Научная работа на тему Левши — правши. В чём отличие?
Научная работа по теме «Левши – правши. В чём отличие?»
Автор: Ганьжа Владлена 3 «в» класс.
Научный руководитель:
Кузьмина Надежда Владиславна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №7» г. Норильска.
Во все времена появление левшей было загадкой.
Где- то это считалось божьим подарком, в некоторых странах – умыслом злых духов.
В средние века в Европе левшей сжигали на костре – считалось, что сам сатана был леворукий.
На Руси левшей неохотно принимали в духовные учебные заведения. А Пётр I издал специальный указ, по которому "кривым, рыжим и леворуким" не дозволялось свидетельствовать в суде, "понеже Бог шельму метит".
Единственным народом, который увидел в леворукости не происки дьявола, а хороший знак, были древние греки.
Учитывая всё это, становится понятно, как нелегко жилось левшам во все времена.
Специалисты подсчитали, что примерно каждый десятый человек в мире является левшой.
Общее количество левшей, населяющих земной шар в настоящее время, больше 600 миллионов.
В Интернете я прочитала, что учёные до сих пор не знают точной причины появления леворукости.
Актуальность выбранной темы:
Люди-левши всегда вызывали особый интерес и любопытство у окружающих. Я тоже заметила, что вокруг меня встречаются разные люди: одни уверенно владеют правой рукой, а другие – левой.
Мне стало интересно - почему так происходит?
Различие между правшами и левшами только в том, какой рукой они лучше владеют, или в чём то ещё?
Этот вопрос меня так заинтересовал, что я решила исследовать эту тему.
Обьект исследования: учащиеся 1 – 4 классов МБОУ «Гимназия №7
Предмет исследования: - правосторонние и левосторонние признаки людей.
Цель:
выявить различия между левшами и правшами.
Задачи:
1. Выяснить особенности левшей и правшей на основе информации, полученной из книг и Интернета.
2. Выполнить практическое обследование леворуких и праворуких детей на основе опроса и тестирования.
3. Обобщить и проанализировать собственные наблюдения и полученные данные, сформулировать выводы по теме исследования.
Методы исследования:
Интервьюирование.
Анкетирование.
Наблюдение.
Гипотеза: Очевидно, левши и правши отличаются не только тем, какую руку они активнее используют, а так же деятельностью и мышлением.
Как я проводила исследование
В начале своего исследования, я решила узнать, кого называют левшой.
В Толковом словаре С. И. Ожегова мы с мамой нашли определение, что левша – это человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.
Из материалов Интернета я узнала, что левши отличаются от правшей не только тем, какой рукой они активнее пользуется, но и функциями головного мозга.
В Детской энциклопедии я прочитала, что головной мозг состоит из левого и правого полушарий.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление – работу со знаками и символами. Это изучение математики, иностранных языков, чтение и письмо.
Правое полушарие отвечает за творческое мышление – это восприятие музыки, живописи, танцы, фантазии и сновидения.
Так же я узнала, что левое полушарие управляет правой половиной тела человека, а правое полушарие - левой.
Отсюда следует, что у правшей доминирует (то есть более активно), левое полушарие мозга, значит, они должны быть успешнее в учёбе, а у левшей правое полушарие, значит, они должны быть более творческими людьми.
Чтобы убедиться в этом отличии левшей от правшей, мы с научным руководителем решили обследовать учеников начальной школы нашей гимназии.
Прежде всего, нужно было выяснить: сколько левшей учится в начальной школе, как они учатся.
Для этого мы, вместе с Надеждой Владиславной, составили вопросы для классных руководителей 1- 4 классов.
В результате опроса я узнала:
1). В параллели 1-4 классов обучается 341 учащийся, из них:
327 - праворукие, 14- леворуких.
Считается, что левши испытывают трудности при изучении математики, иностранных языков, так как у них доминирует правое полушарие мозга.
Мне стало интересно, где больше отличников - среди левшей или правшей?
У завуча начальной школы я узнала:
- всего в начальной школе обучаются на «4» и «5» - 157 учеников,
из них леворуких – 10, праворуких – 147.
-отличников в начальной школе 27, из них леворуких – 3, праворуких - 24.
Эти данные мы представили в виде диаграммы.
Вывод: мнение о том, что правши более успешны в учёбе, в нашей гимназии не подтвердилось.
Как уже говорилось, учёные считают, что у левшей доминирует правое полушарие и поэтому у них образное мышление.
Правшей называют «левополушарными» и соответственно у них доминирует логическое мышление.
В энциклопедии «Всё обо всём», мы нашла тесты, с помощью которых можно примерно определить, какой тип мышления у человека: логическое или образное.
Я предложила левшам и правшам разделить на группы, по любому признаку, девять слов: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. Результаты исследования:
В результате тестирования я выяснила, что десять левшей из тринадцати распределили слова по принадлежности к животному.
Это подтвердило, что у левшей образное мышление - они представляют животное и описывают его.
Восемь правшей из тринадцати распределили слова так:
животные – покровы - действия
Это подтвердило, что у большинства правшей доминирует логическое мышление.
Вывод: исследование показало, что мышление правшей отличается от мышления левшей.
В энциклопедии я прочитала, что левши от правшей отличаются не только ведущей ( т.е. более активной) рукой. Оказывается, у них разные ведущие нога, глаз, ухо.
Чтобы убедиться в этом, я провела исследование 13 леворуких и такого же количества праворуких учащихся.
Участникам исследования были предложены задания для определения ведущей руки, ноги, уха и глаза.
Исследование показало, что у леворуких детей в основном ведущими являются левые рука, нога, ухо, глаз. У праворуких детей в основном ведущими являются правые рука, нога, ухо, глаз.
Вывод: у левшей и правшей разные ведущие не только рука, но и нога, глаз, ухо.
Чтобы окончательно доказать, что отличие между левшами и правшами не только в том, какой рукой они активнее пользуются, я и Надежда
Владиславна обратились за консультацией к психологу нашей гимназии. Антон Васильевич предложил нам провести два теста:
1)тест «Фигуры». Он даёт возможность определить главные черты характера и особенности поведения тестируемого и тест «Дом, дерево, человек».
Тест «Фигуры». Испытуемым показывают изображения фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага.
Задание: выберите ту фигуру, про которую вы можете сказать: «Это – я!»
Результаты теста:
1)Десять леворуких детей из тринадцати, выбрали фигуры «круг» и «зигзаг». Результат теста подтверждает их творческие способности, образное «правополушарное» мышление.
2) Девять праворуких детей из тринадцати, выбрали фигуры «квадрат» и «треугольник». Результат теста подтверждает их логическое «левополушарное» мышление.
Вывод:
Большинство леворуких учащихся относятся к «правополушарным» мыслителям с образным мышлением
Большинство праворуких учащихся к «левополушарным» мыслителям
с логическим мышлением.
Исследование № 5 . Тест «Дом – дерево – человек».
Детям было дано задание нарисовать дом, дерево, человека.
Результат: Антон Васильевич проанализировал рисунки и сделал вывод о том, что рисунки левшей наполнены большим количеством деталей, они более чётко прорисованы.
Вывод: рисунки праворуких и леворуких детей различаются.
Во время проведения теста, нами было сделано маленькое открытие: десять левшей из тринадцати выбрали для рисования простой карандаш в розовой обложке. Причём, его выбирали и девочки и мальчики. Что это значит?
1) Я прочитала в Интернете, что розовый цвет выбирают творческие, чувствительные люди, какими левши и являются.
2) Я решила, что ученики-левши, не задумываясь, выбрали простой карандаш в розовой обложке, потому что они любое дело стремятся делать красиво, творчески.
Все ученики - правши выбрали обычный простой карандаш в чёрной обложке. Мы решили, что это результат их логического мышления: им дали задание нарисовать рисунок простым карандашом – они его выполнили, а какого цвета обложка карандаша - для рисунка не важно.
Вывод: это маленькое открытие показало, что левши выполняют любое дело более творчески, чем правши.
Подведём итоги исследования:
Изучив и сравнив результаты тестирования, я выяснила:
У левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое.
У большинства правшей преобладает логическое мышление, а у левшей – образное.
Почти у всех левшей ведущая левая половина тела, а у правшей – правая.
Результаты консультации психолога показали, что рисунки левшей отличаются от рисунков правшей.
Левши стараются работать творчески, правши – рационально.
Вывод: левши и правши отличаются не только тем, какую руку они активнее используют, а так же деятельностью и мышлением.
Наша гипотеза подтверждена.