Опыт работы по программе духовно-нравственного воспитания в начальной школе: раздел воспитание на социокультурном опыте
Воспитание на социокультурном опытеМБОУ лицей №1 города Балтийскаhttp://aida.ucoz.ru
Социокультурное пространство – это:гражданская школа, где образование осуществляется на основе общих ценностных ориентаций родителей, учителей, учащихся;центр развития, адаптации и социализации учащихся через деятельностный подход к воспитанию и обучению учащихся;содружество педагогов, учащихся, родителей, общественности, представителей власти.http://aida.ucoz.ru
Задачи программы при создании социокультурного пространства:организация целенаправленной деятельности лицея по созданию оптимальных условий развития личности через освоение социокультурных ценностей;повышение роли и заинтересованности семьи в воспитании детей;формирование у школьников уважительного отношения к семье и осознание важной роли семьи;осуществление педагогического сопровождения семейного воспитания;приобщение социума к народной культуре, знакомство с традициями нашего народа;развитие творческих способностей учащихся.
Учебно-воспитательный план программы 1 класс{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ТемаЦелиЗдравствуй, школа!Достижение первого социокультурного результата: ПЕРВОЕ СЛОВО, подаренное людям. «Радуга дружбы»Развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим.Социокультурное наполнение категорий «МИР», «ШКОЛА», «СЕМЬЯ», «ЛАД», «СОГЛАСИЕ». «Мои близкие и родные люди»Развитие способности ценить каждое Слово. Достижение социокультурного результата: прочувствованное восприятие СЛОВА с большой буквы. Благодарение близких людей. «Семейный праздник»Социокультурное наполнение категорий «РОДИТЕЛЬСКОЕ СЛОВО», «УВАЖЕНИЕ», «ПОЧИТАНИЕ».«Слово «жить»Социокультурное наполнение категорий «ДОБРОЕ ДЕЛО», «ЛЮБОВЬ». «Моя родина»Социокультурное наполнение категории «образ родины».«Образ защитника Отечества»Социокультурное наполнение категории «ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА». «Первая книга в школе»Социокультурное наполнение категории «ПЕРВАЯ КНИГА». «Праздник в мире Книги»Развитие прочувствованного восприятия ПРАЗДНИКА ДУШИ.Развитие восприятия значимых результатов в работе «МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА».
Учебно-воспитательный план программы 2 класс{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ТемаЦелиМоя семьяВоспитание чувства ответственности за свою семью.Структурирование прошлого, настоящего и будущего в развитии семьи. Мой родВоспитание ответственности за продолжение рода. Родной очагВоспитание чувства любви к родному очагу.Социокультурное наполнение категории «ДОМ». Путь-дорогаВоспитание бережного отношения к природе. Развитие практических навыков подготовки к дороге.Развитие мысли о взаимосвязи города и деревни с природой и человеком, о том, что каждый может сделать для окружающей природы. Лес зимойВоспитание заботы об окружающей природе. Труд – дело честиВоспитание трудолюбия.Воспитание взаимопомощи и своевременности в труде. Праздник весны, добра и светаСоциокультурное наполнение категорий «СКАЗКА», «ПЕСНЯ», «СЛОВО», «ПРАЗДНИК».Семья Слова и ОбразаСоциокультурное наполнение категорий «СВЯТОЙ ОБРАЗ», «СВЯТОЕ СЛОВО», «ИКОНА».ХрамСоциокультурное наполнение категории «ХРАМ».
Учебно-воспитательный план программы 3 класс{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ТемаЦели«С верой приходит доброе дело»Воспитание бережного отношения к понятиям «ВЕРА», «ВЕРНОСТЬ».«Береги честь смолоду» Развитие лидерских качеств, прочувствованное восприятие категории «ЧЕСТЬ».«Мир и согласиедобрую надежду рождают»Социокультурное наполнение категории «СОГЛАСИЕ».«Довериедоброму опыту» Воспитание уважения к старшему поколению, социокультурное наполнение категории «ПОСЛУШАНИЕ». «Милосердие идет от любви» Воспитание милосердия. Социокультурное наполнение категории «МИЛОСЕРДИЕ»«Добрый человек в доброте проживет век»Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории «ДОБРОТА», мотивация на добрые дела. «Покаяние учит любви» Воспитание покаяния. Осмысление и социокультурное наполнение категории «ПОКАЯНИЕ» «Ум без разума — беда»Наполнение категорий «УМ», «РАЗУМ», «ЗНАНИЯ»«Вот и стали мы на год мудрее» Обобщение социокультурного опыта за третий год совместного труда.
Учебно-воспитательный план программы 4 класс{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ТемаЦелиПервый образ и его традицииОсмысление категории традиции ПЕРВОГО ОБРАЗА.Вера, Надежда, Любовь и София в сердце русского человекаОсмысление ОБРАЗА ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ каждым ребенкомВеликие чудотворные образыСоциокультурное наполнение категории «ОБРАЗ» в свете русских традиций«Образ Троицы»Развитие восприятия ОБРАЗА ТРОИЦЫ«Добро желаешь – добро и делай» Воспитание способности передавать Добро людям«Честь дороже жизни» Воспитание преемственности ТРАДИЦИИ СЛОВА ЧЕСТИ Слово родителейВоспитание бережного отношения к СЛОВУ РОДИТЕЛЕЙ.Осмысление ТРАДИЦИИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРШИМ.Единство русского духа Воспитание преемственности ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Развитие восприятия категории «РУССКИЙ ДУХ». «Сказка – правда, в ней намек» Воспитание преемственности ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ СКАЗКИ. Осмысление категории ДОБРА и зла В ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ СКАЗКИ.
Условия для реализации программы
Ожидаемые результаты:участие учащихся, родителей и общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию проектов, программ, благотворительных акций;развитие добровольческих инициатив лицеистов;укрепление связей между учреждениями образования, культуры, здравоохранения и предприятий, расположенных на территории нашего округа; обогащение традиций лицея;укрепление воспитательного потенциала образовательного процесса.
ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕРесурсный круг вместе с родителямиСоздание Первой КнигиСтраницы Первой КнигиКонкурс «Вечное слово»
Коллективные творческие проекты«Земля – наш дом»«Земля – наш дом»
ПРОЕКТ «НАШИ ПРЕДКИ»25 МАЯ 1952 года – Последний звонок семья Киселевых1950 год Прадедушка Руденко М.1950 год Прадедушка Руденко М.1956 год Семья Коломийцевых.Генелогическое древо Храмовой Е.