаться написанием отдельных частей или элементов письменных знаков.
В 1969 году в школах Российской Федерации был введен упрощенный рукописный шрифт. Преобладающее большинство букв упрощенного алфавита по своим начертаниям приспособлено к безножимному письму шариковой ручкой, что способствует развитию навыков безотрывного скорого письма.
В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, метод Карстера и др.
Копировальный метод был введен в XIX веке и состоял в том, что учитель писал в тетрадях точками или бледными чернилами буквы и слова, а учащиеся обводили их, привыкая к форме букв. Такой прием обучения отнимал много времени у учителей и стал затруднительным при переходе на классную систему обучения. Очень эффективный данный метод для специальных целей в индивидуальной работе с детьми на ранней стадии обучения. Д.А. Писаревский считал, что умелое применение этого метода может дать определенный эффект при исправлении почерка учащихся. Примеры копировального метода в настоящее время мы находим в «Прописях», действующих в школе.
В современной школе применяется так же разновидности копировального метода - списывание учащимися с готового образца и воображаемое письмо или обведение над образцом.
Линейный метод тоже довольно старый метод. Он заключается в том, что дети сначала упражняются в начертании букв крупных размеров (8 мм) по двум линейкам с частыми наклонными линиями. Этот способ облегчает письмо букв, правильность их начертания, одинаковую высоту, одинаковое расстояние между элементами букв и отдельными буквами .Детям предлагается писать буквы крупных размеров по разграфленной сотке еще и потому, что этим они приучаются к правильным движениям пальцев.
Генетический способ. Он имеет ввиду обучение, построенное на постоянном нарастании трудностей при письме. Ввиду этого учащиеся знакомятся с письмом букв и их элементов не в порядке алфавита, а в порядке трудностей их написания. Ценность этого способа заключается в том, что при усложнении работы учащимся дается постепенно только по одной трудности, благодаря чему письмо усваивается легче и успешнее. Буквы при этом разбиваются на группы по составу сходных элементов.
Впервые о генетическом способе упоминал немецкий художник Дюрер еще в XVI веке. Он доказал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.
В традиционной современной методике порядок изучения рукописных букв в букварный период обусловлен системой обучения грамоте: ознакомление с буквами определяется букварем. Дальнейшее обучение письму (чистописание) проводится в генетической системе. Чистописание в этой системе рассматривается не как изолируемый предмет, тренирующий только движение руки: зоркости глаза путем «технических» упражнений, а в связи со всей системой обучения русскому языку.
Тактильный или ритмический способ - это письмо под счет (под такт). Тактирование содействует плавности движений, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, пишущих медленно, развивает четкость и решительность движений, дисциплинирует класс. Но при длительном и постоянном применении этого способа дети утомляются. У них притупляются интерес к работе. Ученый - методист Н.А.Федосова предлагает применять этот метод только после того, как дети усваивают начертание буквы, написав ее в тетради 2-3 раза, и с ориентировкой на пишущего в среднем ученике. Именно спокойный ритм помогает добиться плавного движения руки по строке и в дальнейшем дает плавное красивое и быстрое письмо. К этому выводу пришел еще К.Д.Ушинский.
Метод Карстера. В начале XIX века в школах Лондона стал применяться метод, предложенный английским педагогом Карстером. Этот способ ставил главной задачей выработку у учащихся на основе изучения физиологической стороны процесса письма четкой и красивой скорописи. Придавая большое значение развитию механизма письма при правильном положении и действии пишущего аппарата, Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера .По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей, т.к. многие почерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.
Технология обучения письму
Автор отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.
Прежде всего это, принципы:
поэлементного изучения;
одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;
логической группировки буквенных знаков.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.
Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который,
- во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет,
- во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.
Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
Перечислим наиболее типичные ошибки в написании букв.
Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например, петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради [19].
Ошибки, связанные с нарушением пропорций:
- вертикальных -- неодинаковая высота букв или их частей:
письмо грамота обучение первоклассник
- горизонтальных -- неодинаковая ширина букв и их элементов:
- пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв):
3.Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов -- ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м -- л, вместо д -- а.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам. Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:
а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном.
Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
а) недостаточная округлость полуовалов;
б) полуовалы закруглены чрезмерно;
в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
г) между полуовалами оставлен промежуток -- они не слиты.
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.
Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений - таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.
Список литературы:
1.Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.
2.Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.
3.Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, 2004.
4.Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -2001. -№8. –с.9.