Из опыта работы на тему Формирование графического навыка у дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОВЛАДЕНИЯ
ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКОМ
В РАМКАХ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Начало школьного обучения – один из самых сложных этапов жизненного пути ребенка. От того, как будут сформированы учебно-значимые навыки, насколько ребенок будет психологически готов к школе, зависит весь процесс дальнейшего обучения.
Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, имеет сложную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждой буквы.
Согласно данным психологов и физиологов, выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв, находятся на разной стадии развития. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоенною новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Ведущая роль принадлежит семье. Успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Анализ результатов мониторинга предшкольного образования позволил выявить основные трудности:
Недостаточный уровень развития пространственных представлений;
Низкий уровень развития мелкой моторики, недостаточная согласованность движения руки со зрительным контролем, наличие тремора.
Отсутствие навыков выполнения пошаговой инструкции.
Если дальнейшая работа с детьми не будет направлена на корректировку данных проблем, то это может привести к возникновению таких трудностей школьного обучения, как низкий темп письма, сложности в воспроизведении графических элементов, большое количество помарок и исправлений, зеркальное написание букв и цифр. Все эти проблемы могут способствовать перенапряжению ребенка-первоклассника, так как он будет нервничать из-за того, что не успевает и не получается. Страх перед школой, повышенная тревожность – плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень.

Недостаточный уровень развития графического навыка приводит к следующим проблемам:
Низкий темп письма;
Быстрая утомляемость;
Неровная линия;
Трудности в написании овалов;
Сильный нажим;
Несоблюдение размера графических элементов;
Несоблюдение наклона письма;
«Грязное» письмо;
Нежелание выполнять упражнения.

Для того, чтобы помочь ребенку без каких бы то не было проблем овладеть письмом, на этапе предшкольного образования необходимо уделить внимание формированию предпосылок овладения графическим навыком.
Выделяют следующие предпосылки овладения письмом:
Хороший уровень развития устной речи, произвольное владение ею, способность выделить последовательность звуков в слове;
Сформированность пространственного восприятия, ориентировка в понятиях «лево», «право»;
Развитие точных движений рук;
Сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.

Успешность формирования навыка письма во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Я обращаю внимание на правильную позу, положение ручки и правильную координацию движений, что позволяет сформировать правильную технику письма.

Как надо сидеть при письме?
Стол, стул должны соответствовать росту ребенка. Для праворукого ребенка стул стоит так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же отстоит на 7-10 см. от линии края стола. Для леворукого ребенка – зеркально симметричное.
Свое туловище ребенок должен держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча находятся на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на подставку для ног или на пол. Глаза должны находиться на расстоянии 20-30 см от листа бумаги.
Очень важно следить за правильной освещенностью рабочего места ребенка, свет должен падать на стол ребенка слева.
Важный предмет моего внимания - правильное положение листа бумаги. Лист, страница раскраски должны быть сдвинуты вправо так, чтобы нижний левый край листа находился на середине груди, по мере заполнения лист продвигается вверх. Тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела.

Как правильно держать ручку?
При коррекции навыка удерживания пишущего предмета особое внимание обращаю на следующие моменты:
- ручка должна быть на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
- расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки – 15 см.
При коррекции уровня развития графического навыка необходимо обращать внимание на то, что при рисовании, письме, раскрашивании лист должен оставаться неподвижным, а кисть руки – менять свое положение.

Как помочь ребенку избежать трудностей?
Подготовительную работу осуществляю в нескольких направлениях:
гимнастика пальцев и кистей рук;
ориентирование на листе бумаги;
формирование элементарных графических навыков.

Одно из самых первых умений, которое нужно развить – это умение начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении. Очень важно в этот момент отработать с ребенком понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева. Главное – фиксировать внимание на правильном направлении движения и основном требовании – линии должны быть равными друг другу.
При выполнении любых графических заданий необходимо учить детей расслабляться после каждого движения (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубоко вдохнуть-выдохнуть).
Необходимо последовательно отработать с ребенком навык рисования:
- прямых вертикальных линий;
- прямых горизонтальных линий;
- прямых наклонных линий.
Следующее умение, которое важно развить в ребенке – это умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными. Именно параллельность придает письму четкость, аккуратность.
Отрабатываю направление движения – все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз ( ), горизонтальные – слева направо ( ). Очень полезны в этом плане задания на штриховку.
Следующий момент – письмо полуовалов – верхних и нижних, правых и левых. Это очень важно как для развития моторики, так и для отработки положения руки с опорой на мизинец.
Особое внимание детей необходимо обратить на различие кругов и овалов. Овал – это результат законченного движения, в котором точка конца движения совпадает с точкой начала движения.
Одним из последних моментов подготовительной работы можно считать отработку умения рисовать зигзаги, плавно передвигая руку по листу бумаги. Очень важно научить ребенка свободно передвигать руку по листу бумаги слева направо.
И, наконец, последний из подготовительных видов упражнений, которые помогут ребенку успешно овладеть письмом – письмо печатных букв. Возможно, ребенок уже печатает на нелинованном листе бумаги, Это очень важно для развития ребенка. Но также очень полезно потренировать ребенка в печатании букв в тетради в «крупную» клетку. Почему это важно? Печатание по клеткам предполагает следование определенным правилам – заданной высоте букв, заданной ширине, а умение подчинить движения руки определенным ориентирам очень важно для будущего письма.
В ходе занятий придерживаюсь общих принципов занятий с ребенком:
особо фиксирую внимание ребенка на направление письма: слева – направо.
Подробно и внимательно разбираю траекторию движений руки при выполнении каждого задания, вместе с ребенком проговаривая движения руки.
Ни в коем случае не тороплю ребенка. Намного больше пользы будет при соблюдении принципа «Лучше меньше, да лучше».
Кроме того, нельзя забывать, что развитию руки способствуют и другие
занятия: игры с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка,
рисование, плетение.
Важно также иметь в виду, что успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебных качеств:
- способности принимать задачу;
- произвольной регуляции деятельности;
- зрительного анализа;
- навыков пространственной ориентации;
- зрительно-двигательной ориентации;
- обучаемости.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте педагогов с родителями. Это обеспечивает преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №57











ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОВЛАДЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКОМ
В РАМКАХ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Воспитатель Красненкова А.Ф.





2007 г.
15