Рабочая программа по географии География народных промыслов Центральной России 
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя  общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.
Рассмотрено:
Руководитель МО  классных руководителей
________________________
                   (Л.В. Симонова)
Протокол №_____________
от «_____»__________2015 Утверждено:
Директор МБОУ СОШ №2 
п. Добринка
___________________________
                             (Н.Н.Зиброва)
Приказ №_____________
от «_____»__________2015
Дополнительная общеразвивающая 
программа
художественно - эстетической  направленности
«География
 народных промыслов  
Центральной России»
для детей  13 – 14  лет (8 класс)
Программа рассчитана на 1 год  (35 часов)
Составитель: Фатеева Е.М.
Должность: учитель географии
Название  населенного пункта  в котором реализуется  дополнительная общеразвивающая программа:   п. Добринка,  Добринского района,   Липецкой области
Год составления:  2015                                                                                          
 
Пояснительная записка
Бесценное  наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края.                Содержание  данной программы предполагает формирование  у учащихся картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Это способствует накоплению творческого опыта учащихся в  знаниях и упражнениях по освоению специфики образного языка народного искусства (вариации); самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (импровизация) и художественной деятельности по выполнению  изделий по мотивам народных мастеров (повторение).  
 Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к  истокам народного творчества. 
Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Направленность программы художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников. Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка. 
Актуальность.
Актуальность программы  обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  предполагаемые цели и задачи.
Новизна
   Программа «Народные промыслы России» проводиться в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства,  технологии и ручного труда, географии.  Предполагает  использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий.   Практические занятия  будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах народного искусства. 
Цель и задачи программы
Цель: 
формирование целостной творческой личности во всем ее интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественно-творческой и эстетической деятельности. 
Исходя из данной цели, основными задачами  программы являются:
воспитывать позитивную атмосферу среди учащихся;
воспитывать умение работать в коллективе;
сформировать гражданскую позицию, патриотизм;
воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
Развивающие задачи:
Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства.
Способствовать усвоению  и расширению первичных знаний о разнообразии и специфике жанров народного искусства. 
Повысить общий культурный кругозор детей, навыки исследовательской работы, речь, интеллектуальные и трудовые умения. 
Обучающие задачи
Дать знания об  основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных,  историей их возникновения и развития.
Способствовать формированию образного  мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей  на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов. 
Обеспечивать овладение  элементарными умениями, навыками и способами  художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Воспитательные:
Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного  искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории,  народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка. 
Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).
Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.
Способствовать  возникновению   мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,  творческой самореализации учащихся.
Возраст детей 13- 14 лет. 
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа,  зачетный урок.
 Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
 Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения:
словесные - рассказ, беседа;
 наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; 
практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля
Предполагается  подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников, в основном, оцениваются устно. В результате работа,  выполненная по образцу изделий народных мастеров, создает условия для активизации детского творчества, и формированию положительного отношения к труду. 
Формы подведения итогов могут включать в себя:
Экспресс - выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы.
Творческие выставки – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе.
Тематические праздники – участвуя в подготовке и проведении народных праздников, дети показывают  свое мастерство.
Игры, конкурсы, викторины – используются,  как на итоговых занятиях, так и на обычных занятиях (как часть занятия). 
Программа рассчитана на одно полугодие  обучения из расчёта 1 час в неделю – всего 35 часов. Продолжительность занятий составляет 1 учебный час (40 минут).
Ожидаемые результаты  общеразвивающей программы
В результате изучения данного курса обучающийся должен:
                                                                      Знать:
-народные промыслы народов России;
-истоки зарождения промыслов в разных частях Родины;
-причины возникновения промыслов,
-центры народных промыслов,
-начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
-отдельные виды народных промыслов   и их центры, расположенные на территории России;
-значения слов:  народный мастер,  гончар,  ткачество, фон,  орнамент, симметрия, ритм,  эскиз,  узор,  роспись,  набойка, коллаж;-особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
-особенности различных материалов и  простейшие приемы работы  с ними (бумага, ткань, глина, дерево).
-название используемых в работе инструментов и приспособлений, их назначение; 
-правила планирования и организации труда;
-правила безопасности и личной гигиены.
                                                      Описывать:
-основные источники информации;
-особенности материальной культуры народов России.
                                            Называть и показывать:
- важнейшие места зарождения народных промыслов.
                                                      Уметь:
-изготавливать простейшие изделия и поделки.
-под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом; пользоваться кистью, красками, ножницами, линейкой;
-стараться правильно передавать простейшую форму, пропорции и основной  цвет предметов природы;
-применять основные средства художественной выразительности в декоративных композициях; составлять композиции  по собственному замыслу;
-выполнять узоры кистью, применяя основные приемы росписи в народных орнаментах;
-решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины и природных материалов;
-пользоваться простейшими приемами лепки.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации; 
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Регулятивные УУД:
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
адекватность и дифференцированность самооценки;
умение оценивать значимость и смысл   деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; 
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Реализация программы предусматривает
Обобщение результатов
Формирование банка данных
    Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.
Учебный план программы
№ Название раздела                    Количество часов Итого
теория практика Художественная культура – 
ведущий признак народа.  1 1
Народные промыслы
 Центральной России. 16 9 25
Промыслы родного края. 5 3 8
Всего 22 12 34
Календарно-тематический план
№ Название темы Дата
По плану По факту
Художественная культура –
ведущий признак народа. 1 час.
Художественная культура: ремесло, промысел. Народные промыслы  Центральной России. 25 часов. 2.  Изделия из эмали. 3. Изделия из глины. Посуда. 4. Изделия из глины. Игрушки. 5 -6. Практикум  «Лепка Дымковской игрушки».  7. Матрешка. 8. Практикум  «Эскиз матрешки». 9. Роспись по дереву. 10. Хохлома – символ России. 11 -12. Практикум «Хохломская роспись» 13. Жостовские подносы. 14. Папье – маше. 15 - 16. Практикум «Изготовление папье – маше». 17. Фарфор и керамика. 18. Гжель – знаменитая русская керамика. 19. Практикум «Эскиз «Гжель». 20. Плетение и кружево. 21. Вышивка. 22 – 23. Практикум «Основные швы». 24. Павлово – Посадские платки. 25. Резьба по дереву и кости. 26. Плетение: береста и лоза. Промыслы родного края. 8 часов
27. Липецкие промыслы. 28. Елецкое кружево. 29. Романовская игрушка. 30. Практикум «Лепка Романовской игрушки». 31. Липецкие узоры. 32. Половички из лоскутков. 33 – 34. Практикум «Половичок своими руками». 35.  Резерв. Содержание программы
Художественная культура –  ведущий признак народа. 1 час.
Предмет, цели и задачи курса. Актуальность изучения данного курса. Порядок изучения.
Средства изучения. Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.  
Народные промыслы  Центральной России.   25 часов.
Основные промыслы Центральной России: 
Изделия из глины.
Роспись по дереву.
Изделия из металла.
Изделье из папье-маше.
Кружево. 
Резьба по кости. 
Из истории ремесел. Основы мастерства. Отличительные признаки ремесел. Практическое применение изделий. География промысла. Основные центры. Выполнение эскизов изделий.
Промыслы родного края. 8 часов.
Основные промыслы Липецкой области. Елецкое кружево. Романовская игрушка. Липецкие узоры. Половички из лоскутков. Практическое выполнение изделий.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Интернет-ресурсы:
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"
http://festival.1september.ru/articles/510585/, http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по МХК и ИЗО.
Конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская игрушка.
http://www.art-olonya.ru/olony68.htmlНародные промыслы.
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html Народные промыслы.
Список используемой литературы
Абросимова А.А., Каплан Н.И. Митлявская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М. Высшая школа, 1984г.
География в школе.- №1, 1999г., №5, 2000г.
Гусарчук Д.М. 300 советов любителю художественных работ по дереву.- М. Лесная промышленность, 1985г.
Кузьмина М.А. Азбука плетения. - М.1993г.
Любимов В.С. искусство древней Руси.. – Просвещение,1981г.
Максимова М., Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. – ЭКСМО, 1996г.
Максимова М., Кузьмина М. послушные узелки. – ЭКСМО, 1997г.
Матвеева А.Т. Мозаика и резьба по дереву. – высшая школа, 1985г.
Романова А.Ф. Нестандартные уроки . География 8-9 кл. Народные промыслы России. – Учитель, 2000г.
Уткин Т.И, Кораева Н.С. Народные художественные промыслы. – Высшая школа, 1992г.
Ухин С.В. Секреты мастерства. Художественная обработка металлов. – М, Сталкер, 2005г
Программы внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение»; Работаем по новым стандартам . «Просвещение» 2011г.
Для обучающихся:
Васнецова Н.В. 365 советов мастеру.- М.2001г.
Воронков А.А. Умелые руки. – Просвещение, 1981г.
Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- ОДО  Хелтон, 2002г.
Чёрненький П. Земля наша Липецкая. – ЦЧ книжное издательство, 1974г.
Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное. – Молодая гвардия, 1984г.