Урок окружающего мира по теме: Богатства болот 
Тема урока: Богатства болот.																				Цели: 												- познакомить учащихся с разнообразием растений и животных болота, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями;						- показать возможное негативное воздействие человека на болота;		- развивать экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости;									- воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.																										Ход урока:								1.Организационный момент.								2. Проверка домашнего задания.								3. Сообщение темы урока.										- Отгадайте загадку:									Все обходят это место,       Здесь земля как будто тесто;        Здесь осока, кочки, мхи        Нет опоры для ноги.                           (Болото)										- Сегодня мы отправляемся в путешествие на болото, узнаем, какие связи существуют в этом природном сообществе.						- Где, в России больше всего болот?  (В тундре)																		4.Работа по теме.										а ) Рассказ учителя.										 – Трудно найти человека, который выберет болото местом своих прогулок. Сырость, топь, множество кусающих насекомых, а может и кикимора болотная, которая хочет завлечь нас в гиблое место. Так что же такое болото, зло или добро, попробуем разобраться сегодня на уроке. Болота могут образовываться в пониженных местах, где накапливается и застаивается вода, местность заболачивается. Также болота образуются на местах зарастающих водоемов.  							Каждое болото по-своему интересно, их множество. 
- Раньше болото считалось гибельным местом, где нет ничего хорошего. Оказывается, и болота очень важны в природе. Осушим болота – уйдёт вода глубоко-глубоко в землю. Обмелеют наши реки, станут усыхать озёра, которые питаются подпочвенными водами. А лес? И лесу плохо придётся.		- А неспокойный мир хозяев болота- лягушек, конечно, тоже загрустит, если лишить их тёплого дома. В болоте для головастиков раздолье, да и комариками и мотылями можно вдоволь поживиться. Сколько же там укромных местечек для всевозможных насекомых- укрыться есть где, да и еды вдоволь. 												- Заросли растений вокруг болот, озёр служат местом жизни и кормления многих птиц, зверей.									- Осушать болота надо с умом да с опаской, строго зная, как это отразится на окружающих водоёмах и животных, не повредит ли им.			- Чем же ещё полезны болота? В них накапливаются огромные запасы торфа – сгнивающих в воде растений. Торф, когда его не высушат, используют для отопления. А можно и в почву	 добавлять: земля будет пышнее, и урожай богаче.										- Подумайте, можно ли болото назвать природным сообществом?															б) Работа с научной литературой 								– Ребята я вам предлагаю обратиться к научной литературе и попытаться определить важность болот. Прочитайте отрывок и сделайте вывод, чем важны болота.
“Болотом называется избыточно увлажненные участки суши со слоем торфа не менее 30 см, с особенным растительным и животным миром. Болота образуются в районах с влажным климатом, там, где неглубоко залегают грунтовые воды. Болото важное звено круговорота воды на земле, накопители и регуляторы пресной воды. Они, как губка, сохраняют влагу. Многие реки берут свое начало из болот. Когда много воды болота ее впитывают, когда наступает засуха – отдают воду рекам. Без болот многие реки мелеют и пропадают”. 
-Что важного 
·вы узнали из этого отрывка? 
-Чем важны болота для человека?
	в) Работа по учебнику, стр.26-28.								Учащиеся читают текст «Что растёт и кто живёт на болоте		   - Чем болото отличается от озера?							   - Какие же растения можно встретить на болоте?					- Какие ягодные кустарники?									- Какие птицы навещают, любят болота?							- Что можете сказать о животных и насекомых  болот?						г) Физминутка								По болоту мы идем,Очень осторожно!Мелкие шажки – раз, два, три.Легкие прыжки – раз ,два, три.Мягкая посадка – раз, два, три.
	д )Учащиеся читают текст «Чем важны болота», стр.28-29.				- Каково значение болот для природы и человека?				5. Закрепление полученных знаний.								а )- Расскажите по схеме процесс образования болот.				- Какое общее свойство есть у всех растений болот?					- Назовите наиболее распространённое растение болот. Чем оно отличается от других?											Рассказ ученика о росянке.								 - Как человек может использовать мох сфагнум? Расскажите о его значении по схеме.													б )- Назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах (рабочая тетрадь, стр.9 №15)								- Используя текст учебника, составьте цепи питания на болоте.			- Продолжите рассуждения (рабочая тетрадь № 16)					в ) О болотах можно узнать не только из научной литературы, но и из художественной. Прочитайте отрывок из рассказа М.Пришвина “Кладовая солнца”. 
“Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны маленькие листочки, и у листиков сидят мелким горошком чернички – черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью политым. Еще растет на болоте голубика кустиком – ягода голубая, ягода более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живут глухари, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только когда ее уже много собирается на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: “Вот кто - то клюкву рассыпал”. Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной Ягодиной зеленую ниточку со многими клюквинами. Захочешь и можешь вытянуть себе целое ожерелье крупных кровяно - красных ягод.”
- М.М. Пришвин называл болото “кладовой солнца” - из-за богатой растительности ).											-О чем вы узнали, прочитав этот отрывок?
-Найдите названия растений. 
-Пользуется человек ягодами, которые растут на болота?
6. Итог урока	.											-Какое же значение имеет болото для человека? 																		7. Задание на дом:										Учебник, стр.26-29, пересказ.									Печатная тетрадь, стр.9 №17. 
13PAGE  15
13PAGE  14215
15