Роль занятий баскетболом в формировании личности подростка
Роль занятий баскетболом в формировании личности
Л.Ю. Мельникова
Баскетбол – одна из самых интересных игр с мячом.
Американский преподаватель физкультуры, профессор колледжа в Спрингфилде, в 1891г. Придумал игру, которую можно было проводить в закрытом помещении на относительно небольшом пространстве. Это игра получила название «баскетбол». Доктор Джеймс Нейсмит известен во всем мире как его изобретатель.
В первой игре использовали футбольный мяч, а вместо колец к перилам балкона по обе стороны спортивного зала Нейсмит прикрепил две простые корзины. На доске объявлений он поместил список из 13 правил новой игры.
Баскетбол прошел длинный путь и претерпел существенные изменения в правилах соревнований, технической и тактической подготовке игроков. Сегодня это один из самых популярных видов спорта в мире, которым занимаются от 400 до 450 млн. людей.
Укрепление здоровья при занятиях баскетболом
Правильная организация занятий мини-баскетболом необходимо для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика, плавание и т.д. когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Однако при этом следует соблюдать особую осторожность, так как, например, при выполнении упражнений на развитие силы с тяжелыми предметами в младших возрастных группа можно получить серьезные травмы, которые могут отрицательно сказаться на развитии физических качеств молодого игрока. Если занятия проводятся без учета физических возможностей молодого спортсмена и нагрузка окажется для него слишком велика, не исключена вероятность того, что он прекратит занятия. Постоянный контроль тренера-преподавателя над состоянием здоровья молодого игрока поможет избежать негативных последствий.
Развитие системы личных и общественных ценностей
Баскетбол способствует развитию у молодого спортсмена системы личных и общественных ценностей, что очень важно в образовательном процессе.
Персональная ответственность перед командой.
Очень важно у молодого спортсмена воспитывать чувство личной ответственности за успех команды. Очень важно, чтобы тренер подчеркивал значение взаимодействия игроков и так строил тренировки, чтобы каждый спортсмен осознавал свою ответственность перед партнерами и командой.
Соблюдение правил
При игре в баскетбол игроки должны соблюдать определенные правила: правила тренировок и правила игры, а также исполнять свои личные обязанности в команде. Учащиеся должны научиться работать слаженно, все вместе. Это один из важнейших образовательных аспектов при занятиях командными видами спорта, в частности баскетболом.
Уважение к другим
Занятия баскетболом – прекрасный способ научиться уважать других людей: партнеров, соперников, тренеров, зрителей, судей. Очевидно, что игра предполагает борьбу с соперниками ради победы, которая может достаться только одной команде, но при этом должно сохраняться уважение к ним как к спортсменам и просто как к людям. Тренер должен уделять особое внимание поведению своих игроков по отношению к соперникам: они не должны оскорблять их, но, наоборот, нужно помочь им подняться при падении, поговорить после игры, поздравить в случае их победы.
Тренер-преподаватель – всегда пример для подражания, поэтому ему ни в коем случае не следует оскорблять, высмеивать или унижать своих учеников, команду, противников, судей. На тренере лежит огромная ответственность за воспитание молодых игроков, и об этой ответственности он должен постоянно помнить.
Умение соревноваться
Уметь соревноваться и побеждать – это значит адекватно воспринимать победы и поражения, успех и неудачу, хорошее и плохое. Очень важно, чтобы команда молодых игроков приобретала различный соревновательный опыт, включающий в себя и победы и поражения, хорошие и плохие игры, и чтобы этот опыт помогал воспринимать победы со спокойствием, а поражения – с надеждой.