Урок по литературе на тему «О братьях наших меньших» (9 класс)
Тема урока: «О братьях наших меньших»
Стихи Сергея Есенина
Образовательная цель урока: научить применять полученные знания на практике; закрепить умения и навыки написания эссе, анализа стихотворений, создания презентаций; формировать умение работать с различными источниками информации; помочь освоить тексты стихотворений в единстве формы и содержания.
Развивающая цель: совершенствовать умения работы с источниками знаний, умения высказывать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки; развивать эмоциональное восприятие текста, образное и аналитическое мышление.
Воспитательная цель: формировать читательскую культуру восприятия текста и понимания авторской позиции; вовлечь в активную деятельность на уроке; формировать гуманные качества личности.
Тип урока: применение знаний на практике.
Вид урока: урок-практикум
Возраст учащихся: 11 класс
Дидактический материал: распечатка отдельных стихотворений для урока, план анализа лирического произведения.
Оборудование: презентации, видеоролик
Ход урока
1.Эмоциональный настрой учащихся
Ученики представляют презентацию: две минуты «листается» фотоальбом Есенина, звучит песня на стихи Есенина. См.презентацию «Фотоальбом»
Вопрос авторам презентации: почему выбрали эту песню?
Вопрос классу:
В чем достоинство представленного материала? (высказывание своего мнения с обязательной мотивацией)
Слайд 2.
«Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказавши о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом - о себе самом» Лев Троцкий
Задание: Прочтите. Выделите главные слова ( «о себе самом»)
Совместное целеполагание
Слайд 3. Определим цели урока
Читать стихи.
Пытаться понимать мысли, настроение лирического героя.
Не бояться раскрыть свои чувства, высказать свое мнение.
Сделать вывод: как раскрывается личность Есенина в его стихах.
Поэтическая пятиминутка
Сдайд 4. Чтение стихов наизусть(например: «Край любимый! Сердцу снятся», «Запели тесаные дроги», «Разбуди меня завтра рано», «Нивы сжаты, рощи голы», «Я покинул родимый дом»
Устные высказывания учащихся по вопросам:
Какой темой объединены стихи?
Какие строки показались наиболее яркими, впечатляющими?
Как раскрывается личность поэта в стихах?
Слайд 5.Проверка домашнего задания. Эссе «Это звонкое имя Есенин»
Собрать тетради.
Одну-две работы прочитать вслух (Читают авторы по желанию)
Тема родной природы не единственная в творчестве Есенина.
Слайд 6. Выразительное чтение наизусть
отрывок из «Исповеди хулигана» ( «Я люблю родину, Я очень люблю родину!».. до слов: «Мне хочется вам нежное сказать»)
Определение темы стихотворения:
(Тема милой сердцу родины, детства, любви ко всему живому)
Слайд 7. С особой нежностью говорит поэт о «братьях наших меньших»,о своей любви к корове и собаке, о взаимной привязанности и понимании. «Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит»
-«Сорокоуст» - Презентация ученика сопровождается выразительным чтением наизусть. См. Презентацию «Сорокоуст»
Выразительное чтение наизусть:
-«Корова»
-«Лисица»
-«Ах, как много на свете кошек»
Беседа по содержанию стихов
-Определите тему, объединяющую стихи (гибель животных по вине человека)
-В чем особенности изображения животных?
(«Зверье» Есенина- не басенные аллегории, не изображение человеческих пороков или добродетелей, а «братья наши меньшие,» у которых есть свои думы, горести, заботы.
Поэт создает образы животных, показывая их как бы изнутри, в самый трагический момент жизни, в муках и страданиях).
-Как раскрывается личность поэта в стихах? (человек тонко чувствующий, сострадательный, искренний, умеющий «перевоплотиться», пережить трагедию, например, коровы, вместе с ней; талантливый поэт, умеющий обычными словами заставить дрожать человеческое сердце.)
Видеоролик «Песнь о собаке» ( авторская работа ученика)
-слушаем и смотрим;
-помолчим и «прочувствуем»;
-перечитаем беззвучно, каждый в своем темпе;
-попытаемся понять прочитанное:
Анализ стихотворения.
Какова тема стихотворения?
Как подчеркивается прозаичность происходящего?
Какими средствами эта будничность опоэтизирована?
В чем особенность композиции стихотворения?
Какими изобразительно-выразительными средствами достигается высокий эмоциональный настрой стихотворения?
Каков смысл названия стихотворения?
Как переданы чувства автора?
Какие мысли, переживания пробудило стихотворение во мне?
Слайд 8. О Есенине-поэте и человеке замечательно сказал М.Горький
«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»,любви ко всему живому в мире и милосердия»
-Прочтите высказывание.
-Подчеркните в цитате главное, по вашему мнению, слово(слова).
Согласимся, что никто до Есенина не писал о животных с таким состраданием и драматизмом.
Есенин -многогранный поэт. В его сборниках мы найдем стихи о «зверье», в которых раскрываются чувства и переживания человека при общении с животными.
Слайд 9. «Собаке Качалова»
- Выразительное чтение наизусть.
-работа над текстом.
1 группа Какими средствами языка рисуется образ Джима?
2 группа Как раскрывается душевное состояние лирического героя?
3 группа Какие чувства вызывает стихотворение у читателя?
Слайд 10. Подведем итоги.
Какие цели ставили?
Удалось ли достичь цели?
Слайд 11. Что сказал вам Есенин «о себе самом»?
Слайд 12. Домашнее задание
«Письмо матери»чтение и подробный анализ (уч.стр 104-106)
Индивидуально: презентация «Письмо матери»
составить сборник стихов С.Есенина с аннотацией
Наизусть:
«Не бродить, не мять в кустах багряных» (Егор)
«Мне грустно на тебя смотреть»)
«Заметался пожар голубой»)
«Шаганэ ты моя,Шаганэ»
«Я помню,любимая, помню»
«Кто я? что я? Только лишь мечтатель»
«Отговорила роща золотая»
«Не жалею, не зову, не плачу»
«Мы теперь уходим понемногу »
15