Урок по Основам православной культуры Храмы



Конспект урока по курсу: «Основы православной культуры»
4 класс
Тема : « Храм. Знакомство с храмом Св. Архистратига Михаила
села Еленовка, Перевальского района»
Цель: познакомить учащихся с назначением православного храма и его устройством.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить обучающихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Обеспечить условия для осознания того, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.
3. Формировать представление охраме и его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов. Предварительная подготовка: посещение храма, беседа со священником.
Ход урока:
Эпитет урока:
«Как реки текут в море,
так души людей к Богу»
І. Организация класса
Учитель: Вот и снова мы вместе. Я очень рада вас видеть.
Ребята, прочитайте эпитет к нашому уроку. Задумайтесь над этими
словами.
Как вы их понимаете? (рассуждения детей)
Учитель: Вы правы. В минуту радости  мы вспоминаем о Боге и благодарим
его за всё.В минуту скорби мы ищем у Бога  утешения, поддержки, понимания.Мы спешим в Храм, чтобы увидеть глаза  святых, доверить  им свои думы.Именно поэтому так нужен нам Храм, вера в Бога.
II. Актуализация знаний обучающихся
- Приходилось ли вам бывать в храме?
- В каких храмах вы были?
- С кем вы ходили в храм?
- Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?
- Что больше всего запомнилось?
ІІІ. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм. Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. 
Храм Божий на горе мелькнулИ детским чистым чувством верыВнезапно на душу пахнул…Нет отрицанья, нет сомненья,И шепчет голос неземной:Войди с открытой головой!Войди! Христос наложит рукиИ снимет волею своейС души оковы, с сердца мукиИ язвы с совести больной…
 Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.
        В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
       Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
        Церковь — здание, в котором происходит христианское богослужение. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.
 Люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
      Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
 1.  Внешние особенности храма.
Учитель : Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест. (Ответы детей)
    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.
 По своей архитектуре  храмы бывают разные:
В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
      Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  
    Учитель : Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.( Ответы
детей)
     Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу
Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько
глав.
   - Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
( предположения детей)
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы (три Лица Святой Троицы);
пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
девять глав (девять чинов Ангельских);
тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.
     Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
(ответы детей)
    Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 
2. Изучение устройства храма.(Презентация)(слайд1.)
 Жизнь храмов можно сравнить  с  жизнью  людей.  Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись, но много храмов осталось и много ещё будет построено.      
Давайте совершим экскурсию по нашему храму Св. Архистратига Михаила села Еленовка, который дорог каждому из нас.(слайд 2.) Золотые кресты, запах ладана, святые образа в мерцании лампад, купала, величественные своды, росписи на стенах, одетый в золото иконостас, горящие свечи, длительные службы Великого поста, радостное пение на Пасху и Рождество. С Храмом связана наша жизнь - от рождения до смерти.(слайд 3.)
Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. (Слайд 4.)
   3. Словарная работа (объяснение новых слов)
(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова:
кадило, икона, иконостас, алтарь, канун, благословение).
 Православный храм делится на три части:
притвор
собственно храм (средняя часть)
алтарь.
     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.(Слайд 5.)
 Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника.(слайд 7.) Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)
Идут года, теряют люди близких.
Старухи в церкви слабою рукой
Выводят поминальные записки,
Где значится вверху: «за упокой».
За все они пред памятью в ответе!
Начнут с отца и матери своих,
А дальше – муж, невыжившие дети,
В войну пропавший без вести жених...
Все имена спешат соединиться,
Сплестись в одну незыблемую суть, -
Растущий список длинной вереницей
Среди листа прокладывает путь...
За ним лежат бескрайние просторы,
Туманной дымкой скрытые вдали...
А сам он служит точкою опоры
Общения умерших и земли.(слайд 6.)
     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.(Слайд 8.)
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить. Это не  секретная комната.Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.
Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 
  Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.( Св. Архистратига Михаила ) (слайд 9.)
В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата).
(слайд 10.)
Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.
    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?
Прихожане в Божий храмХодят рано по утрам,Пообщаться с Богом в нице,Прислониться к плащанице.Просят жизнь добрее стать,Вам здоровья пожелать,Свечи ставят на канон,Свечи ставят у икон.На помин чужой душиВ Божьем храме помолчи,Со слезою на глазахДуша кается в грехах.Приходите в Божий храм,Очищайте душу там!
(ответы детей)
В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
 Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие?
 О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
(Ответы детей)
Учитель: Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм. (слайд 11.)
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм: 
Памятка мальчику:
  Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
        В брюках в храм идёт невежда,
        Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Общие правила:
Вести себя тихо;
Не разговаривать;
Отключить сотовый телефон;
Не вертеться и не смотреть по сторонам;
Внимательно слушать священника.
ІV. Физкультминутка
V. Проверка усвоения нового материала.Учитель: В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении. Посмотрим, насколько вы были внимательны.
А) Работа в тетрадях:. Давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
Я узнал (а), что ________________________ .
Мне понравилось, что __________________ .
Для меня храм – это ____________________.
Икона – это .. ________________________.
Иконостас – это…____________________.
Царские врата – это ..________________.
Канун – это…________________________.
Кадить в храме, значит …_____________.
Б) Подберите слова – прилагательные, характеризующие наш храм в селе Еленовка.
(Храм: красивый, легкий, воздушный, любящий, добрый, искренний, нежный).
VІ. Рефлексия
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой
относятся к храмам?
- Как называется храм, находящийся в нашем селе Еленовка?
– В каком году он был построен?
    Любите , дети, старину
    С ее былинными веками,
    С ее старинными церквами,
    К величию ведшие страну…
    Любите, дети, старину!..
                                       
VІІ. Подведение итога урока
– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях.Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          
Тысячи лет люди ходят в храм.
 Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги  храм  в своей душе и созидай его всю свою жизнь. (слайд 12.)
VІІІ.   Домашнее задание
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке;
- подобрать  и выучить стихотворение о храме;
- с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных
храмов нашей области.
Да благословит вас Господь на благие дела!